Обзор рынка франшиз книжных магазинов в России
Открыть книжный магазин – это начать стабильный и устойчивый бизнес в растущем рынке. Сделать это по франшизе — значит, ещё и снизить риски, не прогореть на старте и меньше принимать плохие решения. Бумажные книги любимы россиянами, несмотря на всеобщую цифровизацию. «Живой» экземпляр для учёбы, развлечения или в качестве подарка до сих пор предпочитают ¾ наших соотечественников.
Обзор рынка книжных магазинов
Оборот российского рынка книжной продукции, по оценкам на 2023 год, преодолел показатель в 120 млрд рублей. Общий тираж выпущенных в этот период изделий — более 335 млн. Доля «живой» бумажной книги в этих цифрах существенна — 91 млрд. рублей — данные Минцифры РФ.
Так получается из-за исторически сложившегося уважения у российских граждан к классическим экземплярам в переплёте. По данным опросов, 66% людей в нашей стране выбирают реальную книгу, «которую можно потрогать», для обучения, освоения новых навыков и в качестве профессиональной литературы. Почти 80% родителей выберут для своих детей бумажный экземпляр, а не электронную версию. Свыше 40% до сих пор считают книгу «лучшим подарком».
Спрос на литературу сохраняет устойчивость в любых экономических условиях. Самые популярные категории в российских магазинах сегодня:
- Книжки для детей
(буквари, азбуки, различные пособия) - Бизнес-литература
- Раздел «Научно-популярное» (нон-фикшн и другая не-художественная литература)
- Художественная литература
- Пособия для профессионалов, справочники
Преимущества открытия книжного магазина по франшизе
Такой бизнес, как магазин книг имеет свою специфику. Отношения с издателями, дистрибьюторами, мерчендайзинг, взаимодействия с клиентами — всё это вопросы, которые встанут перед вами, если вы решите начать дело самостоятельно.
По франшизе, вы получаете готовые, детально описанные бизнес-процессы и практически избавляете себя от этой головной боли. Какая помощь оказывается франчайзером в первую очередь?
- Ассортимент – продуманная линейка книжной продукции, адаптированная под нужды вашего магазина.
- Обучение персонала в вопросах отработки возражений покупателей, раскладки товара, скриптов продаж, складского учёта и др.
- Поддержка в рекламе: полный комплект маркетинговых материалов, работа с социальными сетями, помощь в регистрации вашего магазина на различные книжные фестивали и ярмарки.
- Прямые поставки продукции — у франчайзинговых сетей отлажено взаимодействие с главными игроками на издательском рынке России. Это позволяет получать новинки в каждой из категорий раньше других и на более выгодных условиях.
- Помощь с торговым оборудованием — стеллажи, витрины, стенды, презентационные корзины и промобоксы, всё это будучи франчайзи сильной Головной компании, получить на порядок дешевле и удобнее.
- Подключение к единой CRM-системе, которая может автоматизировать весь учёт, контролировать программы лояльности, полностью взять на себя почтовые рассылки и др.
Форматы франшиз книжных магазинов
Располагаться он может как в отдельном здании, так и в торговом центре. |
Площадь точки варьируется от 30 кв.м. до полноценных 100 и более кв.м. | Для владельца главным преимуществом будет возможность прямого общения с покупателем — это повышает средний чек на десятки процентов. |
В последние годы популярным бизнесом становится онлайн-магазин книг. Многие сети предоставляют франчайзи прямые поставки для реализации в своём городе. Такой формат исключает издержки на аренду помещения и большого склада, содержания штата сотрудников и другие расходы. Вложиться нужно в организацию сайта, SEO и контент-маркетинг.
Книжные магазины совмещённые с продажей канцтоваров, подарочной продукции, кофейней, детской зоной, организацией тематических мероприятий — форматы, набравшие обороты в последние 5-10 лет. Главной фишкой такого магазина станут перекрёстные продажи, которые увеличивают средний чек и снижают сезонный фактор.
Для предпринимателей желающих открыть точку с минимальными стартовыми вложениями есть формат передвижных книжных магазинчиков. По сути, это мобильные стенды, отлично работающие в офисах, выставках, образовательных учреждениях. Проработанный ассортимент, индивидуально собранный под конкретный случай позволяет таким точкам показывать хорошую прибыль.
Книжный магазин по франшизе в цифрах
Магазин с отдельной входной группой или в ТЦ |
Книжное кафе |
Онлайн-магазин |
От 1,5 до 3 млн. руб. Деньги потребуются на аренду помещения и его ремонт, начальный зарплатный фонд и заказ первой партии книг. |
В районе 3 млн руб, потому что дополнительно придётся вложиться в организацию продажи кофе, кондитерских изделий и др. | Около 500 тыс. руб. на сайт, контент-маркетинг, SEO. |
Доходность и окупаемость
При грамотно организованной работе книжный магазин сможет приносить |
Все стартовые вложения в таком случае вернуться за срок от 1,5 до 3 лет |
Как выбрать франшизу книжных магазинов
На что стоит обратить внимание при покупке франшизы книжного магазина? В первую очередь, репутация. Громкое имя в такой высококонкурентной нише как книжные магазины никому не достаётся просто так. Если компания его заработала, значит это надёжный партнёр.
Оценить репутацию франчайзера лучше всего по таким параметрам:
- Сколько это компания на рынке. Выбор скорее стоит обращать на предприятия, которые в деле минимум 5 лет. Уже пройдёны этапы кризисов, падений — это значит, что франчайзер может адаптироваться к условиям рынка.
- Сколько у франчайзера партнёров. У лидеров в области книжных магазинов десятки успешных франшизных точек, нужно держать это показатель в голове. Также, обратите внимание на прибавку партнёров за последние годы. Если их нет — возможно что-то не так.
- Обратная связь по сотрудничеству от действующих партнёров. Так вы сможете узнать соответствуют ли заявленные цифры реальным и как осуществляется поддержка.
Кроме репутации, необходимо изучить условия по роялти — процент или фиксированная сумма. Нужно оценить, как вам будет выгоднее.
Что касается паушального взноса. Адекватен ли его размер, вы можете понять по следующим показателям:
- узнаваемость бренда
- объём и детальность описания бизнес-процессов, уникальных технологий которые вам передаются
- получаете ли вы «эксклюзив» на город, область, республику и т. п.
Франшизы книжных магазинов
Большинство крупных игроков, таких «Читай-город», «Буквоед», «Лабиринт» и другие, крайне редко масштабируются по франчайзингу. Они открывают филиалы, предлагают партнёрские модели сотрудничества, или уходят в онлайн-продажи.