Топ франшиз формата «кофе с собой» в 2021 году – лучшие франшизы «кофе на вынос» в каталоге Бизнесменс.ру
Из этой статьи вы узнаете, как менялась картина рынка кофеен, почему стал популярен формат «кофе с собой», как изменились вкусы потребителей кофе, что ждёт рынок дальше и какие франшизы действуют на рынке.
Обзор ситуации на рынке
Рынок кофе и кофеен в последние несколько лет сильно меняется. Хотя общий спрос на кофе и кофейные напитки остаётся по-прежнему одним из самых высоких среди индустрий общественного питания меняется как поведение потребителей, так и общая ситуация среди игроков.
В 2019 году компания «Эвотор» и «Nielsen Holdings PLC» опубликовали своё исследование рынка кофеен в Москве на основе работы предприятий малого бизнеса – несетевых и сетевых точек, работающих по франшизе.
По данным исследования, средняя выручка одной кофейни составляет 291 тысячу рублей, а продажи за один месяц половины заведений находятся в районе 189 тысяч рублей при посещаемости в 1500 клиентов. На еду при этом приходится только 15% продаж, всё остальное – горячие напитки, 90% из которых – кофе. Самым популярным напитком в кофейнях признан капучино. Доля чёрного кофе – всего лишь 15%.
Но больше всего интереса вызывает тот факт, что две трети продаж – это чеки с одной позицией. И чаще всего – это кофе на вынос.
Таким образом, формат «кофе с собой» продолжает влиять на «поведение» игроков рынка кофеен, заставляя их ориентироваться на этот тренд и предлагать посетителям то, что им хочется. И если раньше было чётко видно разделение – стационарные кофейни с посадочными местами и кофейни, где наливают только в стаканчики на вынос, то теперь, кофейни сразу учитывают потребность клиентов брать кофе с собой.
Что интересно, спрос на кофе в кофейнях в общем значении растёт. А вот спрос на кофе в магазинах падает. Так, в Москве продажи кофе в розничных магазинах в денежном выражении сократились на 3,9%. Об этом писал РБК.
Рост формата «кофе на вынос»
Рост показателей этого формата стал заметен ещё в 2016 году. Как пишет портал business-planner.ru, рост выручки этих заведений тогда составил от 30% до 75%. После этого, так как рынок всё ещё не был насыщен, в сегмент массово пошли сетевые компании – «Бодрый день», «Red Cup», «Coffee and the City», «Take & Wake», «Coffee go» и другие игроки.
Франчайзинг в этом направлении внутри всей кофейной индустрии показал самые большие темпы роста.
Причинами роста были не только увеличивающийся спрос и популяризация франчайзинга. Сама по себе концепция франшиз «кофе с собой» подразумевала небольшие инвестиции для покупателей франшизы и быструю окупаемость бизнеса. Дешёвые франшизы в принципе продаются быстрее и легче. Об этом говорит и статистика. Так, в нашем каталоге франшизы с инвестициями до 300 000 рублей получают в два раза больше заявок на покупку по сравнению с более дорогими предложениями.
В итоге, на рынке, с одной стороны, появилось множество новых игроков, которые действовали исключительно в этом формате. С другой стороны, действующие игроки других кофейных форматов стали активно вводить услугу «кофе на вынос».
Это же привело к тому, что и так немалая конкуренция увеличилась ещё, темпы роста стали падать, а рынок пришёл в фазу оздоровления, когда определённой доле игроков пришлось уйти из бизнеса ввиду своей неэффективности.
На изменения в индустрии повлияло и изменение вкуса основного потребителя.
Дорогой эксклюзивный кофе, или простой, но дешёвый?
Ещё до 2016 года кофейни могли бороться за посетителей с помощью эксклюзивности своего продукта. Действовала мода на «натуральный изысканный продукт» с разными оттенками и ароматами.
Но рост числа кофеен и распространение формата «кофе на вынос» внесли свои коррективы в индустрию. С одной стороны, ценителей эксклюзивного кофе больше не стало. С другой стороны, обычный потребитель стал более требовательным.
В итоге сложилась такая ситуация, когда выигрывать стали кофейни, предлагающие просто вкусный продукт по приемлемой цене. Если кофейня «заигрывается» с товаром для настоящих ценителей, то она рискует остаться с очень узким кругом посетителей, потому что остальные просто не смогут «оценить» всю прелесть напитка.
Стоимость кофе – также важный фактор. Но как показала практика, гнаться за самой низкой ценой с помощью сокращения расходов на сырьё – тоже так себе вариант. В этом сегменте лидерство останется всё равно у вендинговых аппаратов. А потребитель, приходя за кофе (на вынос, или нет) в кофейню хочет получить более или менее качественный и вкусный напиток. Пусть и простой.
В крупных сетевых кофейнях качество кофе не самое лучшее (конечно далеко и не самое плохое), и прибыль от этого не меняется. Потребителю просто нужен обычный, вкусный напиток по приемлемой цене.
Перспективы рынка
Начиная с 2019 года бум на кофейни стихает. Сейчас рынок переживает фазу стабилизации. Уходят неэффективные игроки, закрываются точки, которые не смогли приспособиться к новому рынку, или выбрали изначально неправильную стратегию.
В то же время, конкуренция слабее не станет. Особенно это касается сегмента «кофе с собой». Благодаря развитию и популяризации франчайзинга, игроки, которые дают потребителю то, что он хочет, начали активно развиваться в сторону увеличения точек продаж.
Этому же способствует и формат франшиз, которые предлагают бизнес «кофе с собой». Как правило, они дешевле, чем стационарные кофейни, а значит получают больше заявок.
Таким образом, рынок продолжит расти, но уже меньшими темпами. А выигрывать позиции будут кофейни, которые гибко относятся к меняющемуся спросу и не претендуют на то, чтобы обслуживать только истинных ценителей. Сам же формат «кофе с собой» останется популярным. И продвигать его будут не только моноформатные кофейни, но и кафе, рестораны и обычные кофейни.
Обзор франшиз формата «кофе с собой»
Франшиза | Инвестиции, руб. | Срок окупаемости, мес. | Кол-во точек |
Coffee Way | 900 000 | 8 | 228 |
Coffee Machine | 6 000 000 | 24 | 61 |
Бар здоровых привычек | 350 000 | 6 | 14 |
Coffee Moose | 397 000 | 6 | 128 |
Coffee in | 200 000 | 3 | 100 |
Coffee planet | 350 000 | 2 | 9 |
Coffee Like | 680 000 | 6 | 297 |
My Life Coffee | 275 000 | 10 | 3 |
Даблби | 250 000 | 18 | 85 |
Red Cup | 490 000 | 3 | 21 |
Coffee Way – франшиза кофейни, продающей кофе, выпечку и сладости. Работает с 2010 года. По франшизе открыто более 180 точек в разных городах и странах СНГ. Есть собственный тренинг-центр для бариста.
Coffee Machine – франшиза автокофейни. Новый формат активно развивается в России. Партнёр получает «страховку» от неудачи в виде выкупа франшизы при недостижении результата.
Бар здоровых привычек – франшиза заведения здорового питания. Есть пять форматов открытия – кофейня, фреш-бар, кафе, фитнес-бар и комплексный вариант. На рынке с 2013 года, франшиза запущена в 2019 году.
Coffee Moose – франшиза городской кофейни с уютной атмосферой. На рынке с 2013 года. Открыто более 118 точек по франшизе и 10 собственных предприятий. Партнёр получает обучение и инструменты для эффективного старта.
Coffee in – франшиза кофейни формата «кофе с собой». Франшиза вышла на международный уровень. Партнёр получает в том числе и систему удалённого контроля бизнеса.
Coffee planet – франшиза кофейни формата «кофе на вынос». Партнёр получает гарантию прибыли, при которой франшиза выкупается, если не будут достигнуты прогнозируемые результаты, а также стажировку в действующих кофейнях сети.
Coffee Like – одна из самых известных сетей кофеен формата «кофе с собой». Открыто по франшизе – более 280 точек, собственных кофеен – более 15.
My Life Coffee – франшиза кофейни с фиксированной ценой. Партнёр получает сопровождение и выезд команды специалистов на открытие новой точки.
Даблби – международная франшиза кофейни. На рынке действует с 2012 года, открыто по франшизе – более 75 заведений.
Red Cup – франшиза кофейни с дополнительной продажей выпечки и сладостей. На рынке с 2012 года. Франшиза запущена в 2015-ом. Открыто более 20 кофеен.