Обзор рынка СПА-услуг. Лучшие франшизы СПА 2025 года в каталоге Businessmens.ru
Содержание
Что такое SPA?
Рынок СПА-процедур, салонов и кабинетов развивается в России уже давно. Это популярное направление, разнообразными услугами которого пользуется огромное число людей с совершенно разным уровнем обеспеченности. Предпринимателей такой спрос устраивает на все сто, поэтому появляется всё больше игроков и концепций, растут крупные компании, продавая франшизы, открывается собственный бизнес. Однако такая активность сыграла и злую шутку с нашим рынком СПА.
Дело в том, что SPA на отечественной арене очень часто имеет статус «модной» и «актуальной» приставки. И многие предприниматели считают, что она сама по себе может привлечь большое количество клиентов. А по сути, от изначального значения в таких бизнесах нет вообще ничего.
В переводе с латинского (а именно оттуда SPA и пришло в индустрию) Sanitas per Aqua означает «здоровье через воду». Но ладно латинское выражение, наши предприниматели уже давно подхватив тренд использования приставки СПА, вообще перестают понимать, что это за процедуры. В итоге, уже даже обычные франшизы салонов красоты называются СПА-салонами. Несколько индустрий смешались воедино.
Основная задача СПА процедур – релаксация. Естественно с уклоном в лечебную пользу. Соответственно, те же франшизы парикмахерских не могут относиться к СПА-процедурам. Однако в крупном СПА центре может работать и мастер-парикмахер. Делается это для достижения комплексного подхода. Но например, на западном рынке, в СПА-центрах не может быть выделено под косметологические и парикмахерские процедуры вместе взятые более 75% от площади комплекса. У нас же, как показывает практика, всё с точностью наоборот. И иногда то, что называется центром СПА, предлагает клиентам только такие услуги.
Впрочем, так не везде и не всегда, что радует. Есть франшизы СПА-салонов, которе полностью отвечают своему статусу.
Виды СПА-бизнеса
Исходя из всего вышесказанного, на российском рынке можно выделить несколько вариантов бизнеса, который действует в рамках индустрии SPA-процедур:
Первый вариант – стандартный салон красоты, который может предложить клиентам в том числе и несколько SPA-процедур. Как правило, это такие процедуры, которые не требуют больших затрат на оборудование. Например, СПА-педикюр.
Второй вариант – классический. То есть такой центр, который предлагает услуги, подразумевающие релаксацию. Часто в таких «правильных» СПА-салонах, помимо услуг создаётся нужная расслабляющая атмосфера, а клиент может получить консультации по всему образу жизни, включая отдых и питание. В таком комплексе услуги СПА занимают 80% ассортимента услуг и часто объединены в программы, позволяющие получить максимальный эффект.
Третий вариант – специализированные большие СПА-центры. Это крупные комплексы уже с более медицинской направленностью. Как правило, помимо стандартных распространённых СПА-процедур в них клиентам предлагается бассейн, баня и сауна и консультации профильных врачей.
Четвёртый вариант – это отдельное направление SPA-индустрии. Так называемый отель-СПА. Когда комплекс процедур предоставляется в рамках гостиничной франшизы. В России это направление пока ещё не сильно развито. Но интересно, что те же самые лечебные санатории так широко распространённые в Советском Союзе как раз были представителями этой индустрии. Разве что некоммерческой её ветви. Сейчас такого уже нет, однако, учитывая, что мировых курортов в России мало, частные санатории с процедурами снова медленно входят в моду. К счастью, в современном дорогом формате СПА-отелей.
Отдельным подвидом идут франшизы медицинских центров со СПА-процедурами. В отличие от третьего вида, здесь ориентир не на расслабление, хотя без него не обходится. Здесь ориентир на лечение заболеваний с использованием, в том числе и SPA. Обычно в таких центрах лечатся заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и кожных покровов.
Рынок SPA в России
По данным научно-исследовательского Института Стэндфорда ещё до 2017 года, торговый оборот мировой индустрии оздоровительных процедур составлял 3,4 миллиарда долларов, что больше в три раза, чем вся фармацевтическая индустрия. Тут нужно заметить, что в эту категорию входит не только SPA, но и вообще весь так называемый wellness-сегмент (концепция здорового образа жизни). На СПА тут приходится порядка 94 миллиарда долларов.
Как заявляют аналитики, это направление развивается быстрее чем туризм на 50%. К слову, 6 из 10 отелей с пятью звёздами, имеют SPA-комплекс.
В России темпы роста также высоки, хотя общее состояние индустрии немного ниже. На это влияет и изменчивая экономическая ситуация, и стремление сделать всё также дорого, как за рубежом, но без основательной подготовки. Согласно опросам, проводимым по Москве (передовой представитель услуг СПА-сегмента в России), основной проблемой является несоответствие цены качеству. Большинство салонов, добавляя приставку SPA, считают, что это даёт им право ставить заоблачные цены на услуги. И так бы и было, если бы качество этих услуг также было на высшем уровне. Но увы, часто можно видеть ситуацию, когда салон начинает предоставлять услуги, видя, что на них есть спрос, но не заботясь при этом о вложениях в самое качественное оборудование и профессионализм мастеров.
Периодические кризисы также влияют на развитие индустрии. С одной стороны можно видеть, как индустрия после кризиса «оздоравливается». То есть с рынка уходят те фирмы и предприниматели, которые, не заботясь о качестве, стремились заработать быстрее и больше. Франшизы же, которые ставят целью максимальное развитие, стремятся сохранить свои ресурсы и даже, наоборот, увеличить влияние. В этом, кстати, успешно помогает франчайзинг. Именно франчайзинговая система позволяет крупным игрокам развиваться быстро в послекризисное время. Так было после кризисов 2008 года и 2014 года.
СПА-бизнес России в 2020 году
2020 год преподнёс мировой экономике немало сюрпризов. Но в отличие от двух предыдущих кризисов, ситуация усугубилась карантинными мерами из-за пандемии. На долгое время закрылось большинство предприятий, предполагающих посещение. Начиная от кафе и ресторанов, заканчивая СПА-кабинетами и парикмахерскими. Для бизнеса даже месяц простоя без единого клиента может нанести непоправимый урон. А самоизоляция на момент написания статьи ещё не закончилась.
Однако уже сейчас появляются новости, которые дарят надежду некоторым отраслям. Понятное дело, что те же сегменты франшиз доставки еды или франшиз аптек пострадали меньше всего, потому что работали. Но вот на дворе уже конец апреля, аналитики в один голос твердят о том, что для России дальнейший «карантин» будет означать потерю как минимум 8 миллионов рабочих мест, и сверху начинают звучать неуверенные заявления о том, что можно постепенно самое необходимое открывать.
По сообщениям редакции Коммерсантъ, вначале апреля мэр Сергей Собянин издал указ, где говорится, что в Москве и Подмосковье снимаются ограничения на работу для предприятий сферы услуг, имеющих медицинскую лицензию.
Открыться смогут косметические центры, массажные салоны и бани, если у них имеется разрешение на медицинскую деятельность.
Это действительно отличная новость для этого сегмента индустрии. Хотя в условиях усиления мер изоляции выглядит немного странным. Но, по крайней мере, поможет хотя бы части предпринимателей остаться на плаву, а не прогореть под натиском всё ещё необходимых арендных, налоговых и зарплатных платежей.
Вот только, возвращаясь к тому, о чём мы изначально говорили, даже в огромных косметологической и СПА индустриях, салонов, которые имеют медицинскую лицензию не так много. Напомним, обязательна она как минимум для тех, кто оказывает услугу, нарушающую кожный покров. То есть те же маникюрные процедуры, парикмахерские, да и большинство бань, под эту категорию не попадают.
А тут ещё в конце апреля в той же Москве ввели усиленный режим, позволяющий людям выходить на улицу только по спецпропускам. Антиутопические (хотя наверное и вынужденные) меры в принципе исключают исправления ситуации с «тонущим» бизнесом. Ведь даже если кто-то откроется, пока что посещать его будет просто некому.
К чему это всё сказано? К тому, что, во-первых, какова будет бизнес-реальность после окончания пандемии можно только предполагать. А во-вторых, среди негативных новостей есть и проблески надежды для определённых категорий. Так, можно с уверенностью говорить, что когда ситуация с «карантином» начнёт завершаться, первым позволят открыться предпринимателям именно индустрии услуг. В том числе и СПА-центрам.
Стоит ли открывать СПА-салон?
Даже если не брать во внимание нынешнюю ситуацию, когда многие действующие и будущие предприниматели затаились в ожидании, открывать собственный бизнес в индустрии СПА – дело непростое.
SPA-рынок в России нацелен на потребителя с хорошим заработком. Мы говорили о том, что в той же Москве услуги этого сектора завышены. С другой стороны, таких клиентов в обычное время тоже хватает. Вот только, если вы оказываете услуги высокого порядка по высокой цене, то и качество сервиса также должно быть на самом высоком уровне. Иначе, вы просто не приобретёте ни одного постоянного клиента. Людям нужно понимать, за что они платят большие деньги, даже если недостатка в них не испытывают.
Поэтому организация хорошего СПА-бизнеса, это не только вложения в хороших специалистов, оборудование и ремонт. Это ещё и организация сервиса, который устроит целевую аудиторию.
И если ни со специалистами, ни с ремонтом, ни с оборудованием, у начинающего предпринимателя, имеющего финансовый запас, проблем не возникнет, то вот сервис должен строится, в том числе на опыте. А опыта может не быть вовсе.
Это первая проблема. Вторая – ассортимент услуг. Опять же, как мы уже писали, СПА-индустрия включает в себя огромное количество разных процедур. И даже в больших центрах предоставляются они далеко не все. Что уж говорить о среднем, или маленьком начальном варианте со СПА-кабинетом или салоном. А какие процедуры будет предоставлять ваш бизнес?
Хороший вопрос, который требует очень тщательного подхода. Потому что от ответа на него будет целиком зависеть успех всего дела, выраженный в количестве клиентов. Чтобы этот ответ найти, не обладая знаниями индустрии, тенденций и опытом, потребуется провести большую работу в виде глубокого анализа рынка.
Если всё это вы можете организовать сами, то путь открыт. Главное помните, что процесс запуска бизнеса – долгое время. Не получится это сделать за неделю или две. Всегда закладывайте запас и времени, и денег.
Если же такие задачи для вас непосильны, то рекомендуем обратить внимание на франчайзинговые предложения. И в 2020 году это актуально как никогда.
Крупные фирмы, предлагающие купить франшизу, в большинстве своём обладают всем тем, чего не хватает для успеха начинающему предпринимателю.
И главное среди этого – опыт организации бизнеса в SPA-индустрии. Это означает знание спроса на те или иные услуги, знание проверенных поставщиков оборудования и товара, наличие готовой системы, которая включает в себя и план открытия, и план продвижения, и план работы с клиентами. К тому же компании обладают ресурсами для анализа конкретного регионального рынка, что может также сыграть на руку предпринимателю, планирующему открывать бизнес в новом для фирмы регионе.
В этом разделе вы найдёте множество франчайзинговых предложений от разных фирм. И от строгих SPA-центров, и от компаний, занимающих смежные сегменты рынка.
Франшизы SPA
Чтобы вам было легче сориентироваться, мы выделили в небольшую таблицу краткие данные по востребованным франшизам. Опыт фирмы, количество необходимых инвестиций и среднестатистический срок выхода на окупаемость среди их франчайзи (по данным самих компаний).
Название | Действует с | Открыто | Инвестиции, руб. | Окупаемость, мес. |
LaserLove | 2018 | 305 | 940 000 | 6 |
Chi-Chi | 2019 | 11 | 970 000 | 4 |
Body Dream | 2019 | 3 | 350 000 | 4 |
Med YU Med | 2018 | 7 | 2 000 000 | 6 |
Чаша | 2019 | 1 | 990 000 | 6 |
Тайрай | 2010 | 45 | 4 000 000 | 18 |
RoylThai | 2015 | 18 | 7 000 000 | 20 |
Но напоминаем, для полноценного ознакомления, вам, во-первых, стоит досконально изучить предложения, а во-вторых, задать вопросы непосредственно представителям франшизы. Наш каталог франшиз позволяет сделать это напрямую. Достаточно войти на страницу франшизы и отправить запрос на связь через кнопку «получить бизнес-план».