Все категории

Все категории

лого
Обновлена 26 июля 2024
просмотры 150

Как составить бизнес-план?

Даже если вы нашли идеальную нишу и много вложили в рекламу, без бизнес-плана ваш бизнес может развалиться через несколько месяцев. Выяснится, что одно недосчитали, второе не учли, к третьему не подготовились. Рассказываем, как написать такой документ и что в нём должно быть.

Содержание:
Что такое бизнес-план
Зачем нужен бизнес-план
Основные виды бизнес-планов
Популярные стандарты
Как составить бизнес-план самому
Распространенные ошибки при составлении бизнес-плана
Где взять готовый бизнес-план
Сделать самому или заказать у профессионалов

Что такое бизнес-план

Это документ, где описывается план развития проекта, включая его цели,этапы развития и анализ рисков. Он содержит:

🔹 Данные об инициаторе;

🔹 Описание товаров и/или услуг;

🔹 Ключевые рынки сбыта и их анализ;

🔹 Финансовые расчёты деятельности;

🔹 Приложения (например, финансовые отчеты, графики, результаты маркетинговых исследований).

Зачем нужен бизнес-план

Бизнес-план должен разрабатываться перед стартом любого проекта. С его помощью вы прорабатываете идею по всем её аспектам, а риски потерять деньги или обанкротиться снижаются. 

На практике бизнес-планированием часто пренебрегают: одним лень всё считать, другие полагают, что рынок слишком переменчив, и всё учесть нельзя, третьим просто скучно, четвертые ограничиваются лишь разработкой финансовой модели.

Чаще всего бизнес-планы заказывают для привлечения внешнего финансирования, чтобы:

⭐ Получить кредит в банке;

⭐ Получить средства от государства (гранты, субсидии, соцконтракт);

⭐ Получить средства от инвесторов.

Основные виды бизнес-планов

Есть 5 основных типов:

1. Внутренние. Для внутреннего применения в фирме. Их оформляют в произвольной форме и создают, чтобы понять проект и оценить его перспективы и риски.

2. Для инвесторов. Их составляют для привлечения внешнего финансирования. Инвесторы могут требовать документ, составленный по международному стандарту. Больше всего инвестора будет интересовать суть бизнеса, инвестиции, конкурентные преимущества проекта, а также показатели окупаемости и рентабельности.

3. Для получения кредита. Нужны для банков. Они же выдают стандарты и рекомендации по оформлению.

4. Для получения господдержки. Нужны под меры поддержки малого бизнеса от государства. Требования и шаблоны дают региональные органы ведомств.

5. Антикризисные. Составляют для компаний, попавших в тяжелое финансовое состояние. Задача – показать кредиторам, как компания будет выходить из кризиса.

Востребованные стандарты – это UNIDO, ЕБРР, BFM Group, KPMG, TACIS. Самым популярным в России можно назвать стандарт от подразделения ООН по промышленному развитию UNIDO. Если у вас стоит задача обратиться к сразу нескольким инвесторам или банкам, лучше всего использовать именно его. Это будет практически универсальный документ, который проще всего будет корректировать под требования конкретной организации.

Структура  документа по стандартам UNIDO:

🟢 Резюме. В резюме дается самая важная информация о проекте в кратком виде: его суть, источники финансирования, требуемые инвестиции, сроки запуска, перспективы.

🟢 Описание отрасли и компании. Подробно рассказывается о компании-организаторе, отрасли, в которой она будет работать, системе управления, штате персонала.

🟢 Описание услуг или товаров. Перечень продукции или услуг, их параметры. Могут быть приложены их фотографии.

🟢 Продажи и маркетинг. Этот раздел содержит информацию о рынках сбыта и реализации, анализ конкурентов, включая их сильные и слабые стороны, анализ целевой аудитории.

🟢 План производства. Описание производственного процесса, включая необходимые для этого помещения и оборудование, технологии, описание логистики с поставщиками и покупателями (клиентами).

🟢 Организационный план. Структура управления, состав и квалификация руководства.

🟢 Финансовый план. Источники финансирования, расходы на открытие, источники средств, расчеты по прогнозируемой прибыли, убытках, о движении денег.

🟢 Оценка эффективности. На основе расчетов делается оценка эффективности. Для этого вычисляются показатели окупаемости, точка безубыточности, рентабельность, чистая прибыль и прочие.

🟢 Гарантии и риски компании. Как компания обеспечит возврат инвестиций, какие риски могут повлиять на дело и способы их минимизации.

🟢 Приложения. Дополнительная информация, которая не вошла в другие разделы: большие таблицы, графики, схемы, фото.

Как составить бизнес-план самому

Работу над можно разделить на 4 основных этапа.

1. Анализ рынка и конкурентов

Начинать без аналитики – это способ провалиться на старте. Все свои гипотезы нужно проверять и точно выяснить, нужен ли ваш продукт рынку, чего хотят потребители, что и по какой цене предлагают конкуренты. 

Маркетинговые исследования для крупных проектов можно заказать, локальный рынок придется анализировать самостоятельно. Больше всего информации дают конкуренты – вы можете выяснить их прайс-листы, зарплаты сотрудников, целевую аудиторию, условия работы, дизайн, отзывы. 

Остальную статистику можно взять из данных Росстата и других госорганов и их региональных представительств. При исследовании рынка также часто проводится SWOT-анализ. 

2. Сбор исходных данных

Переходить к написанию нет смысла, пока не собрана исходная информация, которая ляжет в его основу и в основу финансовой модели. Вот, что вам потребуется:

🔺 Определить размеры инвестиционных расходов, периоды их осуществления (строительство, ремонт, покупка, доставка, монтаж оборудования)

🔺 Определить затраты основного периода – аренда, коммунальные, связь и прочее.

🔺 Выбрать систему налогообложения;

🔺 Определить будущие источники финансирования, объем средств, которые необходимы, сроки их возврата.

🔺 Определить, сколько нужно сотрудников, сколько им платить;

🔺 Понять потребности в материалах, объемы складских запасов;

🔺 Рассчитать объемы производства и продажи, выяснить цены (закупочные, конечные), учесть фактор сезонности.

3. Формирование финансовой модели

Без финансовой модели дело не построить, поэтому расчеты делаются заранее. Для этого можно использовать обычный документ в Excel или специальные программы, включая платные. Суть их работы в том, что вам просто нужно ввести исходные данные, а программа создаст отчет о прибыли, убытках и кэш-флоу, представит информацию в виде таблиц, диаграмм и графиков.

Примеры сервисов для расчета финансовой модели: MarketExpert, BPE24, Альт-Инвест Сумм, Project Expert. 

4. Написание

Только после того, как вы собрали всю исходную информацию и произвели расчеты финансовой модели, переходите к написанию документа. Чтобы не переделывать работу дважды, и изучите требования к оформлению от банков и инвесторов, к которым планируете обращаться.

Распространенные ошибки при составлении бизнес-плана

👉 Не учтены требования к оформлению. У внешних инвесторов, банков и госорганов надо заранее уточнять их требования к оформлению документа, иначе вам вернут его назад.

👉 Цифры и данные взяты “с потолка”. Будьте готовы, что информацию в документе перепроверят, поэтому будьте точны и не приукрашайте.

👉 Слишком большой объем. Нужно писать кратко и по делу, особенно если пишете для стороннего инвестора. Желательно уложиться в 20-40 страниц и не описывать подробно слишком банальные вещи, превращая документ в подобие курсовой работы. Особенно уделяйте внимание резюме: именно резюме инвесторы читают в первую очередь.

👉 Нет подкрепляющих данных о будущих продажах. Надо максимально обосновать, почему товары и услуги будут покупаться, лучше всего провести маркетинговое исследование. Часто обещается слишком высокий рост продаж, но оптимистичные прогнозы ничем не подкрепляются.

👉 Нет информации о конкурентах. Если идея не полностью новаторская, конкуренты будут всегда, хотя бы в смежных направлениях. Без их анализа работа будет неполной.

Где взять готовый бизнес-план 

Сразу откажитесь от идеи просто скачать готовый бизнес-план и открыть по нему бизнес. Двух одинаковых проектов не существует, в каждом есть масса деталей, каждый требует своей финансовой модели с учетом текущих цен и реалий рынка.

Готовые варианты можно использовать как:

🔵 Шаблоны для своих задач;

🔵 Для более глубокого изучения вашей ниши;

🔵 Как документ для предоставления госслужбам (иногда им важно лишь его наличие, а на содержание не смотрят).

Готовые документы сегодня продаются на многих сайтах и в каталогах. Качество их разное, свежесть материала тоже. Некоторые годятся только для ознакомления с бизнесом, в других есть проработанные финансовые модели с таблицами. Цены разные: от символических сумм до 40-50 тысяч рублей и выше в магазинах вроде РБК, где также продаются маркетинговые исследования.

Сделать самому или заказать у профессионалов

Еще больший разброс цен на составление документа с нуля: зависит от вас, масштабов вашего проекта и от исполнителя. Если у фрилансеров это может быть около 3-5 тыс. рублей, крупные консалтинговые и аудиторские компании могут просить сотни тысяч и даже несколько миллионов рублей.

Не стоит полагаться только на внешних экспертов. Человек “со стороны” не будет вовлечен в проект так, как вы, не будет столь же глубоко понимать его специфику. Привлекать специалистов лучше после того, как вы прошли этап сбора информации, чтобы ее правильно структурировали и красиво подали, если вам требуется показывать документ инвесторам.

Похожие статьи

Комментарии

Пока никто не оставил комментарий. Будьте первым кто это сделал!

Предложения франшиз

Нейроджимми

франшиза обучения нейросетям

Центр Запуска Речи

франшиза центра патологии речи

Настоящая пекарня

франшиза пекарни

Стрикси

франшиза парикмахерских

Первая фабрика мягких окон

франшиза фабрики мягких окон

FOXJOB

франшиза кадрового агентства

RIMMELTON COFFEE

франшиза кофейни самообслуживания

Pacmen

франшиза фулфилмент-центра

Центр Горящих Туров

франшиза туристических агентств

AVATAR GAMES

франшиза арены виртуальной реальности

Another World

франшиза VR-Арены

CHI-CHI

франшиза лазерной эпиляции и массажа

Pink Lemon

франшиза студии маникюра

Хозяюшка

франшиза экспресс химчистки-ателье

modi

франшиза товаров для дома

Чёткие поделки

франшиза мастер-классов по изготовлению деревянных поделок

СДЭК

франшиза логистической службы

Листок

франшиза автономного копицентра

iBOX

франшиза магазина автоэлектроники

баннер

Подробнее
Скрыть
лого франшизы

Новая заявка на франшизу