Все категории

Обновлена 22 апреля 2024
69659

Роялти - что это простыми словами в франшизе: примеры и виды

Понятие роялти - это одно из ключевых в мире франчайзинга. Разберемся, что это такое, какие виды роялти бывают, а также почему некоторые франшизы не взимают роялти и что это означает.

Что такое роялти

Слово “роялти” появилось от английского слова royalty. Это переводится как “государственный” или “королевский”. Раньше это были платежи, которые предприниматели уплачивали государству за разработку недр. Хотя общий смысл остался похож, но сегодня под этим понятием подразумевают нечто иное. Разберёмся, что именно.

Poялти — чтo этo тaкoe пpocтыми cлoвaми

Роялти - это подобие абонентской платы в мире франчайзинга, периодический платеж за франшизу. Покупатель франшизы пользуется торговой маркой компании, ее репутацией и технологиями и обязан за это платить - чаще всего раз в месяц или в квартал. 

  Ключевая черта роялти - это периодичность. Этим оно отличается от паушального взноса, который уплачивается единоразово, когда вы приобретаете франшизу. То есть это регулярная финансовая обязанность, действующая на всем протяжении сотрудничества с компанией, работающей по франшизе.  

Понятие встречается и в других сферах. Это может быть оплата за использование авторских прав, патентов, природных ресурсов и так далее. Но чаще всего оно используется именно во франчайзинге.

Примеры роялти:

  • Ежемесячно франшиза бургерной требует от вас уплаты 6% роялти от выручки. В один месяц вы заработали 600 тыс. рублей, это значит, что компании вы должны выплатить 36 тыс. рублей. На следующий месяц заработали 1 млн. рублей - теперь должны заплатить 60 тыс. рублей.
  • Человек послушал музыку на музыкальном сайте с непиратским контентом. За воспроизведение трека владелец авторских прав, то есть тот, кто написал эту музыку, получит вознаграждение.

Виды роялти

Роялти во франчайзинге обычно делятся на два основных вида:

⚡️ Фиксированные. Это выплаты в виде фиксированной суммы, например 7, 10, 20 тысяч рублей в месяц или любая другая в зависимости от требований конкретной франшизы.

⚡️ Процентные. Это проценты от месячной выручки (например, 5%) или от процентов от чистой прибыли. Иногда встречаются проценты от доходов в квартал или даже в полгода. 

Довольно частый прием компаний - ограничение минимального размера выплат. Например, в своих презентациях франчайзеры могут указывать примерно следующее: “Роялти - 6% от выручки, но не менее 10 тыс. рублей”. Таким образом компания гарантирует себе минимальный доход от каждого партнера. Такие схемы называются комбинированными или смешанными.

Помимо этого роялти бывают: 

⭐ Увеличивающиеся. То есть со временем и при росте оборотов ставка повышается.

⭐ Уменьшающиеся. Иногда со временем и при достижении определенных результатов франчайзер снижает оплату, чтобы стимулировать партнера.

Иногда выделяют также скрытые роялти - то есть платежи, заложенные в сумму товара, который поставляется компанией. В таком случае платежи “зашиты” в наценку, а подобную схему иногда называют антифраншизой.

Бухгалтерский учет и роялти

Стоит отметить, что термин “роялти” в законодательстве России и большинства стран СНГ отсутствует, но при этом активно применяется юристами на практике.

  Условия и ставки должны быть четко прописаны в договоре франчайзинга. То, что прописано в документе будет обязательно для выплаты, а в случае неоплаты франчайзер может добиться этого через суд.  

Такие платежи являются объектом налогообложения. То есть за них уплачивается налог государству. В бухгалтерском учете они попадают под такие виды налоговых выплат как:

✏️ Налог на добавленную стоимость (НДС). Его оплачивает компания-франчайзер. Под исключение попадают договоры о предоставлении франшизы от зарубежных компаний. При отсутствии у франчайзера регистрации в стране, где реализуются товары и услуги, франчайзи оплачивают НДС самостоятельно, после чего возмещают сумму у головной компании.

✏️ НДФЛ для физических лиц (на прибыль). Налоговые выплаты в этом случае составляют 20%, и совершает их франчайзи. После этого франчайзи возвращают потраченные средства у франчайзера. Исключение составляют те случаи, когда иностранная компания зарегистрирована в стране со специальным соглашением. Тогда франчайзи и компанию могут освободить от уплаты НДФЛ.

Как рассчитывают размер роялти

С фиксированными платежами проще: вы платите назначенную сумму. Обычно для регионов и мелких населенных пунктов она поменьше, для городов-миллионников - побольше или зависит от уровня продаж. То есть продаёте или оказываете услуг на условный миллион - платите 30 тыс. рублей, а продаете на полтора миллиона, платите 50 тыс. рублей. 

В случае процентных платежей расчет идет по следующей формуле:

Базовая сумма  × Процент/ 100% = Сумма платежа

Под базовой суммой, как мы уже говорили, чаще всего используются показатели месячной выручки или прибыли. 

Например, франчайзер - это сеть парикмахерских, который берет со своих партнеров 4% от выручки. Допустим, выручка парикмахерской франчайзи составила в месяц 700 тысяч рублей. Это означает, что:

700 000 рублей  × 4%/100% = 28 000 рублей.

Чуть сложнее дело обстоит со смешанным типом. Здесь на итоговую сумму влияют ограничители. Допустим, та же сеть парикмахерских установила нижний порог не ниже 35 тыс. рублей, сохранив ставку 4%.

Это означает, что франчайзи из примера выше с доходами 700 тыс рублей при 4% заплатит не 28 тыс. рублей, а 35 тыс. рублей. При этом, если он заработает в месяц 900 тыс. рублей при 4% ему придется заплатить немногим больше: 

900 000 рублей  × 4%/100% = 36 000 рублей.

Нетрудно догадаться, что таким образом компания-франчайзер стимулирует своих партнёров зарабатывать больше. 

Ставки роялти - что это

Ставка - это та сумма, которая предлагается франчайзером для партнеров в процентах или в виде фиксированной суммы за пользование интеллектуальной собственностью

Для потенциальных партнёров не всегда понятно и очевидно, почему одни партнёры предлагают высокие ставки, другие - низкие, а третье - вовсе их не имеют и хвастаются в презентациях ставкой в 0%. 

Тут все определяет сам франчайзер, но на его решение может влиять множество факторов, включая затраты на поддержание франчайзинговой сети, сферу бизнеса и его средней рентабельности, регион и город, раскрученность бренда, маркетинговая политика и так далее.

  По данным Международной ассоциации франчайзинга (IFA) среднее значение роялти по франшизам разных компаний составляет 6,5%.   

Однако среднюю ставку нельзя путать с нормальной: очень многое зависит от конкретной сферы бизнеса: если в сфере торговли они максимально низкие или заложены в поставку товара, то в интернет-франшизах могут достигать 30-50%.

Средние ставки по сферам в 2024 году*

Категория франшизДиапазонСредний размер
Общественное питание0-11%4,5%
Торговля0-10%3,5%
Образование0-30%6,5%
Услуги в сфере красоты0-9,5%4,5%
Услуги здоровья0-10%4%
Интернет-франшизы0-50% 10%
Производство0-8%4% 

*по данным Бизнесменс.ру.

Почему у франшизы нет роялти

Нулевая ставка - вещь довольно распространенная и пугаться её не стоит, далеко не всегда это мошенничество или даже маркетинговый ход. Как уже говорилось выше, возможно сумма заложена в поставку товаров, оборудования или расходников, либо взимаются другие платежи: маркетинговые, за обучение и консультацию, за использование ПО, за техосбслуживание и так далее.

Что такое роялти в экономической системе

С точки зрения экономики роялти выступает вознаграждением за пользование определенным активом. Оно означает, что его объект, то есть право собственности, не приобретается и не передается, а им лишь пользуются.

В экономической системе роялти:

  • дают стимул развитию и инновациям, поскольку собственники имеют финансовый интерес в новых и прибыльных идеях, бизнес-моделях и изобретениях;
  • способствуют распределению ресурсов и помогают поддерживать конкуренцию на рынке;
  • обеспечивают участников экономической системы дополнительной прибылью и новыми рабочими местами.

Преимущества и недостатки

Плюсы от использования такого финансового инструмента в итоге получают обе стороны, включая и франчайзера, и франчайзи.

Плюсы:

- происходит использование узнаваемого и успешного бренда, к которому повышается внимание клиентов и доверие;
- франчайзер получает возможность зарабатывать на своей бизнес-модели;
- благодаря этому оплачивается поддержка и обучение франчайзи;

Минусы:

- для франчайзи это дополнительные финансовые обязательства к прочим расходам;
- инструмент ограничения свободы действий для партнера;
- сложность справедливости размера выплат, расчета и оценки.

Похожие статьи

Комментарии

Пока никто не оставил комментарий. Будьте первым кто это сделал!

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что такое роялти простыми словами?

Периодический платёж за франшизу в виде процента от выручки, или фиксированной суммы

Сколько платят роялти?

Средний роялти составляет 6,5%. Но каждая компания сама назначает размер платежа.

Кто и кому платит роялти?

Покупатель франшизы оплачивает роялти владельцу франшизы

За что платить роялти?

За подтверждение права на использование торговой марки. Франчайзер сам определяет, на что будет расходоваться полученный от франчайзи платёж. Это могут быть расходы на сопровождение партнёра и работу менеджеров поддержки.

 

Предложения франшиз

МПР - Магазин Постоянных Распродаж, товары для дома
от 4 700 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
CrazyDrift - развлекательный центр
от 4 990 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
SMILE ROOM - сеть студий белоснежных улыбок
от 450 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
Glow - бьюти-коворкинг
от 2 600 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
Центр социального обслуживания «Близкие люди»
от 200 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
Слетать.ру - турагентство
от 300 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
Bazooka Store - запуск на маркетплейсах
от 890 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
4hands - салон маникюра и педикюра
от 3 100 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
Центр Здоровой стопы Светланы Соколовской
от 950 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
NIMETS - строительство
от 33 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
Colizeum - киберспортивный клуб
от 6 200 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
Boxberry - логистический офис
4.926 оценок
от 1 350 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
Doctor Podo - сеть подологических центров
от 900 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
ЖуйКолдуй - сеть островков и магазинов сладостей
от 2 100 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
Get Energy - сервис по аренде зарядных устройств
от 495 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
Alcreme - мороженое
от 299 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
ГОЛАСО - футбольная школа
от 590 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
Капитан Мармелад - магазин сладостей
от 2 400 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию
BABOR BEAUTY SPA - салон красоты
от 10 300 000 ₽
стартовый пакет
Скачать презентацию

Новая заявка на франшизу