ТОП франшиз салонов оптики с отзывами в 2021 году в каталоге Бизнесменс.ру
Содержание
- Формирование рынка салонов оптики в России
- Появление крупных сетевых салонов оптики
- Современное состояние рынка салонов оптики и продажи оправ
- Сегментация рынка салонов оптики
- Продажи очков и линз в 2020 году
- Рынок оптики после самоизоляции
- Как открыть салон оптики в 2021 году
- Франшизы салонов оптики в 2021 году
По статистике на сегодняшний день в России проблемы со зрением испытывает более 40 миллионов человек. Увы, но больше миллиона детей каждый год рождаются уже с врождёнными дефектами зрения, а соответственно всю жизнь должны пользоваться очками или линзами.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что рынок очков и салонов оптики растёт из года в год. Торговать этим продуктом, особенно если ты сам оказываешь офтальмологические услуги или производишь продукцию. Впрочем, сейчас большинство крупных федеральных сетей салонов оптики так и поступают.
Формирование рынка салонов оптики в России
В то, что представляют собой салоны оптики сейчас, рынок начал формироваться порядка 10-15 лет назад. Именно в то время на улицах стали появляться торговые палатки и небольшие павильончики, в которых можно было купить очки. Находились они совершено в разных местах с большой проходимостью – это могли быть местные рынки, площади перед станциями метро, подземные переходы.
К слову, сейчас этот «развал» также присутствует во всех городах. Просто на его фоне сильно выделяются стильные профессиональные салоны, да и продаются в палатках на рынке в первую очередь солнцезащитные очки. Впрочем, в случае этой ниши 65% всего рынка принадлежит именно «лоточникам». Большую часть продаваемой продукции составляли товары китайских производителей, которые благодаря своей низкой цене привлекали многочисленную аудиторию малообеспеченных покупателей и пенсионеров.
Были и обычные мастерские, где очки ремонтировались, а потом начинали продаваться. Кстати, некоторые известные компании выросли как раз из таких простых точек ремонта (например, салон «Очкарик»).
Помимо развалов, палаток и мастерских был и сегмент, где уже предлагался сервис. Это были специализированные магазины, небольшие салоны, расположенные в других магазинах. Они ориентировались уже на более состоятельных граждан и часто являлись медицинскими учреждениями.
Именно оттуда пошла «традиция» содержать в салоне собственного окулиста, который бы занимался индивидуальным подбором очков, а также при магазине организовывать мастерскую, которая бы делала индивидуальные заказы. Естественно, доля целевой аудитории у таких точек была значительно ниже, потому что цены сильно отличались от палаточных «салонов». Но и продукция была уже не китайская. На полках этих точек можно было встретить и дорогие итальянские товары, и более дешёвые корейские.
Но что ещё важнее, ни один из этих салонов не был сетевым. Всё это были отдельные предприятия, которые работали только на местную аудиторию.
Первые сети появляются позже. Но также сначала не представляют собой глобальных федеральных игроков рынка оптики, как это есть сейчас. В большинстве случаев работали они всё также на сравнительно небольшую территорию. Был один головной салон, который производил и рассылал заказы по своим близлежащим филиалам. Поэтому настоящими брендами они не являлись. Да и похвастаться какой-то уникальной концепцией продаж не могли.
Стоит отметить, что современные салоны стали наследниками именно таких местных магазинов и даже частично лотков, потому что взяли в итоге оттуда самое лучше – выборку цен, разных производителей, сервис, профессиональную помощь.
А то, что было раньше – в Советском Союзе, так и осталось в СССР. Потому что ни разнообразием, ни, конечно, сервисом, это то, что было похвастаться не могло. Фактически, люди, которые обнаруживали у себя проблемы со зрением шли в обычную поликлинику. Там им эту проблему подтверждали и конкретизировали, давая справку. Вот с этой справкой люди и шли в оптику за очками. Выбирать было не из чего. Никаких тебе китайских или итальянских оправ. Просто говорили «дайте очки на минус два», и давали очки на минус два.
Естественно, потребительский спрос на настоящий сервис не формировался и не воспитывался. Поэтому в новой России, «строительство» рынка началось с лотков и частных предпринимателей и только совсем недавно перешло в формат профессиональных салонов со специалистами и высококлассным сервисом.
Появление крупных сетевых салонов оптики
Брэндовые сети стали развиваться позже. Пик их появления и роста пришёлся на начало 2010-х годов. Именно тогда начинает формироваться тот вид рынка салонов оптики, который мы привыкли видеть сейчас. Основными отличительными чертами хороших салонов, которые выходят в развитии далеко за рамки своего региона становятся качественные товары, широкий набор услуг и профессиональный квалифицированный сервис. При этом товар продаётся для разных сегментов – начиная от низкого, заканчивая индивидуальным премиальным, но главной целевой аудиторией становятся люди среднего класса, которые ради своего здоровья готовы потратить чуть больше, чем просят на рынке.
Примерно к 2018 году сформировался пул основных игроков, которым принадлежит порядка 30% всего российского рынка салонов оптики. В большинстве своём это столичные компании. Из Москвы другие регионы стала покорять сеть «Айкрафт», «ЛинзМастер», «Очкарик», «Оптик Сити». Из Санкт-Петербурга – «Счастливый взгляд», «Зайди, увидишь».
Столичные игроки стали покорять обещероссийский рынок раньше, но теперь их догоняют и крупные сетевики из других регионов – «Корд Оптика» из Казани, «Оптика Кронос» из Нижнего Новгорода, башкирская компания «Оптик-Экспресс», челябинская «Очки и мода».
Стоит отметить, что бурный рост точек крупных игроков стал возможен также благодаря общему развитию франчайзинга. Именно поэтому московские и питерские фирмы быстрее вырвались вперёд, так как только с недавнего времени началась тенденция покорения регионов не только столичными фирмами.
Современное состояние рынка салонов оптики и продажи оправ
Если в начале 90-х годов на очках можно было заработать большое состояние, то сейчас предпринимателю значительно труднее. Тогда любой мог везти из стран Азии, Китая, Кореи, Польши что угодно – любые линзы, оправы – всё это продавалось с гигантской наценкой в 300%, а то и 400%. Просто, потому что другого предложения не было, рынок был пуст, а очки и линзы людям были нужны. В современной же России, всё гораздо сложнее. Средняя рентабельность очкового бизнеса всего лишь 15%.
Поэтому складывается двоякая ситуация. С одной стороны просто так взять и начать бизнес, открыв свой салон оптики очень сложно. Слишком большие затраты, слишком медленная прибыль. И это при том, что мешать конкуренты вам не будут. Спрос покрывается на достаточном уровне только в Москве, да Санкт-Петербурге. С другой стороны растут небывалыми темпами сетевые магазины. И делается это с помощью продаж франшизы. Так как готовые концепции, помощь на старте и в дальнейшем, собственное производство – всё это сильно облегчает жизнь начинающим предпринимателям. А франчайзеры не отказываются от людей без опыта в предпринимательстве. Поэтому тем, кто хочет попробовать себя в этом виде бизнеса, нужно задуматься о франшизе сетевого салона.
К 2016 году в России уже насчитывалось более 20 000 точек, где предоставляют услуги оптики. По данным информационного портала «weboptica», 8 000 из них – сетевые салоны. Их количество постоянно растёт. Но даже при условии, что таких крупных игроков, развивающихся на всю Россию порядка 35, им принадлежит едва ли несколько процентов рынка на каждого. Да и распределяются они крайне неравномерно.
Сегментация рынка салонов оптики
На данный момент есть три основных сегмента. Первый – низший сегмент. Это различные точки палаточного типа, рассчитанные на масс-маркет, как по ценам, так и по качеству. В таких точках продаются исключительно готовые изделия, ни о каком сервисе речи не идёт. И тем более о индивдуальном подборе. Товар прибывает сразу большими партиями из стран Азии, редко попадаются товары отечественного производства. За низкими ценами тянется и плохое качество, которое может привести к ещё большим проблемам со зрением.
Далее идёт средний сегмент, к которому относятся точки салонов оптики, которые обычно располагаются в торговых центрах, реже – отдельностоящих магазинах. Это салоны с отдельными витринами и стендами, где представлены очковые оправы, линзы, средства по уходу за глазами. Главный фактор – даже если не представлен популярный бренд, товар всё равно как минимум сертифицирован и качественен. Как правило, в таких точках продаж очков работает и собственный офтальмолог, которые даёт клиентам профессиональные рекомендации. Очки в таких точках изготавливаются по индивидуальному заказу.
Именно такие салоны чаще всего являются сетевыми, продают франшизы, а их бренды постепенно становятся известными во многих регионах России.
И, наконец, премиум-сегмент. В таких салонах главной отличительной особенностью является ассортимент. На полках продаются очки самых разных брендов со стоимостью, которую сможет позволить далеко не каждый десятый житель мегаполиса. Оправы дешевле 1000 рублей тут не встретить вообще.
На данный момент самым перспективным рынком по-прежнему остаётся столичный. Это неудивительно. Несмотря на то, что конкуренция немалая, именно в столицах сосредоточено больше всего целевой аудитории, которая привыкла пользоваться услугами таких салонов ежемесячно. Да и сами операторы до сих пор говорят, что о заполненности речи не идёт.
В 2019 году рынок стал пополняться новыми игроками. Как сообщают специалисты, множество предпринимателей несколько лет назад начали заниматься интернет-торговлей линзами. Те, у кого это получилось, постепенно начали выходить на рынок дальше – стали открывать шоу-румы, а дальше – и профессиональные салоны оптики. По данным компании «ГфК-Русь» продажи очковых линз в 2019 году выросли в среднем на 18%. Таким образом, к 2021 году рынок пополнился новой гвардией, которая с помощью того же франчайзинга развиваются и в другие регионы.
Продажи очков и линз в 2020 году
Ещё в феврале 2020 года продажи солнцезащитных очков не уступали показателям предыдущего сезона. Рос неспешно внутренний туризм, наблюдалось оживление, всё было хорошо. Спустя месяц выручка магазинов упала более чем на 50%.
Карантинные меры застали врасплох многие сферы. Но если в одних негативное влияние компенсировалось резким ажиотажем на фоне опасений простого потребителя, как это, например, было с едой и лекарствами, то вот о какой-либо компенсации в салонах оптики речи не шло.
За весь период спрос упал меньше всего только на премиум-сегмент, как это обычно и бывает. У потребителей, которые не испытывали до этого проблем с доходом, не наблюдалось проблем и сейчас.
В общем же смысле, рынок оптики оказался в числе наиболее пострадавших от последствий пандемии. Количество салонов, совершивших хотя бы одну продажу к 30 марта сократилось на 61%. При этом наиболее плавное падение за весь период было у категории контактных линз, так как этот сегмент характеризуется постоянной потребностью для потребителя. И речь в первую очередь о ежедневных линзах. Хотя аналитики утверждают, что в конце концов спрос сдвинется в сторону линз долгосрочного использования.
Рынок оптики после самоизоляции
После периода самоизоляции рынок стал активно меняться, так как на него начали влиять новые правила. И этим изменениям приходилось следовать, если хотелось остаться на плаву. Так, например, одной из главных тенденций вновь стал персонализированный сервис. Дошло до того, что некоторые фирмы стали предлагать услугу «персонального посещения салона», когда весь отдел закрывается для посещения одного единственного клиента. Естественно, речь идёт о доходном клиенте и премиум-сегменте.
Ещё одной новой услугой стал выезд специалиста на дом. Стилист-окулист выезжает к клиенту для примерки и доставляет до 30 пар очков, предварительно подобранных с учётом предпочтений клиента.
Конечно, говорить о том, что так смогут действовать все салоны не приходится. Но и среднему сегменту приходится по новой бороться за своего покупателя – привлекать соблюдением мер безопасности, и конечно включать возможность доставки, без которой сейчас мало какой бизнес станет успешным.
Как открыть салон оптики в 2021 году
С последствиями пандемии и кризисом лучше всего справились сетевые федеральные салоны, так как у крупных компаний больше и запаса прочности и ресурсов, чтобы подстроиться под новые веяния рынка и потребительское поведение.
Поэтому тем, кто интересуется возможностью начать бизнес в индустрии салонов оптики, продажи контактных линз, или оправ, мы рекомендуем обратить внимание на франчайзинговые предложения. Как минимум покупка франшизы сократит риски и упростит задачу, в особенности, если у вас нет опыта предпринимательства.
Открывать самому салон оптики тоже можно, но для успешного старта потребуется провести большую предварительную работу, от части которой избавляет покупка франшизы. Требуется изучение вашего географического положения на предмет спроса, конкуренции. И это помимо системы продаж, местоположения, маркетинга и всего остального, что франшиза предлагает обычно в подготовленном виде с инструкциями.
Франшизы салонов оптики в 2021 году
Узнать подробную информацию о доступных франшизах салонов оптики вы можете на этой странице. А чтобы вам было проще ориентироваться, мы подготовили сравнительную краткую таблицу, в которой указаны основные показатели, заявленные франчайзерами.
Однако напоминаем, прежде чем остановить свой выбор на какой-либо франшизе, обязательно свяжитесь с представителем франшизы, чтобы напрямую задать вопросы и убедиться, что информация не устарела. Сделать это без посредников вы можете прямо со страницы франшизы в нашем каталоге, просто оставив заявку с помощью кнопки «получить бизнес-план».
Название | Год основания | Старт франшизы | Кол-во открытых точек | Инвестиции от | Окупаемость от | Средняя прибыль |
Оптимист Оптика | 1998 | 2012 | 73 | 1 900 000 руб | 6 мес | 350 000 руб |
Айркрафт | 2007 | 2008 | 300 | 1 500 000 руб | 6 мес | 100 000 руб |
Счастливый взгляд | 2003 | 2012 | 2 400 000 руб | 7 мес | - | |
Смарт Оптик | 2003 | 2012 | 181 | 1 000 000 руб | 7 мес | - |
Оптика Мио | 2007 | 2013 | 80 | 1 500 000 руб | 6 мес | 100 000 руб |
Smart Vision | 2009 | 2015 | 15 | 500 000 руб | 5 мес | - |
Линзмастер | 1994 | 2019 | 4 000 000 руб | 24 мес | 300 000 руб | |
ПэнснЭ Оптик | 2001 | 2012 | 130 | 1 500 000 руб | 6 мес | 250 000 руб |
Вижу всё | 2006 | 2017 | 7 | 3 600 000 руб | 20 мес | 350 000 руб |
Nau! Ottica | 2001 | - | - | 3 500 000 руб | 15 мес | 100 000 руб |