Все категории

Все категории

лого
Обновлена 22 апреля 2024
просмотры 462416 комментарии 1

Что такое франчайзинг?

Что такое франчайзинг, чем отличается роялти и паушальный взнос, а также другие термины простым языком

Даже если вы не знаете, что такое франчайзинг, то в жизни вы наверняка с ним сталкивались. Например, если хоть раз посещали McDonald’s, заходили в магазин  «Пятёрочка», пили кофе в Cofix или наслаждались сладостями в Cinnabon. Эти и другие бренды открывают в разных городах и странах свои новые точки, продавая право другим компаниям и предпринимателям, и развивают свой бизнес по схеме, которую называют франчайзингом.

Что такое франшиза и франчайзинг

Франчайзинг – это форма предпринимательской деятельности, при которой компания, имеющая торговую марку и бренд, заключает с другой фирмой или предпринимателем договор и предоставляет право в течение определённого срока использовать этот бренд (торговую марку, технологии и прочее) в своём бизнесе, соблюдая при этом инструкции и корпоративный стиль.

👍 Проще говоря - это когда предприниматель покупает право открыть бизнес под известным названием и пользоваться готовой технологией другой фирмы, чтобы не придумывать самому.

Очень близко к этому понятию слово “франшиза”. Но если первое - это вид предпринимательства, процесс, то франшиза - это уже объект, продукт этой формы договорных отношений, детально изложенная бизнес-модель, набор инструкций, правил, прав и обязанностей партнера, а также прочие услуги поддержки от компании-франчайзера.

Плюсы и минусы франчайзинга

В схеме всегда есть две стороны - это франчайзер, то есть компания, которая продает франшизу, и франчайзи, который ее покупает и работает по её условиям. И для каждой стороны есть свои сильные и слабые стороны.

Плюсы для франчайзи:

✅ Готовый бренд, который не придется развивать с нуля;

✅ Понимание, как действовать. Партнера могут вооружить пошаговой инструкцией по запуску и ведению бизнеса, помочь с бизнес-планом и поддерживать консультациями.

✅ Обучение. Обучать могут и предпринимателя, и его сотрудников, а также оказывать помощь в подборе последних.

✅ Маркетинговая программа. Не придется самостоятельно думать над тем, как рекламироваться, поскольку вам дают работающие методы и программу лояльности.

✅ Автоматизация. Бизнес-процессы у компаний с опытом часто автоматизированы за счёт CRM-систем, мобильных приложений и различных интернет-сервисов.

Плюсы для франчайзера:

👍 Быстрое расширение бизнеса. Это популярный способ масштабироваться, при этом не привлекая собственные инвестиции.

👍 Дополнительный доход. За свои услуги, право пользование брендом и другой интеллектуальной собственности франчайзер получает оплату.

👍 Рост узнаваемости бренда.

👍 Привлечение активных партнёров. По сравнению с открытием собственных филиалов владелец привлекает не наёмных работников, а полноценных бизнес-партнёров с ресурсами и желанием развиваться.

Минусы для франчайзи:

❗ Ограничения в свободе по ряду вопросов (дизайн, ассортимент, технология, ценообразование);

❗ Зависимость от репутации компании;

❗ Возможные проверки, штрафы и прочие санкции за нарушения;

❗ Бюрократические сложности при разногласиях или при желании расторгнуть договор.

Минусы для франчайзера:

❌ Большая подготовительная работа по упаковке бизнеса;

❌ Необходимость отслеживать качество работы франчайзи, чтобы не страдала репутация бренда;

❌ Затраты на сопровождение партнёров и оказание услуг обучения, консультирования, рекламной и техподдержки, в больших компаниях - на создание специального отдела.

Приведенные плюсы и минусы достаточно условны (перечни могут быть гораздо шире и наоборот меньше), ведь на практике всё зависит от предложения.

Выгода франчайзера и франчайзи

С плюсами и минусами понятно, а в чём финансовая выгода для каждой сторон? 

Со стороны франчайзера, который передает право использовать свой бренд, товарный знак и технологии, источников выгоды может быть несколько.

⭐ Паушальный взнос. Это стартовая разовая оплата, которую франчайзер назначает индивидуально, а размер взноса может зависеть от того, сколько расходов делает владелец для того, чтобы франчайзи включился в работу и стал зарабатывать. Впрочем, некоторые компании на паушальном взносе стараются еще и как следует заработать.

⭐ Роялти. Это регулярная плата за пользование брендом и услугами компании, которая обычно уплачивается раз в месяц или квартал. Обычно представляет собой фиксированную сумму или процент от оборота или прибыли.

⭐ Прочие финансовые обязательства. Также, франчайзер может обязать партнёра регулярно закупать у него товар или ввести прочие формы оплаты за дополнительные услуги, установив на них наценку (маркетинг, техобслуживание, обучение и т.д.)

Для франчайзи выгода от сотрудничества тоже может быть существенной. Не придется вкладываться в создание и раскрутку бренда с нуля, допускать ошибки с оборудованием, поставщиками и продукцией, самостоятельно разрабатывать технологию. Также можно избежать массы дорогих проколов,. Касаться они могут помещения и дизайна, выбора ПО, бюрократических вопросов и работы с проверяющими органами, нюансов бухгалтерии, работы с кадрами и так далее. 

Словом, любое отсутствие опыта в каком бы то ни было вопросе - это время, а время в бизнесе, как известно, это деньги.

Риски

Риски присутствуют как для франчайзера, так и для франчайзи, а едва начатые отношения тут же разрываются с требованием вернуть роялти и паушальный взнос обратно. 

Для франчайзера:

  • Риск столкнуться с неблагонадежными партнерами, которые не будут следовать рекомендациям и инструкциям франчайзера;
  • Франчайзи, перекладывающие ответственность на компанию и нежелающие работать;
  • Игнорирование и задержки выплат и роялти от партнеров.

Для франчайзи:

  • Риск нарваться на сырое предложение с непроверенной бизнес-моделью;
  • Угроза попасть на кабальные отношения;
  • Бизнес может быть плохо упакован, информация, которая призвана помогать, выслана и преподнесена как попало, обучение отрывочно и бессистемно;
  • В условиях региона франчайзи предложенная бизнес-модель может не работать, а данный бренд на местном рынке иметь слабую узнаваемость.

Основной причиной несложившихся отношений часто выступают не нарушения или недобросовестность  с чьей-то стороны, а изначальные ожидания. 

Покупатели путают эту форму взаимодействия с пассивным инвестированием. Но это такой же бизнес, и никто другой за предпринимателя его строить не будет.

Предприниматель может попасть в другую ловушку: продавать больше или качественней. Не все люди с деньгами будут способны вести бизнес, поэтому потребуется придумать систему оценки кандидатов.

Договор франчайзинга

Отношения между франчайзером и франчайзи закрепляется договором, в котором прописываются права и обязанности сторон. В общении и презентациях его называют договором франчайзинга, это понятие пришло с иностранных франшиз.

  Но поскольку в России франчайзинг законодательно почти не регламентируется, на практике под ним могут иметь в виду договор коммерческой концессии, либо предлагается подписать лицензионный или агентский договор. В чем между ними разница и почему лучше всего заключать именно договор коммерческой концессии мы рассказали в этой статье.  

Виды франчайзинга

Среди основных по видам бизнеса чаще всего встречаются франшизы:

  • Товарные - суть сотрудничества в них похожа на дилерские отношения;
  • Производственные - когда передаются технологии производства;
  • Сервисные - партнер оказывает услуги от имени франчайзера по его методике.

Формы франчайзинга

Также существует разделение по форме:

  • Множественный франчайзинг. Франчайзи получает право на открытие нескольких точек.
  • Мастер-франшиза. Франчайзер продает право на продажу франшизы на определенную территорию, например, на город, регион или даже страну.
  • Эксклюзивные территориальные права. Партнёру даются гарантии, что на его территории не появятся другие франчайзи этого бренда, чтобы не создавалась внутренняя конкуренция.

Примеры франчайзинга

Василию и его друзьям очень нравится пить кофе в популярной городской кофейне “Веселая кофеварка”. Василий всегда мечтал стать предпринимателем и однажды узнал, что владелец “Веселой кофеварки” ищет партнёров для открытия подобных кофеен в других районах города.

👉 Василий обращается к владельцу точки и заключает с ним договор коммерческой концессии. Владелец “Веселой кофеварки” через договор разрешает Василию открыть точно такую же кофейню в своем районе, а также даёт инструкцию – какое для этого нужно помещение, какие виды кофе нужно предлагать, какую форму носить бариста, даёт телефоны поставщиков кофемашины, зерна и закусок и обучает продажам, чтобы Василий мог заработать больше, ошибаться меньше и расти быстрее.

На свои деньги Василий открывает кофейню, называет ее тоже «Веселая кофеварка», вешает такую же точно вывеску, а нанятый бариста готовит такой же точно кофе, какой продается в центральной кофейне. Также Василий пользуется ранее выданными инструкциями и обращается к владельцу «Веселой кофеварки» каждый раз, когда возникают какие-нибудь вопросы. Дополнительно владелец открыл ему пару секретов, как быстрее привлечь новых клиентов. 

Поэтому выход на чистую прибыль у Василия занял не два года, а всего лишь год с небольшим. Теперь он получает 150 тысяч чистой прибыли в месяц и планирует увеличить этот показатель в два раза в течение следующего года.

Бизнес у Василия свой. Деньги он вложил в него свои: инвестировал в помещение, оборудование, оплату труда персонала, бухгалтера, плюс оплатил паушальный взнос «Веселой кофеварке». Но открылся под уже существующим названием и пользуется наработанным опытом владельца, за что ежемесяно платит ему роялти в размере 5% от полученной выручки.То есть Василий купил франшизу кофейни и работает по схеме франчайзинга.

Франчайзинг в России

👉 Первая западная франшиза пришла в СССР в 1990-м году, когда в Москве открылся первый ресторан McDonald’s в Москве. Но к тому моменту у нас такая схема предпринимательства уже существовала. Это были сети «Дока-пицца» и «Дока-хлеб» под руководством известного предпринимателя Владимира Довганя, который сам использовал термин «франшиза».

Тем не менее, до 2010-х годов говорить о быстром развитии рынка в России не приходилось. Развивался он в столицах, а отношение к нему было специфичным. Открывать бизнес в то время было принято только самостоятельно.

Однако в последующие годы ситуация сильно изменилась, сети ушли в регионы, самобытные региональные компании стали заходить на столичный рынок, а открытие кофейни или бургерной по франшизе стало модным среди молодых предпринимателей. 

Популярности этой схеме открытия своего дела в России не помешало даже отсутствие четкого законодательства, регламентирующего франчайзинговые отношения. Даже сейчас, в 2024 году, в российских законах не прописываются все основные термины, данные нами выше, а используются нормы коммерческой концессии.

Несмотря на экономические трудности и геополитические факторы, популярность франчайзинга в России растет с каждым годом. Некоторые сети масштабировались за пределы страны и вышли на международный рынок. 

Похожие статьи

Комментарии

Семашко Роман 16 апреля 2021 23:39

Информация очень доступна даже для меня - чайника.
Ответить

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что такое франчайзинг простыми словами?

Франчайзинг – отношение между покупателем франшизы (права на использование бренда, названия, технологий, стиля и других особенностей сторонней компании) и продавцом франшизы.

Где купить франшизу?

У фирмы, которая продаёт франшизу. Заключать договор вы можете только с ней. А узнать информацию о разных франшизах и их стоимости вы можете в нашем каталоге Businessmens.ru (связаться напрямую с представителем франшизы вы также можете через наш портал), или на других информационных ресурсах.

Какую франшизу выбрать?

На этот вопрос нет ответа, потому что выбор всегда индивидуален. Выбирайте, ориентируясь на свои потребности и возможности: сколько денег вы сможете вложить в бизнес, какие направления для вас ближе, каких франшиз нет в вашем регионе и почему. А чтобы проще было выбирать, воспользуйтесь нашим фильтром на странице подбора франшизы или некоммерческим рейтингом франшиз.

Паушальный взнос – это стоимость франшизы?

Да, но не забывайте, что в него не входят инвестиции в сам бизнес. Паушальный взнос – это то, сколько вы платите франчайзеру за покупку франшизы. Но бизнес при этом вы запускаете на собственные деньги, которые не входят в состав паушального взноса.

Что лучше – франшиза или собственный бизнес.

Это всегда индивидуально. Но как правило франчайзинг даёт больше преимуществ. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Что лучше – бизнес с нуля, или франшиза?».

Как узнать, что франшиза – не мошенники.

Только своими силами. Главное в вашем случае – договор франчайзинга. Изучите его вдоль и поперёк. Именно там отражаются ваши будущие отношения с франчайзером, а не на словах. Обещать вам могут что угодно.

Предложения франшиз

ШАУРМА SHOP

франшиза сети быстрого питания

PRO.Хинкали by Novikov

Персональное решение

франшиза услуг по предоставлению персонала

PLOYKA

франшиза сети консольных стадионов

Вокруг Света

франшиза турагентства

Первый цветочный

франшиза цветочного магазина

СтройНаш

франшиза ремонта квартир

Любимая пекарня

франшиза пекарни

KAZIN CLEAN

франшиза ремонта и химчистки обуви

Маркетплейсы: бизнес на прибыльном интернет-магазине

Tiksan Auto

франшиза поставки автомобилей Южной Кореи

Lassie

франшиза магазина детской одежды

Куку в руку

франшиза стритфуда

Шоу-Хэллоу

франшиза игры-адаптации популярных ТВ-шоу

Ruda Games

франшиза квиза

Тропитерра

франшиза спортивно-танцевального клуба

My Biusty

франшиза салона брафиттинга

Хлеб и Эклер

франшиза пекарни-кондитерской

Федеральные заказы

Bazooka Store

франшиза запуска на маркетплейсах

баннер

Подробнее
Скрыть
лого франшизы

Новая заявка на франшизу