Все категории

Все категории

Франшизы био- и экочистки. Обзор рынка

Некоторые предметы одежды бывает крайне трудно очистить от загрязнений, а химчистки просто отказываются их принимать. К таким категориям одежды часто относятся шубы, дубленки, кожаные куртки, пальто и пуховики. Покупать новую аналогичную вещь человеку бывает очень дорого, особенно в периоды кризисов и общего снижения покупательной способности. 

Поэтому фирмы, способные взяться за очистку “сложных” предметов гардероба будут пользоваться спросом. Одна из новых и перспективных технологий для подобных видов одежды - это биочистка или экочистка верхней одежды.

Что такое биочистка и в чем ее плюсы

Биочистка - это новая технология деликатной ручной чистки изделий из меха, кожи и текстиля специальными биобальзамами и без использования агрессивной химии. Во время биочистки изделие сначала очищают от пыли, потом наносят бальзам, соответствующий материалу, после чего обрабатывают щетками.

Биочистку можно использовать для:

  • очистки изделий из меха (шубы, полушубки, манто и т.д.);
  • очистки изделий из кожи (куртки, плащи, брюки);
  • очистки игрушек;
  • очистки прочих предметов и аксессуаров, имеющий жесткий каркас (коляски, чемоданы, автокресла, головные уборы).

Преимущества технологии биоочистки это:

  • отсутствие риска деформации и усадки кожаных и меховых изделий;
  • подходит в том числе для деликатных мехов, таких как соболь, рысь, шиншилла;
  • вместо агрессивной химии используются особые биобальзамы, безопасные как для самой одежды, так и для человека (не вызывают аллергию) и окружающей среды, поэтому биочистку также часто называют “экочисткой”;
  • биочистка способствует восстановлению изначальной структуры меха, которая со временем утрачивается после долгой носки;
  • одежда получает защиту от выгорания и выцветания ультрафиолетовых лучей;
  • исключает механическое воздействие на одежду, так как стирка проводится вручную.
  • не вредит сохранности отделки и фурнитуры изделия. 

Биочистка как бизнес: плюсы и минусы

Появление новой технологии и осознание предпринимателями ее возможностей поспособствовало появлению и развитию фирм, которые либо целиком специализируются на биочистке, либо включают ее в ассортимент услуг уже действующей организации. Чем привлекателен такой бизнес.

Преимущества студий биочистки как бизнеса:

  • Рост спроса. Это относительно новая технология, которая постепенно набирает обороты. 
  • Отсутствие конкурентов. В большинстве городов обычно представлены лишь стандартные химчистки, которые не берутся за верхнюю одежду из меха и кожи или не готовы дать никаких гарантий.
  • Простота запуска и минимум вложений. Бизнес на биочистке можно начать на минимальной площади, с минимумом оборудования, а работать на первых порах можно даже своими силами (в формате самозанятости) или с 1-2 сотрудниками.
  • Подойдет для маленьких городов. В небольших городах могут отсутствовать даже химчистки, так как такой бизнес там будет нерентабельным и будет долго отбиваться, в то время как для услуг экочистки затраты на старт совсем невелики. 
  • Высокая наценка. Расход бальзама для биочистки одного изделия может быть ниже 100 рублей, при этом стоимость услуги за некоторые виды одежды (например, шубы) может превышать 3-4 тыс. рублей. 
  • Быстрая окупаемость. Низкие вложения, неудовлетворенный спрос на рынке и высокая маржинальность обеспечивают довольно быстрый возврат инвестиций. 
  • Отличное дополнение к действующему бизнесу. Услуги биочистки станут прекрасным расширением профиля для действующих химчисток, химчисток ковров, химчисток обуви (сникер-химчисток) и других организаций. 

Как и в любом другом деле студии биочистки и экочистки имеют некоторые минусы и риски, которые предпринимателю тоже стоит учитывать.

Возможные минусы и риски биочистки как бизнеса:

  • Сезонность спроса. Наибольший спрос на подобные услуги фиксируется в периоды смены сезонной одежды, когда заказов бывает очень много и владельцы могут не успевать со всеми справляться, при этом в другие периоды можно долго сидеть без дела. 
  • Неготовность клиента к новой технологии. Не все клиенты хорошо понимают, что такое биочистка или экочистка и путают эти понятия с химчисткой. Следовательно, у предпринимателя могут возникнуть трудности с позиционированием и донесением сути своих услуг до клиента. 
  • Необходимость расширения спектра услуг. Скорее всего, клиенты будут приносить вам не только изделия из меха и кожи (шубы и дубленки с высоким средним чеком), но и из других материалов, каждый из которых будет иметь какие-то свои уникальные свойства и тонкости очистки. Это усложняет подбор средств очистки и повышает риски порчи изделия. Возможно, вам придется освоить широкий спектр методов очистки изделий - курток, пуховиков, подушек, пледов, одеял и обуви, причем, многие из этих изделий чистить вручную довольно долго и не очень выгодно. 
  • Необходимость обучения. Как следствие вышесказанного, на старте вам потребуется потратить какое-то время на обучение и тестирование различных средств на разных материалов, а возможно, и на освоение сразу нескольких технологий очистки (например, на аквачистку). А это дополнительное время и расходы. 

Форматы студий биочистки

Бизнес на услугах биочистки можно вести в двух форматах:

1. Рабочее место на базе действующей организации

Это рабочая зона площадью от 5-6 кв. метров для мастера, которое организуется при действующей фирме, специализированной на химчистке, клининге и смежных услугах. Это могут быть химчистки, прачечные, ателье, химчистки ковров или обуви. Достаточно иметь доступ к воде (раковину). Такой формат подойдет для самозанятых.

2. Отдельная студия биочистки

Это студия, специализированная на биочистке в отдельном помещении площадью от 15-25 квадратов. Предпринимателю также необходим доступ к воде, хорошее дневное и искусственное освещение. Каких-либо других строгих требований нет. Само помещение может располагаться в торговых центрах, промышленных, офисных или жилых помещениях. 

Инвестиции и прибыльность франшиз биочистки

Франшизы биочисток, экочисток, чисток верхней одежды не столь распространены, поэтому предложение ограничено. В среднем порог входа в бизнес составляет от 250-350 тыс. рублей.

Стартовые затраты предпринимателей, которые собираются стартовать в этом деле - это аренда подходящего помещения, оборудование зоны приема заказов и создание рабочей зоны. На все это может хватить от 10 тыс. рублей для действующих организаций и от 50 до 100 тыс. рублей для новых. В случае франчайзинга главным пунктом становится паушальный взнос, в который включается закупка бальзамов для очистки и, возможно, различные рекламные услуги. 

Доход студии биочистки будет зависеть от ряда факторов, таких как выбранное место, число заказов, профиль и охваченные направления услуг, сезонность спроса. Обычно такие фирмы зарабатывают в пределах 100-400 тыс. рублей. При удачных раскладах такое дело может окупиться через 4-6 месяцев работы.

Еще один формат франшиз из похожей области бизнеса, который вы можете рассмотреть - это франшизы химчистки обуви, или так называемые сникер-химчистки. Это студии чистки, которые работают с обувью из проблемных материалов, например из кожи, замши, а в основном - с кроссовками. 

Особенность сникер-химчисток - в целевой аудитории. В первую очередь это владельцы дорогой обуви, проживающие в крупных городах и мегаполисах. Франшизы в этой сфере предлагают такие организации как BOOTSBOOTS EXPRESS, Shoemakers, Sneak N Fresh, Wash of Fame, Гуталлини. Подобные фирмы дают обучение технологиям восстановления обуви из разных материалов, рассказывают, какое оборудование и средства очистки необходимо использовать, а также помогают в других вопросах запуска бизнеса.

В среднем, на запуск химчистки обуви по франшизе уйдет около 1 млн. рублей. Уровень заработка в этой нише обычно составляет 120-300 тыс. рублей в месяц, а отбить вложения можно в срок 7-8 месяцев.

Что может дать франшиза экочистки

Франшиза - это готовая модель бизнеса на основе какой-либо проверенной технологии. Компания, предлагающая франшизу, передает вам право на пользование этой технологией, а также право на бренд и использование своего фирменного стиля. 

Под действующем брендом вы становитесь представителем компании в своем городе или регионе и ведете бизнес в соответствии с требованиями бренда. При этом ваши отношения с головным офисом регулируются специальным документом - франчайзинговым договором. В России для этого применяется договор коммерческой концессии. Также компания может предлагать и иные формы сотрудничества, например, по агентскому или лицензионному договорам.

Продавая франшизу, компания предлагает вам некий франчайзинговый пакет, содержащий разное содержимое. Что это может быть в случае франшиз студий биочисток?

  • Технологии чистки. Компания может предложить вам какие-то передовые технологии очистки, в том числе авторские, которые будут гарантировать улучшенные показатели качества чистки различных типов вещей.
  • Помощь в запуске. Компания, которая уже открыла много филиалов, наработала в этом большой опыт и готова им поделиться. Вам наверняка дадут некий пошаговый алгоритм, который позволит ускорить время запуска вашей студии. 
  • Поставка бальзамов. Франчайзер часто выступает в роли поставщика или производителя средств для очистки, у которого вы и будете осуществлять закупку препаратов. 
  • Помощь с помещением и оборудованием. Служба поддержки может вас проконсультировать по подбору помещения для студии, отсеять слабые варианты и оставить наиболее подходящие, дать советы по оснащению и оборудованию.
  • Помощь с кадрами. Персонал - это другой возможный пункт поддержки. Франчайзер может провести собеседования с кандидатами, дать вам систему мотивации персонала, провести обучение ваших сотрудников и оказать другие полезные услуги.
  • Обучение. Ни одна хорошая франшиза не обходится без детального обучения. Причем, в идеале оно должно включать и обучение самого предпринимателя, и его работников. Обучение может происходить онлайн, посредством живого обучения на базе головной фирмы, либо методом пересылки вам материалов и инструкций для самостоятельного освоения. 
  • Рекламная поддержка. У опытного франчайзера накоплен опыт в вопросах продвижения, которым он может поделиться с партнером. А также использовать собственных маркетологов и SMM-специалистов для оказания соответствующих услуг по настройке интернет-рекламы, наполнения и раскрутки социальных сетей. 
  • Способы дополнительного дохода. Компания может вывести своих партнеров на какие-то дополнительные способы заработка или источники средств для бизнеса. Это может касаться расширения профиля и освоение технологий очистки других материалов, получение субсидий и грантов от государства, запуск продажи чистящих средств по оптовым скидкам и т.д.
  • Бизнес-коммьюнити. Хорошие франшизы имеют сообщества предпринимателей, к которым вы сможете подключиться и задать интересующие вас вопросы, получить дополнительную поддержку. 

Возможные минусы франшиз биочистки

В первую очередь франчайзинг не стоит путать с пассивным инвестированием. Вкладываясь в покупку франшизы многие предприниматели имеют слишком завышенные ожидания и полагают, что все бизнес-процессы будут осуществлять за них. На самом деле это не так, и несмотря на то, что вам дают много чего готового, работать придется практически так же, как и при самостоятельном бизнесе.

Кроме того, как и в любых других направлениях франчайзинга, ваше партнерство может быть омрачено следующими вещами. 

  • Общая слабость бренда. Компания-франчайзер может иметь слабый бренд, который аудитория вашего региона или города не будет знать. Следовательно, вывеска компании не будет играть особой роли в привлечении клиентов, а вам придется больше тратиться на раскрутку.
  • Недостаточная поддержка. После покупки франшизы и уплаты ее стоимости вы можете столкнуться с нежеланием головной компании вам помогать и консультировать вас по возникающим проблемам. Они могут касаться рекламы, кадровой политики, юридических аспектов работы и прочих. Поэтому нужно заранее смотреть, что именно прописано в договоре, и какие санкции следуют за невыполнение этих обязательств.
  • Некачественные препараты. Возможно, что аппараты, поставляемые компанией окажутся не самыми качественными, либо не будут удовлетворять весь спектр услуг, то есть не будут подходить для очистки некоторых популярных видов изделий. 
  • Жесткие ограничения франчайзера. Головная компания может жестко ограничить вашу свободу по определенным аспектам бизнеса - по применению технологии, по способам оказания услуг, рекламе и т.д., а также ввести серьезные штрафы за нарушение этих правил или за расторжение договора раньше установленного срока.
  • Отсутствие регулирования конкуренции. Компания-франчайзер может никак не ограничивать зону работы своих франчайзи, по несколько раз продавая франшизу для предпринимателей из одного и того же города.
  • Роялти и маркетинговые взносы. Многие франшизы предусматривают выплату ежемесячных платежей за бренд (роялти), а также отчисления в маркетинговый фонд. Эти взносы могут снизить прибыльность вашего бизнеса. 

В любом случае помните, что универсально обязательного пакета франшизы не существует, поэтому каждую франшизу следует рассматривать и изучать отдельно. В идеале перед заключением сотрудничества пообщаться с действующими и бывшими франчайзи конкретной компании и узнать все подводные камни, с которыми предприниматели столкнулись на практике.

Новая заявка на франшизу