Шиномонтаж - широко распространенный и известный бизнес, который в 2025 году не претендует на звание оригинальной и свежей бизнес-идеи. Тем не менее, это вовсе не означает, что шиномонтажные услуги оттого перестали быть актуальными. Совсем даже наоборот - таких сервисов во многих городах и оживленных районах явно не хватает, а хорошие шиномонтажи ценятся водителями особенно. С точки зрения предпринимателей же шиномонтажные мастерские как бизнес по-прежнему популярны благодаря невысокому порогу входа и высокой рентабельности услуг.
Содержание статьи:
Ситуация на рынке шиномонтажных услуг в 2025 году;
Как правильно зарегистрировать бизнес;
Выбор системы налогообложения;
Расположение и помещение;
Оборудование шиномонтажа;
Сотрудники шиномонтажа и мотивация кадров;
Как рекламировать шиномонтаж;
Вложения и доходы шиномонтажа.
Ситуация на рынке шиномонтажных услуг в 2025 году
Услуги шиномонтажа занимают третье место по ёмкости рынка место среди автоуслуг, уступая кузовному ремонту и автомойкам. По информации агентства “Автостат” в 2023 году объем услуг шиномонтажа составил 34,3 млрд. рублей по сравнению с 31,7 млрд. в 2022 году (+8,2%). Статистика приводится по 69 регионам страны, на которые приходится 97% парка легковых машин.
Тенденция последнего времени - повышение среднего чека на услуги шиномонтажа. В частности, весной 2023 года по сравнению с весной года 2022 года рост стоимости составил 20%, сообщила «Газета.Ru» со ссылкой на исследование банка «Русский стандарт». Согласно статистике эквайринговой системы банка, средний чек на услуги был равен 1,6 тыс. рублей, в то время как год назад он составлял 1,4 тыс. рублей.
О подорожании услуг на 15% также сообщалось изданием и осенью 2023 года. В качестве причин называются инфляция и дефицит рабочей силы: профессии работников автосервисов остаются непрестижными, молодые люди в профессию идут редко, а старики не остаются. Рост цен на шиномонтаж на 10% зафиксировали в «Почта Банке», данные по транзакциям карт клиентов банка сравнивались за период с 1 января по 16 октября 2023 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Выяснилось, что средняя стоимость шиномонтажа превысила 1980 рублей. Повышение связывают также с ростом инфляции, а также с увеличением трат на расходные материалы.
Особенность текущего времени также заключается в активном переходе автолюбителей на китайскую продукцию.
Происходит это не по их доброй воле. Россию покинули такие компании как Continental, Nokian, Michelin и Bridgestone, а их заводы перешли к отечественным собственникам, стоимость популярных европейских марок повысилась на 20-25%, в рознице остались только шины Pirelli. Отзывы на китайскую продукцию как в сегменте фрикционных, так и относительно шипованных шин, пока не самые лучшие.
В целом услуги шиномонтажа в отличие от многих других сфер обладают определенной стабильностью несмотря на различные факторы и ситуацию в экономике, что связано с их незаменимостью. Традиционно эта сфера характеризуется ярко выраженной сезонностью. Сезон в России обычно приходится на апрель весной, и на октябрь-ноябрь осенью. В 2023 году пик сезона пришелся на октябрь. Согласно данным Яндекс Вордстат, количество поисковых запросов со словом “шиномонтаж” по сравнению с октябрем 2022 года выросло на 69%.
Как правильно зарегистрировать бизнес
✅ Для регистрации шиномонтажа в качестве организационно-правовой формы обычно выбирается ИП. Самозанятость не подходит, потому что в таком случае предполагается работа на себя без найма сотрудников, ООО - более подходящий вариант для крупного бизнеса или вариант для работы в партнерстве.
Преимущества формата ИП:
✅ лёгкая и быстрая регистрация;
✅ не требуется проводить собрания, составлять протоколы и отчитываться при смене адреса;
✅ ИП целиком распоряжается своим доходом, который получаете от бизнеса;
✅ в случае нарушений штрафы с ИП будут ниже, чем с ООО.
Зарегистрировать ИП сегодня можно через налоговую, посетив МФЦ, подав заявление через “Госуслуги” или оформившись с помощью одного банковских приложений и там же открыв расчетный счёт.
Документы, необходимые для открытия ИП:
- Заявление по форме Р21001;
- ИНН;
- Паспорт;
- Квитанция об оплате госпошлины на 800 рублей (при подаче онлайн не требуется);
- Заявление на выбор специального налогового режима (по умолчанию присваивается общая система налогообложения).
📌 При регистрации бизнеса предпринимателю будет необходимо указать основной и дополнительные коды по классификатору ОКВЭД. Хотя отдельного кода чисто под шиномонтажные услуги не бывает, есть более общие коды, которые в том числе подразумевают такую деятельность. В качестве основного кода стоит выбрать 45.20 “Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств”.
Для дополнительных услуг или продажи товаров можно выбрать любое количество кодов (вести деятельность по ним необязательно, поэтому часто они указываются на всякий случай на будущее).
Например, если вы собираетесь продавать покрышки и другие запчасти, то можно выбрать коды:
- 45.31 “Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями”;
- 45.32 “Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями”.
Учитывайте, что с 1 ноября 2020 года в России вступила обязательная маркировка шин, что означает определенные требования закона и запрет на продажу немаркированных шин. Работа продавца происходит с помощью электронного документооборота (ЭДО), от поставщика нужно подписать УПД, а при продаже вывести коды из оборота через онлайн-кассу или специальное приложение.
👉 Помимо этого потребуется получить заключение Роспотребнадзора, предварительно собрав пакет документов и заключив договор на вывоз и утилизацию отходов. Также потребуется получить заключение от Госпожнадзора.
Выбор системы налогообложения
Наиболее оптимальной для шиномонтажа будут либо так называемая “упрощенка” или патент. В первом случае вы можете выбрать способ расчета налогов. Он может рассчитываться либо с суммы дохода по ставке 6% (УСН 6%), либо, если в вашем бизнесе предполагается много расходов, можно выбрать систему, при которой налог считается с суммы доходов, уменьшенной на величину расходов по ставке 15%. Такая схема подойдет в том случае, когда расходы превышают 60% от оборота.
Патент назначают регионы, и выгодна эта схема тем, что не привязана к вашему доходу, а зависит от числа сотрудников. Патент можно купить на срок до 1 года, но при этом максимум до конца текущего календарного года.
Рассчитать размер патента для вашего региона можно с помощью калькулятора ФНС. Например, патент на шиномонтаж для города Казань с 1 апреля по конец декабря 2024 года с тремя сотрудниками в штате обходился в 77269 рублей, а в Калуге аналогичный патент стоил 97620 рублей.
❗ Минус патента в том, что продавать запчасти на этой схеме нельзя, для этого придется либо оформлять УСН или использовать совмещение налоговых режимов. Кроме того, максимальная численность штата при такой схеме ограничена 15 сотрудниками, а для ООО патент недоступен, подойдёдет только ИП.
Расположение и помещение
Наиболее подходят для шиномонтажа места вдоль дорог с активным трафиком и прочие места, где скапливаются машины: автостоянки, автосервисы, авторынки, гаражные кооперативы, придорожные кафе, площадки недалеко от ТЦ и т.д. Хорошим вариантом будет расположение недалеко от оживленных перекрестков. Выбор места крайне важен, потому правильное расположение - это само по себе хорошая реклама шиномонтажа.
Стоимость помещения в аренду в среднем стоит 700-1000 рублей за квадрат, но многое зависит от региона и конкретных условий. Договора аренды бывают долгосрочными и краткосрочными. Для того чтобы договор не регистрировался в Росреестре распространена практика заключения краткосрочных договоров на 11 месяцев с правом пролонгации.
👉 Наиболее дешевым вариантом будет использование готового гаража в частном секторе, самый дорогой - строить капитальное помещение с нуля. Если решили строиться и делать всё сами, а не снимать готовое помещение, универсальный совет - к любой стройке к вашим расчетам прибавлять примерно 20%.
Часто практикуется открытие шиномонтажа в высоких сорокафутовых контейнерах, которые приобретаются б/у. На “Авито” один такой контейнер можно найти за 60-150 тыс. рублей. Преимущество такого варианта в том, что такие конструкции считаются модульными и в случае чего их можно перенести в другое место.
Поскольку в старых районах обычно выгодные места заняты, больше шансов найти подходящее место будет на въезде в новые жилые многоэтажные районы. В таких местах остается много пустырей и свободных зон вдоль дороги, при этом высокий трафик, который по мере заселения района будет только возрастать. В районах с плотной застройкой можно поискать варианты аренды на подземных парковках.
🏠 Площадь помещения зависит от объема работ, числа и габаритов оборудования, в среднем это от 20 до 60 квадратов. Обычно на старте может хватить рабочего помещения в 40-50 квадратов с двумя-тремя работниками, которые будут заниматься монтажом и демонтажем колес, балансировкой, ремонтом дисков и шин.
Не стоит забывать, что помимо основной площади мастерской рядом должно быть место под парковку хотя бы двух-трех машин и место для разворота.
Оборудование шиномонтажа
Наиболее часто встречаемое оборудование в шиномонтажных мастерских включает шиномонтажный стенд, вулканизатор, балансировочный станок, борторасширитель, пневмопистолеты, демонтажные пинцеты, гайковерты и прочее.
✏️ Шиномонтажный станок. Необходим для работы с покрышкой: монтажа и демонтажа. Обычно может быть предназначен для шин разных размеров: от легковых авто и небольших грузовиков. Из-за усиленной конструкции шин покрышки новых авто монтируют и демонтируют исключительно в СТО, Существуют полуавтоматические стенды, где монтажную головку регулируют вручную и где вращается только стол, а есть автоматические, где положение головки стенда и ее отвод происходят без участия человека, и задействовать собственные силы при этом сотрудникам практически не надо.
При большом потоке клиентов автоматический стенд сможет повысить скорость обслуживания. Начальная стоимость автоматических стендов составляет 100-150 тыс. рублей, хорошие станки будут стоить около 300 тыс. рублей
✏️ Балансировочный станок. Балансировка колёс - обязательная услуга шиномонтажа (по статистике, примерно каждый третий диск имеет дефекты), а балансировочные станки обладают высокой точностью и сложной конструкцией с вычислительным блоком. Существуют версии с монитором и версии с табло. Первые более востребованы, так как со вторыми часто бывает множество проблем и скорость их работы невысока. При выборе модели стоит сопоставлять варианты не по функциональности, а по техническим характеристикам.
Например, некоторые станки дают владельцу хорошую экономию груза при сохранения высокого качества балансировки. Начальная стоимость балансировочного станка составляет 60 тыс. рублей, качественные надежные станки обойдутся примерно в 200-250 тыс. рублей.
✏️ Вулканизатор. Незаменимый инструмент для шиномонтажных работ, использующийся для отладки покрышек и камер. Современные вулканизаторы быстро и хорошо убирают повреждения и возвращают прочность изделий. Для легковых машин подойдут стационарные версия, а для грузовиков - подкатные. Другими важными критериями для выбора вулканизатора являются температура, размер помещения и мощность. Недорогой вулканизатор отечественного производства может стоить 15-30 тыс. рублей.
✏️ Дископравный стенд. С помощью дископравного стенда можно устранить повреждения и вмятины диска и улучшить геометрию поверхностей. Применяется он при круговых или осевых прогибах. Поскольку водителям проще и дешевле ремонтировать диски, чем покупать новые, такое оборудование шиномонтажу стоит иметь в наличии. Полотно диска выравнивается за счет правки изнутри и снаружи, а работа за таким стендом не занимает много времени. Повреждения устраняются за счет давления на неровность и разглаживания неровностей.
В процессе оказания услуги происходит стирание защитного покрытия детали, поэтому со слоем восстановленного диска затем работают дополнительно. Начальная стоимость таких стендов составляет 125-150 тыс. рублей.
✏️ Мойка колёс. Песок и мусор могут исказить балансировку, поэтому перед этим производят очистку колеса в автоматической мойке. Мойки различаются циклами: легкие загрязнения устраняются за 20 секунд, сложные - до 1 минуты. Работа происходит по принципу замкнутой циркуляции воздуха. Простота в использовании и небольшие размеры позволяют довольно быстро окупить такое оборудование. Стоимость колёсных моек начинается от 280-300 тыс. рублей.
✏️ Борторасширитель. Это расширитель бортов шин, с помощью которого можно качественно зафиксировать колесо в разных позициях, провести осмотр и выявить проблемы. Такой прибор делает работу мастера быстрой и точной. По конструкции борторасширители бывают напольными, настольными и переносными, а по принципу действия - мануальными, с гидравлическим приводом и пневматическими. Выбор зависит от потребностей предпринимателя. Для ремонта легковых автомобилей применяются ручные устройства, а гидравлические и пневматические агрегаты - для ремонта колес грузовиков, комбайнов и тракторов. Настольный вариант может стоить 4-6 тыс. рублей.
Также в шиномонтажных мастерских используются подкатные домкраты, воздушный компрессор, пневмоинструмент. Приобретать целиком весь комплект сразу не строго обязательно, все зависит от вашего клиента и предполагаемых услуг. Оборудование также необязательно приобретать самое лучшее и дорогое, даже никто не обязывает приобретать новое, можно подыскать и хорошие б/у варианты.
Помимо оборудования не обойтись без расходников. В их число включаются аппликаторы, шилья, пластыри, заплатки, грибки, герметики, жгуты, камеры и прочее.
Сотрудники шиномонтажа и мотивация кадров
Кадры - вопрос сегодня, который вызывает головную боль у предпринимателей в автосфере. Поэтому если подыскать сотрудников с опытом быстро не удастся, не стоит опускать руки. Возможно потребуется кого-то подучить самостоятельно, если такой опыт есть, или нанять опытного наставника.
Оплата труда и система мотивации
👉 Обычно с сотрудниками шиномонтажа устанавливается сдельная заработная плата, когда заработок работника представляет собой процент от оказанных услуг. Процент рассчитывается обычно с цены после скидки, но если скидка более 30%, то лучше рассчитывать с цены услуги до скидки.
Размер процента может зависеть от вида услуги. Например, за основные услуги, такие как установка и снятие колес, монтаж и демонтаж шин, балансировка, можно давать 30%, за дополнительные и специальные, требующие больше работы с клиентом или специальной квалификации, например, за ремонт дисков - 40-50%. Также в случае работы в партнерстве с другими организациями, например, по покраске дисков, работнику можно давать около 3%, за услуги по сезонному хранению шин - около 10%.
Также можно предусмотреть премии по достижению определенного размера среднего чека или определенной доли специальных услуг в продажах. Не стоит забывать и про штрафы. В частности, за неоформление заказов в системе и работы “себе в карман”. Чтобы контролировать работу на объекте, предприниматели часто устанавливают видеонаблюдение: записи с видеокамер часто пригождаются и в случае конфликтных ситуаций с водителями. Например, если те утверждают, что им что-то неправильно прикрутили или недокрутили.
Какую зарплату предлагают шиномонтажникам в России в 2024 году*
В среднем по России | Москва(население - 13,1 млн. чел.) | Санкт-Петербург(население - 5,5 млн. чел) | Казань(население 1,3 млн. чел.) |
63 037 руб. | 88 374 руб. | 75 231 руб. | 51 213 руб |
*по данным сайта ГородРабот.ру на февраль 2023 года
Как рекламировать шиномонтаж
Безусловно, самой удачной и эффективной рекламой шиномонтажа будет его расположение и максимальная видимость для водителей. Но существуют и другие методы, позволяющие дать знать о наличии мастерской большему числу потенциальных клиентов. Особенно реклама сыграет хорошую службу в несезон, когда нет сплошного потока на “переобувку”. Что это может быть:
⭐ Наружная реклама. Баннеры, штендеры, придорожные щиты, надувные человечки-зазывалы, указатели - все это используется довольно часто и неплохо работает, поскольку шиномонтаж относится к услугам спонтанного спроса. Такую рекламу размещают рядом с мастерской или на въезде в город, чтобы водитель с поломкой мог поехать по указанному адресу на рекламу, которую он первой увидел на въезде.
Много расписывать что-то мелким шрифтом на наружной рекламе бесполезно - водители такое прочитывать не успевают, поэтому нужно быть максимально кратким и точным. Разумеется есть еще вывеска и баннеры на самом здании, но это элементы и так обязательные. Хорошо, если видно их не только днем, но и в темное время суток.
⭐ Размещение на электронных картах. Мастерская должна обязательно присутствовать в картах типа 2ГИС, Яндекс.Карты, чтобы водители могли вас найти, узнать график работы. Там же можно грамотно заполнить профиль, добавить фотографии, вести работу с отзывами клиентов, отвечая на них, в том числе на негативные.
⭐ Раздаточная реклама. Иногда применяется и раздатка: листовки, флаеры, скидочные купоны, визитки. Часто их раздают на парковках (например, у ТЦ), авторынках неподалеку или оставляют на лобовом стекле автомобилей.
⭐ Реклама на транспорте. Существует мнение, что рекламу на транспорте может увидеть гораздо больше людей, чем обычно, но тут все зависит от вида транспорта и от его маршрута. Обычно рекламу на транспорте используют в случае оказания услуг передвижного шиномонтажа.
⭐ Партнерства. Информацию о себе можно разместить на заправках, в других автосервисах, магазинах автозапчастей, на страховых пунктах.
⭐ Реклама на радио. Хороший вариант, поскольку многие слушают радио непосредственно за рулем. Особенно хорошо могут подействовать незамысловатые короткие песенки и рифмованный текст, которые очень легко запоминаются и откладываются на подкорке.
⭐ Социальные сети. Можно разместить рекламу или платные посты в популярных городских пабликах и привлечь внимание аудитории к открытию, скидкам, появлению новых услуг и так далее.
⭐ Сайты объявлений. Донести информацию о своих услугах можно также через сайты типа “Авито”.
⭐ Свой сайт. Некоторые владельцы шиномонтажей создают сайт, где расписывают цены на услуги, размещают контакты и прочую полезную информацию.
Постоянно тратиться на привлечение новых клиентов - дорого и накладно, поэтому многие предприниматели приходят к очевидному выводу, что проще удерживать старых и делать так, чтобы они возвращались. Для этого шиномонтажу нужно работать над повышением лояльности.
Что можно предложить:
🔸 Качество услуг. Вполне очевидный ответ, но который все равно стоит проговорить. Важно делать свою работу так, чтобы клиенты возвращались сами и рекомендовали сервис знакомым. Что значит качественные услуги? Здесь проще всего начать рассуждать как водитель, который пользуется услугами шиномонтажа и думает, что бы он сам хотел видеть на точке. И это может касаться не только непосредственно услуг шиномонтажа и профессионализма работников, но и наличия комфортной и тёплой зоны ожидания с кофе и массажным креслом, понятная и прозрачная система записи в очередь и так далее.
🔸 Напоминания перед началом сезона. Рассылка по электронной почте, обзвон, смс-сообщения, напоминания в мессенджерах. Все это поможет распределить клиентов более равномерно и сделать так, чтобы они не разбежались к конкурентам при виде очередей в сезон.
🔸 Работа с недовольными клиентами. Споры с недовольными клиентами порой себе дороже. По возможности недовольного клиента нужно пытаться превращать в довольного - предлагать скидку, акцию, спец-условия. Оставлять жалобы без ответа не следует.
🔸 Скидочные и бонусные карты. Очень эффективный способ “привязать” клиента к себе, который используется во многих других видах бизнеса и проверен временем.
🔸 Разовые скидки и акции. Хорошо работают в несезон, но предлагать нужно действительно что-то ценное и полезное для клиентов и выгодное для самого шиномонтажа.
Естественно, из описанного выше следует, что необходимо вести базу своих клиентов.
Вложения и доходы шиномонтажа
Вложения в шиномонтажные мастерские растут, что связано с увеличением инфляции и удорожанием всего, в том числе шиномонтажного оборудования. Для примера приведём расценки на конец марта 2024 года по продаже готового бизнеса на “Авито”.
🔹 15-100 тыс. рублей - аренда шиномонтажа;
🔹 до 1 млн. руб. - в большинстве случаев категория “шараш-монтаж”, неприглядный бизнес и изношенное оборудование;
🔹 1-2,5 млн. рублей - бюджетные и средние варианты;
🔹 2,5-5,5 млн. - бизнес в хорошем месте, рабочее оборудование, бывают подъемники, хорошо обустроенное помещение, зона ожидания, постоянные клиенты, собственник часто заявляет о гарантированной чистой прибыли.
🔹 3-180 млн. рублей - комплекты готового бизнеса: СТО+шиномонтаж, автомойка+шиномонтаж, магазин автозапчастей+шиномонтаж, автомойка+шиномонтаж+СТО, АЗС+автомойка+шиномонтаж, детейлинг, нетривиальные варианты (шиномонтаж+мужская парикмахерская, +автошкола и т.д.).
К слову, помимо возможности помимо открытия с нуля или приобретения готового бизнеса можно рассмотреть и третий вариант - открытие шиномонтажа по франшизе, который предлагают некоторые сетевые бренды автоуслуг.
Доходы шинотажей из-за высокого влияния сезона целесообразно считать не по месяцам, а по годам. Небольшие мастерские с двумя сотрудниками, в год могут давать обороты около 5 млн. рублей, принося примерно 100-200 тыс. рублей прибыли в месяц.
Сроки начала сезона и его длительность зависят от погоды. Обычно для России это апрель и октябрь-ноябрь, но в каждом году сроки плавают. Например, в одном году сезон может прийтись целиком на ноябрь, в другом - на октябрь, в третьем - на конец октября и начало ноября. В период с мая по сентябрь шиномонтажи в основном зарабатывают на ремонте. В это время люди обычно обращаются из-за того, что пробивают колеса, попадают в ямы, и им нужно править диски и так далее.
✅ Увеличить доход шиномонтажа и снизить влияние сезонности можно за счет дополнительных услуг: например, сезонного хранения шин, продажи новых и б/у покрышек, незамерзайки и омывателей и прочего, если есть зона ожидания - можно установить рядом автомат по продаже кофе и снеков.
Открывать шиномонтаж стоит в такое время, чтобы подгадать к сезону, но так, чтобы осталось время к нему хорошо подготовиться. Хуже всего - если вы откроетесь в мае или в июне, уже после завершения сезона в апреле, то есть в мёртвый сезон.
Комментарии