Франшизы аптек в 2026 году
Сегодня в России работает более 82 тысяч аптек разных форматов, и их общая выручка превысила 2 трлн рублей, подсчитали специалисты аналитического агентства «Альфа Ресерч и Маркетинг».
Такая ситуация как раз благоприятна для франчайзинга — рынок уже объёмный, при этом, он не стагнирует, а растёт в среднем на 14% в год. Поэтому в нашей стране и открывается по 4 тыс. новых аптек в год.
Но всё ли так радужно?
Далее мы рассмотрим, как по-настоящему обстоят дела с аптечным рынком в РФ, как развивается сфера, что, конкретно, с франчайзингом в этой области бизнеса.
В конце мы порекомендуем несколько франшиз аптек, которые наиболее подходят для открытия в 2026 году.
Обзор рынка аптек на 2026 год
На сегодняшний день можно уверенно сказать, что рынок аптек — это рынок крупных сетевых компаний. 20 сетей с самым большим количеством точек контролируют более 75% рынка, а 2 абсолютно лидирующих бренда — это почти 20% совокупной выручки всех аптек на территории РФ — пишут в своём исследовании эксперты в аптечном деле DSM Group.
Набирают обороты онлайн-продажи лекарств. Всё те же DSM Group пишут, что на конец 2024 года общий объём всех продаж в интернет-аптеках приблизился к 212 млрд рублей, это на четверть больше, чем годом ранее. А уже к июню 2025 года онлайн-продажи препаратов превысили 270 млрд рублей.
Становится понятно, что если ты хочешь конкурировать с аптеками в формате «у дома», тебе 100% нужен онлайн-магазин, самовывоз, доставка и другие сервисы, которые уже перестали быть преимуществом отдельных компаний, а уже стали на рынке общепринятым стандартом качества .
Плюсы и минусы аптечного бизнеса
Очевидно, что главный плюс аптеки, как бизнеса — это стабильный спрос. Сложно придумать более надёжный бизнес.
Люди в нашей стране могут отказаться от отпуска, строительства дачи, ремонта в квартире, других удобств и привилегий, но не перестанут покупать лекарственные препараты даже в периоды финансовых кризисов и другие отрезки экономической нестабильности.
Свой рост на более, чем 10% ежегодно, рынок показывает как раз за счёт стабильно растущего спроса от частных лиц.
Да, россияне покупают в аптеках чаще с каждым годом, но главный фактор даже не в этом. Главное, что стабильно, пусть понемногу, но увеличивается средний чек (в реальном выражении). Средний чек, по данным RNC Pharma, растёт двузначными темпами каждый год — по 12-15%.
То есть, наши соотечественники тратят на лекарства не только всё чаще и чаще, но и всё больше и больше.
Нужно сказать,что минусы у аптек не менее весомые.
Во-первых, конкуренция. Можете прямо сейчас выйти из дома, и в доступности 15 минут у вас может быть 5-10 аптек. Под разными брендами, но, с плюс-минус, одним и тем же ассортиментом.
Чем мощнее сеть, тем более выгодные цены она может предложить конечному потребителю. Потому что, как производители, так и распространители лекарств дают крупным сетям лучшие условия, и логистика у них более отлаженная.
Ещё один фактор — ограничение цен на жизненно важные лекарственные препараты. На большую часть ассортимента вы просто не сможете выставить цену, какую захотите. От региона к региону потолок наценки будет разниться, в среднем до 20% на розничную цену и 10-12% на опт.
Говоря простым языком, зарабатывать приходится либо, продавая очень много, либо на сопутствующих товарах — БАДах, товарах медицинского назначения, диетическом питании, минеральной воде и др.
Отдельно нужно сказать, про серьёзный кадровый голод. Сегодня, как пишет, «Парламентская газета», аптечный рынок недосчитается порядка 25% специалистов, и это не финальное ухудшение. Опираясь на то, что число школьников сдающих ЕГЭ по химии снижается, уже в ближайшие годы показатель вполне может увеличиться до 30% и более.
Серьёзные аптечные сети знают об этой проблеме и озабочены рекрутингом фармацевтов в регионе. В паушальный взнос целого ряда франшиз включён пункт о подборе штата сотрудников «под ключ».
Со всем вышеперечисленным, конечно, можно справляться самостоятельно. Но дешевле, проще и менее затратно по нервам — просто приобрести франшизу. У всех компаний, которые развиваются по франчайзингу, вопросы с привлечением живого трафика, поставками, допродажами, сопутствующими товарами и всем остальным уже решены.
Требования к аптечному бизнесу
С точки зрения контролирующих органов, аптека — это не какой-то «магазин». Это объект по своему статусу приближенный к медицинской организации.
Чтобы открыть аптеку нужна целая кипа документов — разрешения на фармацевтическую деятельность, лицензии на помещение, оборудование, персонал и др. Некоторые из документов, которые понадобятся вам, чтобы просто начать продавать лекарственные препараты:
- Вся инфраструктура вашего бизнеса должна будет соответствовать требованиям к фарморганизациям.
- Помещение должно соответствовать GPP — правилам надлежащей аптечной практики. Они глубоко регламентируют деятельность аптек, от условий хранения препаратов до специальных зон.
- Что такое «зоны»? В аптеках подразделяется всё, от санузла до торгового зала и приёмки. Каждая из зон описывается в специальных регламентах и контролируется.
- Особенно следят за определёнными группами препаратов — сильнодействующие, жизненно важные, психотропные и др. Для хранения некоторых, вообще, нужен сейф.
- Усиленно контролируются в аптеках и санитарные нормы, от постоянно появляющихся новых СанПиНов, до требований по проведению обеззараживания и особенных регламентов по работе с отходами.
Один из органов, который контролирует деятельность аптек — это «Росздравнадзор». В своём недавнем отчёте популярный среди фармацевтов портал «Провизум» отметил, что проверяющие из «Росздравнадзора» внимательно проверяют температурный режим, влажность, режим хранения, маркировки, ведения журналов и соблюдение лицензионных требований и GPP.
Что касается онлайн-продаж, то в аптечном бизнесе они тоже достаточно строго регламентируются. Само собой, вы не можете отдавать на доставку рецептурные препараты. Но кроме этого, вы не сможете продавать через интернет-магазин:
- целый ряд спиртосодержащих препаратов,
- лекарства в составе, которых входят элементы, которые относятся к наркотическим и др.
Но даже, если вы захотите продавать только допустимые товары, вам всё равно придётся пройти тест на соответствие некоторым требованиям:
- есть такой утверждённый документ Правила дистанционной торговли — вот вы должны соответствовать всем пунктам из него.
- а также, вы должны получить целый перечень дополнительных разрешений от «Росздравнадзор».
Из интересного, например, к онлайн-торговле не допускаются аптечные сети с менее, чем 10 точками, только лицензированные и только официально работающие более года.
Подытоживая, нужно сказать, что современная аптека должна работать как бизнес, где несколько форматов собраны в одном — это и розничная торговля препаратами (причём зарегламентированная по всем фронтам) и онлайн-магазин с доставкой, самовывозом, своим складом, логистикой и т. д. Потянуть такое в одиночку крайне не просто, поэтому мы рекомендуем вам рассмотреть вариант с открытием по франчайзингу. Актуальные франшизы аптек в 2026 году мы собрали для вас ниже.
Обзор франшиз аптек в 2026 году
Подобрали для вас 9 франшиз, которые наиболее хорошо справляются с текущими вызовами. С ними у вас будет и быстрый комфортный старт и путь до плановых показателей по прибыли и выручке.
1. «Аптека Фарма» — это управленческая франшиза от федеральной сети с более, чем 350 точками по всей России. Предложение только для действующих аптек, не подходит для тех, кто хочет начать бизнес «с нуля». Управляющая Компания берёт на себя все бизнес-процессы, от ассортимента до маркетинга и поставок, всё это за 80-90 тыс. рублей. Платить нужно разово, эта стоимость за подключению одной аптеки. Прибыль франчайзи увеличивается каждый месяц, в среднем рост на 7% от оборота. Главное преимущество франшизы — партнёр полностью сохраняет юрлицо за собой, УК делает всю операционку, по сути, превращая аптеку для франчайзи в пассивный бизнес.
2. «АПТЕКА PHARMA». Франшиза с похожим названием, но с принципиально другой бизнес-моделью. Проект от федеральной сети аптек, работающих в формате «pharm-market». В отличии от многих конкурентов, точки для партнёров компания открывает «под ключ». УК предлагает прямые контакты поставщиков на весь ассортимент. Причём, закупки будут происходить по корпоративным ценам. Эти цены ниже оптовых, за счёт чего конечная стоимость лекарственных препаратов для потребителя тоже будет заметно ниже. Стартовые вложения в открытие по этой франшизе от 2,5 млн рублей, а чистая прибыль от 280 тыс. рублей в месяц.
3. «Советская аптека». Сеть недорогих аптек, представленная в более, чем 70 регионах России. Главным путём для развития компания со старта выбрала именно франчайзинг, поэтому более 300 из 388 точек, открыты, как раз, по договору франшизы. Основным форматом являются аптеки «у дома». Низкие цены для покупателей компания может давать, в первую очередь, за счёт того, что есть свой фармацевтический дистрибьютор. Помимо цен, это преимущество позволяет более качественно контролировать ассортимент — заказывать только то, что лучше всего продаётся, оперативно вносить изменения в перечень своего каталога препаратов. Стартовые вложения начинаются с 2,2 млн рублей — в сумму уже включён паушальный взнос (от 249 тыс. рублей, цена варьируется в зависимости от формата, масштаба бизнеса и региона франчайзи).
4. «Планета Здоровья». Франшиза, дающая партнёрам гарантию по договору. В случае, если дело по тем или иным причинам, не пойдёт, Управляющая Компания обязуется вернуть средства затраченные на запуск проекта. Ещё одно преимущество — сильная команда специалистов, работающая на улучшение процессов каждой точки сети. Это фармацевты, маркетологи, бухгалтеры, юристы и др, с почти 20-летним опытом на российском аптечном рынке. На открытие требуется всего 750 тыс. рублей — это из-за одного из самых небольших паушальных взносов среди всех франшиз-лидеров, всего от 150 тыс. рублей. При полной поддержке, УК не берёт с франчайзи роялти. Заявленная чистая прибыль при удачной локации и отлаженных бизнес-процессах — порядка 300 тыс. рублей. За счёт этого средняя окупаемость среди аптек открытых по франшизе — всего 3 месяца.
5. «Озерки» — одна из самых крупных и популярных сетей аптек в России с более, чем 500 точками по стране. Компания развивается по модели обратного франчайзинга. Это когда для партнёра товар поставляется под реализацию, но сам партнёр управляет ассортиментной матрицей, закупками и ценовой политикой. При этом, Управляющая Компания берёт на себя ключевые бизнес процессы, в том числе, предоставляет мощности федерального маркетинга, возможность очного обучения, подключение к онлайн-магазину лекарственных препаратов и единый call-центр. Прибыль формируется с процента от дохода, в «Озерках» он от 20% товарооборота. Паушального нет и роялти тоже.
6. Похожая по условиям франшиза аптеки «Клеверфарм». Также более 500 точек по РФ, также нет паушального и роялти, 20 лет на рынке, а упор сделан на максимальную простоту открытия и финансовую прозрачность. Одно из самых интересных преимуществ — возможность получить рассрочку на стартовые вложения на срок до 6 месяцев. Для партнёров УК предоставляет доступ к более, чем 60 главным фармацевтическим поставщикам — условия с ними эксклюзивные. При этом, полная свобода выбора — закупайте у кого хотите, наценка также на усмотрение франчайзи, по ремонту оборудованию и элементам дизайна интерьера ничего не навязывается. «Клеверфарм» берут на себя лицензирование вашей точки, предоставляя его полностью «под ключ», переговоры с госорганами тоже на специалистах УК. Общий объём стартовых инвестиций — от 1,35 млн рублей.
7. «Фармия» — франшиза от федеральной аптечной сети с современной IT-платформой и мощной управленческой компанией. Партнёрам помогают как на старте, так и после открытия. Поддерживают в оформлении юр. лица, поиске помещения, ремонте и закупке торгового оборудования. Поставки товара УК обеспечивает: помогает получить разрешения на все виды препаратов, а условия такие, что конечная наценка доходит до 28% (один из самых высоких показателей на рынке). По договору франшизы у «Фармия» открыты уже более 50 точек, а за онлайн-сервисы компании платят более 450 аптек по всей стране. Вложения в открытие одной аптеки «Фармия» — 2,2 млн рублей, многие франчайзи открывают вторые, третьи и последующие точки уже в течение первых лет работы.
8. «Эвалар» — франшиза, которая на рынке более 20 лет и обладает званием «Марка №1 в России». Сегодня под брендом уже работает более 150 точек в России и СНГ. Одна из самых сильных сторон предложения — собственное производство и линейка препаратов из более, чем 300 позиций — это лекарства, косметика, биоактивные добавки, специализированные пищевые продукты и другая продукция медицинского назначения. Под брендом открыты представительства в Австралии, США, странах центральной и восточной Европы. Для партнёров, помимо поддержки в поиске помещения и сотрудников, компания запускает маркетинговую кампанию на старте — это активности в соцсетях с миллионными охватами и ролики на федеральном ТВ.
9. «Аптека Низких Цен» — это франшиза, которая особенно хорошо покажет себя в небольших городах. Сеть — лидер тверской области, более 10 лет развивает формат аптек от 35 кв. м. с невысокой стоимость лекарственных препаратов. В ассортименте более 10 тыс. наименований. Главное преимущество франшизы — экспертиза УК в региональном российском рынке. Для каждой точки перечень товара подбирают индивидуально, исходя из расположения, возрастного состава и достатка клиентов в этом районе. Большинство бизнес-процессов в автоматизировано: закупки централизованы, сопровождения найма сотрудников на протяжении действия всего договора, маркетинг «под ключ».

