Франшизы для начинающих. 15 перспективных ниш для новичков-2025
Очень многие компании, продающие франшизу, нередко упоминают, что их предложение бизнеса подойдет для начинающих или для предпринимателей без опыта. То есть обладать многими навыками по каким-либо причинам не требуется. Порой это действительно так. Где-то сам бизнес довольно легкий и понятный, где-то хорошо обучают, а где-то достаточно лишь желания усердно работать и развиваться.
Но бывает и такое, что на самом деле новичкам не очень-то и рады, а без предшествующего опыта и знаний на практике будет трудновато. В этой статье мы собрали популярные в 2025 году направления бизнеса по франчайзингу, в которых опыт требуют реже всего.
Характеристики франшиз для начинающих
Отметим, что франшиза для начинающих - это категория с довольно расплывчатыми границами. Но есть некоторые признаки, которые позволят вам отделить сложные франшизы от несложных.
- Не требуют опыта. Собственно, начинающий - это и есть человек без опыта. Иногда опыт не нужен в конкретной сфере деятельности, иногда в - предпринимательстве в целом, либо и там, и там. Но если он все же есть, никто возражать точно не станет.
- Простая бизнес-модель. Обычно речь идет о понятном бизнесе, суть которого можно объяснить буквально в нескольких словах.
- Работа на массовый сегмент и высокий спрос. Чаще речь идет о работе на большую аудиторию и сегмент B2C (бизнес - потребителю), а не B2B (бизнес - бизнесу), но это тоже не является правилом.
- Низкий уровень вложений. Франшизы для начинающих гораздо чаще предлагаются в сферах с невысоким уровнем стартового капитала. По данным каталога Бизнесменс.ру на 2025 год, более 60% франшиз для начинающих относятся к категории с вложениями до 1 млн. рублей.
- Не требуют много персонала. Бизнес для новичков не предусматривает сложной управленческой структуры, а иногда и вовсе подходит для одного человека без штата. Оформляется бизнес чаще всего как ИП или самозанятость.
- Дают серьезное обучение. Обычно это такие направления бизнеса, которые можно освоить с нуля. Либо они сами по себе довольно просты в освоении, либо франчайзер хорошо упаковал свой опыт и знания и научился легко обучать даже сложным моментам в своей деятельности. Минус второго варианта в том, что до того, как вы это обучение получите, вы не сможете толком судить о его качестве. Поэтому придется опираться на опыт и отзывы уже действующих франчайзи, то есть прошлых покупателей франшиз.
Главное, что стоит помнить при выборе франшиз для начинающих - что учиться вам так или иначе чему-то придется. То есть сохранить статус-кво, чтобы чего-то достичь, вряд ли получится. В противном случае (при желании пассивно вкладывать) лучше рассмотрите варианты для инвестирования, а не франчайзинга.
Как выбрать хорошую франшизу для начинающих
Существует такое заблуждение, что бизнес по франшизе - это то, что априори всегда подойдет для начинающих предпринимателей. Что вам дадут полностью готовый бизнес, с которым справится любой дурак, и как говорится, “были бы деньги”. На самом деле это не так.
Многие франшизы требуют огромного опыта и в конкретных сферах деятельности, и в предпринимательстве, и в управлении персоналом. И даже если компания заявляет, что рассматривает кандидатуры “новичков с горящими глазами” и заверяет, что проводит самое эффективное обучение, не стоит сильно обольщаться. Скорее всего, приоритет при выборе партнера все равно отдадут людям с опытом. Это выгоднее и надежнее, чем растить кого-то с нуля.
Ниже мы собрали некоторые моменты, на которые стоит обращать внимание, чтобы не прогадать с выбором франшизы.
- Слишком привлекательные цифры. Хотя период дикого франчайзинга российский рынок уже преодолел, некоторые франчайзеры до сих пор напоминают рыбаков-браконьеров. Они могут расставить сети и развесить приманки одновременно из низких вложений, высоких прибылей, нулевых паушальных взносов и роялти, поддержки “в режиме 24/7”. Слишком оптимистичные цифры должны вас насторожить. Обязательно узнайте о такой франшизе как можно больше и поймите, в чем именно будет заключена выгода от партнерства с вами для самой компании.
- Размер и состав паушального взноса. Франшизы обычно обходятся дороже, чем самостоятельный запуск бизнеса, прибавляется еще и паушальный взнос. Вы платите за бренд, технологии, обучение и много чего еще. Оценить это все довольно трудно, но все равно выясните все пункты, за которые вы платите, и посчитайте, а стоит ли оно того.
- Опыт и публичный имидж компании. Обязательный критерий при выборе франшизы - ее история. Узнайте как можно больше, начиная от года основания и достижений, до упоминаний в местных и федеральных СМИ, соцсетях и на сайтах отзывов.
- Узнаваемость бренда. В некоторых нишах вывеска играет не столь большую роль для клиента по сравнению с начинкой, а в других это один из основных источников трафика. Выясните, насколько бизнес узнаваем в целом и в частности, включая ваш регион.
- Число филиалов по франшизе. Если у компании нет или слишком мало точек или проектов, запущенных по франшизе - это повод для беспокойства. Это означает либо то, что франшиза совсем новая и может быть сырой, либо у партнерства есть какие-то подводные камни. Но даже если филиалов много, обязательно свяжитесь с кем-нибудь из франчайзи и узнайте, как у них обстоят дела.
- Число собственных филиалов. Точно также тревожным признаком может быть и отсутствие у компании собственного бизнеса. Это может говорить о том, что компания занимается в основном продажей франшизы и не печется о развитии дела, внедрении новых технологий, плохо следит за ситуацией на рынке и т.д.
- Наличие реального обучения. При общении с представителем франшизы обязательно выясните, что компания понимает под обучением и что дает. Нередки случаи, когда дело ограничивается готовыми инструкциями, скачанными с интернета, а не реальным обучением.
- Стратегия развития. Достойные компании всегда имеют стратегию развития хотя бы на ближайшую перспективу и рассказывают о своих задачах и приоритетах своим партнерам, а не просто плывут по течению.