Все категории

Все категории

лого
Обновлена 6 сентября 2024
просмотры 1736

Крупный бизнес – это какой? Разница со средним и малым бизнесом

Субъекты бизнеса в России принято делить на категории. Когда речь идет о каких-либо мерах государственной поддержки или юридических аспектах, то и дело можно слышать о том, как государство поможет “малому и среднему бизнесу” или что вступил в силу какой-то новый закон, который “коснется субъектов малого и среднего предпринимательства”.

При этом даже владельцам больших компаний не всегда понятно, а какой бизнес есть какой. Крупный – это вообще какой? А малый и средний? И подпадает ли ваш бизнес уже под крупный или еще не дорос? Ведь от ответа на этот вопрос зависят очень многие вещи. В статье разберемся, что к чему.

Содержание статьи:

В чем разница между крупным, малым и средним бизнесом
Что относится к крупному бизнесу
Малый и крупный бизнес: разница
Средний и крупный бизнес: разница
Примеры крупного бизнеса
Новая категория бизнеса – МСП+

В чем разница между крупным, малым и средним бизнесом

В России субъекты предпринимательства принято делить на две крупные категории:

1. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП)

Обобщенно их могут называть малым бизнесом или малым и средним бизнесом. 

 К субъектам МСП относятся:

🔹 микропредприятия;
🔹 малые предприятия;
🔹 средние предприятия.

Деление внутри этих категорий происходит в первую очередь по двум основным критериям – это сумма годовой выручки и среднесписочное число сотрудников. К МСП относятся бизнесы, имеющие одновременно до 2 млрд. рублей годового дохода и до 250 сотрудников (для сферы общепита – до 1500).

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства прописаны в статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

👉 Субъектами МСП могут быть самозанятые, индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, производственные кооперативы, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. 

По данным Росстата, доля МСП в экономике страны в 2022 году составила 21%. Это 32,6 трлн рублей из 155,3 трлн рублей в структуре ВВП. Это считается невысоким показателем. Для сравнения, в Китае малый бизнес приносит в экономику страны 60-70%, в США – около 60%, в Италии – более 70%.

2. Крупный бизнес

К крупному бизнесу можно отнести все то, что превышает МСП по показателям годового дохода и числа сотрудников.

То есть крупный бизнес – это предприятия с годовым доходом свыше 2 млрд рублей и от 251 сотрудника (в легкой промышленности- от 1001, в общепите – от 1501).

Также нужно уточнить, что для отнесения бизнеса к какой-то категории МСП, организации или ИП достаточно достигнуть хотя бы одного параметра.

Например, если в компании работает 80 сотрудников, а годовой доход составляет 500 млн рублей, ее отнесут к малому предприятию. Но если у той же фирмы доход вырастет до 850 млн рублей при том же числе работников, это будет уже среднее предприятия.

Размер дохода компании налоговая служба оценивает по ежегодной декларации или другим имеющимся данным, а среднесписочную численность определяют по уплаченным страховым взносам. 

Что относится к крупному бизнесу

Все компании и предприниматели, которые подпадают под МСП, состоят в Едином реестре субъектом малого и среднего предпринимательства, в который автоматически включают всех, кто легально ведет свою деятельность и соответствует сразу двум обозначенным нами параметрам.

Как мы уже говорили, из своей категории МСП бизнес “вылетает”, если достигает хотя бы одного показателя. Соответственно, можно сказать, например, что если компания со штатом в 200 человек и оборотом в 1 млрд рублей по уровню дохода будет относиться к категории средних, то такая же компания с таким же оборотом, но со штатом в 280 человек уже не войдет в категорию средних. То есть, фактически, она может считаться крупной. 

Отсюда делаем вывод что, к крупному бизнесу будут относится те предприятия, которые превысили лимит среднего предприятия хотя бы по одному параметру:

🔸 годовой оборот превысил 2 млрд. рублей;

🔸 среднесписочное число персонала стало больше 250 человек.

Как видите из таблицы, у сферы легкой промышленности и общественного питания лимиты по количеству сотрудников для отнесения к среднему предприятию повышены и расширяются до 1000-1500 человек. У общепита этот лимит был введен с 1 сентября 2022 года, чтобы заведения общепита, часто имеющие много сотрудников и выпадающие за формальные критерии МСП, смогли получать пониженные страховые взносы.

Дополнительные критерии

Число сотрудников и оборот – не единственные критерии, которые могут влиять на категорию бизнеса.

Например, в категорию МСП бизнес не попадет, если: 

📌 доля государства муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительным и иным фондам в уставном капитале составляет более 25%;

📌 более 50% в уставном капитале принадлежит иностранным организациям или компаниям, которые не являются субъектами МСП.

Малый и крупный бизнес: разница

Разница видов малого бизнеса (МСП) от крупного в том, что последний не создают с нуля. Чтобы превратиться в крупный, он проходит стадии роста: обычно от микро- или малого предприятия к среднему и дальше.

👉 Субъекты МСП – это большинство представителей бизнеса, которые вы видите на улицах: кофейни, овощные лавки, пекарни, ателье, парикмахерские, небольшие городские и даже региональные сети розничных магазинов и сферы услуг. 

Согласитесь, очень маловероятно, что салон красоты “Елена” через дорогу зарабатывает больше 2 млрд в год или держит штат больше 250 человек, даже если в городе работает несколько таких же “Елен” с одной владелицей.

К малому бизнесу могут относится:

✔️ самозанятые;
✔️ ИП;
✔️ потребительские кооперативы;
✔️ акционерные общества;
✔️ общества с ограниченной ответственностью.

По сравнению с крупными видами бизнеса, субъекты МСП имеют много преимуществ:
- бизнес можно зарегистрировать самостоятельно, дистанционно и в упрощенной форме;
- можно открыться по готовой схеме от крупной сети по схеме франчайзинга, то есть запустив франшизу;
- получить господдержку, поскольку малое и среднее предпринимательство в приоритете государственной политики в рамках стратегии развития РФ до 2030 года. Подробный перечень мер господдержки МСП, актуальный в 2024 году, мы приводили в этой статье.
- упрощенный документооборот: можно использовать кассовый метод учета доходов и расходов, отражать в бухучёте и бухотчётности только суммы налога на прибыль, доступны упрощенные планы счетов и прочее;
- возможность использования электронного документооборота;
- освобождение от плановых налоговых проверок, требующих подтверждения статуса при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства.

Средний и крупный бизнес: разница

Несколько сложнее определить, относится ли бизнес к среднему или крупному предприятию. Основные формальные критерии повторим: 

🟢 от 800 млн до 2 млрд рублей или от 101 до 250 сотрудников (для общепита до 1500) – это среднее предприятие;

🟢 от 2 млрд рублей или от 251 сотрудника (для общепита – от 1501) – это крупная фирма.

Если же говорить упрощенно, то средний бизнес – это обычно городские или региональные организации и сети, а крупный бизнес – это организации и сети федерального или даже международного масштаба. 

Например, к крупному бизнесу могут относиться:

✏️ федеральные продуктовые сети с фирменными супермаркетами, гипермаркетами и магазинами “у дома”;

✏️ федеральные аптечные сети;

✏️ нефте- и газодобывающие компании;

✏️ автогиганты и автоконцерны;

✏️ федеральные застройщики;

✏️ ИТ-компании и корпорации и т.д.

Далеко не всегда понятно, является ли та или иная компания малой, средней или крупной. И это зависит не только от того, имеет ли она свои филиалы в других регионах или за рубежом. Некоторые владельцы бизнеса специально дробят свои компании на много разных мелких ООО, например, чтобы пользоваться поддержкой, которая полагается для субъектов МСП.

  Чтобы проверить, не подпадает ли компания в категорию микро-, малых и средних предприятий, можно воспользоваться Единым реестром МСП. Там вы можете найти свою или другую нужную компанию по названию или по ИНН и посмотреть ее текущую категорию. Там же можно произвести расширенный поиск и посмотреть, например, какие средние предприятия из нужных вам отраслей числятся в конкретном регионе.  

В числе средних предприятий вы, возможно, найдете известный в вашем регионе молочный завод или швейную фабрику, местную сеть продуктовых магазинов или медицинских клиник. Попадание в категорию средних, скорее всего означает, что далеко за пределами вашего региона эти организации вряд ли широко известны. То есть в основном они ориентированы на домашний рынок сбыта. Например, молзавод поставляет молоко, кефир, ряженку и йогурты в магазины в пределах области.

Примеры крупного бизнеса

Крупный бизнес – это большие предприятия, которые производят весомую часть всех товаров или услуг в своей отрасли. Они имеют дело одновременно с внушительными финансовыми потоками, с большим числом кадров и с широкой аудиторией, работая на уровне нескольких регионов, целой страны, нескольких или даже многих стран. Часто держателями их акций и долей в уставном капитале владеет государство.

  Самые простые примеры крупных российских компаний – это “Газпром”, “Роснефть” “Лукойл”, “Норильский никель”, “Сбер” и другие. Это компании, о которых знает много людей, а самые крупнейшие из них входят в различные рейтинги. Например, в рейтинг Forbes 100 крупнейших компаний России по чистой прибыли в 2023 году или рейтинг в RAEX-600 по объему реализации продукции.  

❗ Без труда большинство людей назовет крупнейшие мировые компании: Apple, Microsoft, Alphabet (Google), The Coca-Cola Company, PepsiCo и другие. 

Отличительной чертой крупного бизнеса можно назвать, что его представители занимают передовые позиции в своих отраслях. Эти компании являются системообразующими для регионов и государств, удовлетворяют потребности большого числа людей и обеспечивают их рабочими местами. Такие компании во многом определяют ситуацию в своих индустриях, являются двигателями инноваций.

В то же время большой размер организаций имеет и свои минусы. Это:
- сложность управления и необходимость создавать многоуровневую иерархию;
- сложность координации разных отделов и высокая потребность в автоматизации;
- сложность контроля за развитием бизнеса в отдельных регионах, а тем более в разных странах, где действуют свои законы и “правила игры”, под которые надо подстраиваться;
- сильное регулирование бизнеса государством, которое может идти не только на пользу, но и ограничивать рост компании – например, если в стране действует жесткое антимонопольное законодательство.

Новая категория бизнеса – МСП+

Одна из проблем деления бизнеса на МСП и крупный в России, что по факту, с точки зрения мер государственной поддержки, это деление на МСП и “не МСП”. Дело в том, что когда бизнес по формальным признакам перерастает пороговые значения, то он в один момент теряет и весь комплекс мер поддержки для МСП, включая льготы и низкие ставки по кредитам. 

С другой стороны, компании, которые не связаны с государством, не попадают и под меры поддержки, доступные для крупнейших госкомпаний. В результате некоторые из организаций не стремятся обретать новый статус, а их развитие тормозится.

Чтобы устранить этот пробел, Минэкономразвития и Корпорация МСП разрабатывают обновленную стратегию поддержки малого и среднего предпринимательства до 2030 года и планируют ввести новую категорию бизнеса “МСП+”.

По информации “Известий”, Минэкономразвития предлагал отнести к этой группе компании с доходом до 10 млрд. рублей в год. Это компании, которые не связаны с государством, но при этом работают в приоритетных отраслях экономики:

🔵 в обрабатывающей промышленности;
🔵 в ИТ-секторе;
🔵 инжиниринговые и технологические компании;
🔵 сфера туризма.

По подсчетам, под новую категорию подпадают 2,5 тысячи компаний, в которых работают примерно 845 тыс. человек. Для таких компаний предлагается предоставлять льготное кредитование и запустить механизм «зонтичных» поручительств — гарантий Корпорации МСП перед банком, если у предприятия не хватает залога для получения кредита. Категорию МСП+ могут ввести в России с 2025 года. 

Похожие статьи

Комментарии

Пока никто не оставил комментарий. Будьте первым кто это сделал!

Предложения франшиз

КРАБСБИР

франшиза магазина разливного пива

Вокруг Света

франшиза турагентства

Borodach

франшиза барбершопов

MISTER KOFEMAN

франшиза кофейни самообслуживания

Пункт Б

франшиза школы выбора профессии, профориентации

Точка красоты

франшиза салона красоты

Чикен Хауз

франшиза ресторана быстрого питания

SAHAR&VOSK

франшиза лазерной эпиляции

Городские Каникулы

франшиза лагеря для детей

Йод-Зелёнка

франшиза аптеки

Nadotur

франшиза визово-туристического агентства

ДНКОМ

франшиза лаборатории

CHICKENS.CAFE

франшиза шаурмы

Хлеб и Эклер

франшиза пекарни-кондитерской

Rich Nails

франшиза студии красоты

ШефПорт

франшиза магазина рыбы и морепродуктов премиального качества

Ничего Лишнего

франшиза студий эпиляции

СДЭК

франшиза логистической службы

PROSTO BARISTA

франшиза кофеен самообслуживания

Market Rocket

франшиза бизнеса на маркетплейсах

баннер

Подробнее
Скрыть
лого франшизы

Новая заявка на франшизу