Сегодня 28 сентября
7176

Роялти – что это

Ежемесячная плата, которую взимает франчайзер со своих партнёров, работающих под его брендом, редко принимается во внимание перед покупкой франшизы. А зря. В этой статье разберёмся что же такое на самом деле роялти, откуда появилось, и почему из-за этого платежа бывают проблемы.

Что такое роялти

По словарю:

Роялти (англ. royalty, фр. roialte, лат. regalis – царский, королевский, государственный) – компенсация за использование патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов собственности. Как правило, выплачивается в виде процента.

Во франчайзинге

Роялти во франчайзинге (royalty fee) – это постоянный платёж, который франчайзи (покупатели франшизы) совершают в пользу франчайзера (владельца франшизы) на постоянной основе.

То есть, в отличие от паушального взноса, роялти платить нужно будет с постоянной периодичностью. В зависимости от условий франшизы размер роялти указывается в процентах от оборота, или фиксированной суммой. Подробнее об этом мы поговорим дальше.

Для чего нужен такой платёж как роялти?

Изначально, роялти включался в условия франшизы, как источник дохода с франшизы. При этом паушальный взнос идёт полностью на расходы франчайзера во время запуска нового партнёра, его обучения и т.д.

Однако сейчас, когда франчайзинг встречается во всех видах бизнеса, цели этого платежа всегда разные. Некоторые компании по-прежнему используют его как статью собственного дохода. Другие также пускают его на развитие франчайзингового направления. Третьи и вовсе отказываются (чаще всего это компании, которые производят товар, а франчайзи у них его закупают).

Роялти с юридической точки зрения

С позиции налогового законодательства и бухучёта, каждый лицензионный платёж, который вносится за использование прав попадает под определение роялти. Важно, что речь о платеже за использование, а не за право приобретения. Таким образом, паушальный взнос к этой категории не относится и является основной стоимостью франшизы, а роялти – отчисления за использование.

Сам термин роялти широко применяется в юридической практике нашей страны. При том, что понятие франчайзинг, например, отсутствует.

Такие выплаты, естественно, являются объектом налогообложения. То есть за каждый полученный роялти, будь добр, заплати в бюджет страны. На данный момент роялти попадает под два вида налогов:

Налог на прибыль (НДФЛ для физлиц) 20%

Платит его по факту сторона, которая платит роялти, то есть франчайзи. Но взимается он у франчайзера. То есть всё как обычно.

Примечание: если договор заключён с иностранной компанией, обе стороны могут быть освобождены от уплаты налога.

НДС

Уплачивается франчайзером. Освобождение от налога возможно в случае, если предметом передачи прав являются изобретения, ноу-хау, промышленные макеты, образцы, базы данных или программное обеспечение.

Важно: По факту, франчайзи обязан выплачивать роялти только в том случае, когда договор коммерческой концессии зарегистрирован в Роспатенте.

Когда оплачивается роялти?

Стандартно это - либо ежемесячная, либо ежеквартальная плата. Однако всё индивидуально и зависит от условий франшизы. Так, например, некоторые компании назначают роялти не с первого месяца работы партнёра по франшизе. Делается это, чтобы дать время партнёру «встать на ноги» и выйти хотя бы на точку безубыточности.

Размер роялти

В отличие от паушального взноса, роялти более стандартизированный платёж, и чаще всего встречается в процентах от оборота фирмы. Но не всегда.

Процент от валовых продаж

Частый вариант – процент от прибыли, полученной от продажи услуг и товаров. Этот вариант наиболее удобен как для франчайзи, так и для головного офиса. Первому в случае «плохого» периода не придётся тратить больше, чем он заработал. Второму такой вариант даёт дополнительную мотивацию поддерживать своего франчайзи и способствовать тому, чтобы его прибыль росла.

Различают фиксированный процент, увеличивающийся и уменьшающийся.

Фиксированный – это когда размер роялти составляет определённый процент от продаж независимо от того, на какую сумму они были сделаны.

Увеличивающийся процент обычно применяется исходя местоположения франчайзи. Если франчайзи хочет торговать там, где шансы продавать больше заведомо выше, то и процент с него будет браться больший. И наоборот, если франчайзи открывается в посредственном месте, то процент может быть снижен.

Уменьшающийся процент используется некоторыми компаниями для стимуляции роста франчайзи. Так, если партнёру компании удастся добиться определённых результатов, то процент роялти будет снижен.

Минимальный роялти

Это определённая сумма, которая выставляется как защита для франчайзера от неудачных периодов франчайзи. То есть при процентном роялти устанавливается определённая сумма, ниже которой процент упасть не может. И даже если франчайзи ничего не продал, он заплатит не ноль, а именно эту сумму минимального роялти.

Роялти отсутствует

В последнее время также нередкий вариант. Чаще всего встречается в тех франшизах, где франчайзи и так обязан каждый определённый период платить. Например, в магазинах одежды, где франчайзер является поставщиком, а франчайзи обязан по договору выкупать у него модельный ряд каждый квартал.

Как формируется роялти

Конкретного алгоритма формирования роялти не существует. Каждая компания сама рассчитывает и устанавливает платёж. Даже если компания при упаковке франшизы обращалась к агентству, нет никакой гарантии, что это агентство не рекомендовало установить роялти в том же размере, что и у конкурентов.

Однако в крупных сетевых фирмах, как правило, «наобум» ничего не происходит. И роялти действительно высчитывается исходя из потребностей компании и возможностей новых франчайзи.

Увы, такое происходит не всегда. Попадаются примеры, когда роялти выставляется в виде совсем несоразмерного платежа, просто потому что франчайзер хочет с этого хорошо зарабатывать каждый месяц.

Поэтому мы можем дать две рекомендации. Во-первых, всегда обращайте внимание на размер роялти и учитывайте с какого месяца вам нужно будет его платить, а также что вы с этого будете получать. И, во-вторых, не стесняйтесь напрямую спрашивать у франчайзера, почему роялти установлен именно в таком объёме. Конечно, если для вас эта информация важна.

Проблемы, связанные с роялти

К сожалению, нередки случаи, когда франчайзи не добивается того успеха, на который он рассчитывал, покупая франшизу. Причин тут может быть очень много. От банального «не думал, что тут работать так много надо» до действительно плохой франшизы.

И роялти в таких случаях фактически добавляет масла в огонь. Необходимость независимо от ситуации платить каждый месяц, или каждый квартал определённую сумму денег, не лучшим образом действует на предпринимательские нервы. Из-за этого часто возникают разногласия между франчайзи и франчайзером. Как правило, начинаются они с того, что франчайзи перестаёт (или не начинает) платить роялти, мотивируя это тем, что и так прибыли никакой нет, вложения не отбиты, помощи никакой, а мне ещё и платить…

Что делать франчайзи

В первую очередь понять, что если роялти прописан в договоре, то выплатить эту сумму всё равно придётся. Потому что франчайзер сможет стребовать её и через суд.

Во вторую очередь – не забывать про роялти с самого начала. Ещё до момента покупки франшизы. Оценить размеры, целесообразность, обсудить с представителем франшизы размеры роялти, если они по вашему завышены, узнать, что вы получаете с этого.

Что делать франчайзеру

Не завышать роялти. Эта сумма должна быть обоснованной. И никак не мешать вашему партнёру развиваться.

Прописывать всё в договоре максимально чётко, объяснять будущему франчайзи ещё до подписания договора какие платы требуются от него, и что даёте вы.

 

Роялти – что это

Автор статьи:

Юрий Богомолов

Основатель портала Businessmens.ru. Предприниматель с 8-ми летним опытом. Эксперт по франчайзингу.
Смотреть профиль

Комментарии

Пока никто не оставил комментарий. Будьте первым кто это сделал!

Новая заявка на франшизу