Быстрый поиск франшизы
367

ТОП 5 ошибок франчайзоров

5 самых часто встречающихся и приводящих к самым печальным последствиям ошибок франчайзеров

Всем привет, с вами Виктор Ляшевский. Как и любой предприниматель, франчайзер не застрахован от ошибок. При этом особенно опасны ошибки на начальном этапе, ведь из-за них франшиза может не взлететь вообще, из-за них же погибают действующие, казалось бы, успешные франшизы. Сегодня я расскажу вам про 5 самых часто встречающихся и приводящих к самым печальным последствиям ошибок франчайзеров. 

1. Непродуманная или не адаптированная бизнес-модель.

Эту ошибку отлично иллюстрирует пример франшизы "Даблби”.  Это сеть кофеен, которая росла очень быстрыми темпами, и вскоре открылись филиалы не только в России, но и в Чехии, ОАЭ и так далее. Но примерно через год работы франшизной сети, всем вдруг стало известно, что ни один из франчайзи не окупился, и практически ни один не работает в хорошую прибыль. 

А причина этого очень проста. Всё дело в том, что бизнес-модель "Даблби” хорошо работала в Москве, но плохо работала в других городах, тем более плохо работала в других странах, где специфика потребления, цены на кофе, и вообще формат потребление кофе сильно отличается от России и от Москвы. 

Наглядно демонстрирует эту ситуацию пример франчайзи из ОАЭ. В арабских странах в целом очень сильна своя традиция потребления кофе. Они пьют кофе, сильно отличающееся от кофе в Москве и по сортам, и по способам приготовления. При этом франчайзер не давал своему франчайзи менять там рецептуру, закупать другие сорта кофе и так далее. В итоге франшиза просто не зарабатывала достаточное количество денег, чтобы окупаться. 

2. Чрезмерная подготовка к франчайзингу.

Для иллюстрации я расскажу вам о франшизе "Профессор Звездунов". Это агентство научных проектов. Изначально, когда они планировали запускать свою франшизу, на этом рынке сетей почти не было.

Но они совершили одну небольшую ошибку. Прежде, чем запустить франшизу, они решили довести до конца регистрацию своей торговой марки, это заняло у них полтора года. И когда они вернулись на рынок, оказалось, что там уже огромное количество конкурентов. В общей сложности было открыто уже более 150 точек от других брендов.

В итоге по франшизе "Профессор Звездунов" открылось чуть больше 10 точек. Почему у конкурентов получилось, а у этой франшизы нет? Всё просто: конкуренты начали продажи франшизы, и параллельно занимались регистрацией торговой марки. Им не надо было ждать год, потому что у них было преимущественное право. Поэтому все 1,5 года, которые "Профессор Звездунов" потратил на регистрацию, они потратили на продажу и открытие франшизных точек. В итоге, к моменту выхода на рынок "Профессора Звездунова", рынок был уже просто переполнен франшизными предложениями. 

3. Слабая система контроля за франчайзингом.

Одна достаточно крупная франшизная сеть детских центров работала по системе Монтессори. При этом ребёнок помещается в среду, где есть много игрушек. С ним минимально работает воспитатель, ребёнок сам находит себе занятие в этой среде.

Эта система предполагает, что прежде, чем помещать ребёнка в эту комнату с игрушками, родителю объяснят, в чём же суть методики, почему важно, чтобы ребёнка минимально доставал воспитатель. Но когда в Красноярске открылась франшизная точка этой сети, там сотрудники пренебрегали этой важной частью об информировании родителей об этой методике.

Родителям не понравилось, что их дети сидят отдельно со своими игрушками. Начали писать письма на соответствующие форумы, объём негативных отзывов в этом городе был колоссальным. Франчайзи не мог набрать новых клиентов, и в итоге закрылся. Но из-за этих негативных отзывов пострадал не только франчайзи, но и франчайзер.

После этой ситуации прошло больше 10 лет, но до сих пор они не могут открыть в Красноярске ни одной своей франшизы. Потому что каждый франчайзи, после того как заинтересовался, начинает искать отзывы. И когда он видит эти негативные отзывы на этом форуме, он понимает, как относится к этой франшизе местное сообщество родителей, поэтому не решается открыть свою точку. 

4. Слабая система выбора франчайзи.

Это очень распространённая ошибка. По моему опыту, её допускают 60-70 процентов франчайзеров. А суть очень простая: на входе они не фильтруют своих франчайзи, не пытаются отобрать тех, с кем получится поработать конструктивно, и кто будет справляться со своими задачами.

Понятно, почему они это делают. Им хочется сделать как можно больше продаж, сделать свою сеть как можно больше, но это всегда аукается в будущем. У целого ряда франшиз, например, у франшизы  Gorserv, это привело к закрытию франшизы в целом. Только потому, что франчайзи не справлялись со своими обязанностями, и уходили из сети. 

5. Отсутствие франшизных игл.

Я расскажу свою любимую историю из мира франчайзинга. Эта история про то, как одну франшизу украли 4 раза. Всё началось с того, что знаменитая канадская франшизная сеть Mad science продала свою франшизу в Россию.

Местный франчайзер поработал какое-то время над регламентом, но потом решил, что они не очень соответствуют российской действительности, и через некоторое время ушёл из общего сетевого бренда. Но не просто ушёл, а запустил свою собственную франшизу. Один из его сотрудников благополучно украл франшизу.

Но на этом история не закончилась. У того сотрудника также украл франшизу его первый франчайзи. И даже на этом цепочка не остановилась. Каждое звено в цепочке не только воровало франшизные регламенты и открывало свой бизнес. Каждый из них открывал свою собственную франшизу. В итоге 4 человека, которые украли франшизные регламенты, открыли свои собственные франшизы, и практически полностью заполнили собой этот рынок, и до сих пор за него сражаются.

Это не все ошибки, которые бывают у франчайзеров. Ошибки - это естественный процесс, особенно в таком деле, как франчайзинг. Знание ошибок, которые совершали другие франчайзеры, поможет вам избежать подобных ошибок при построении своих франшизных сетей. 

Автор статьи:

Ксения Шереметьева

Руководитель отдела сервиса Businessmens.ru. Опыт работы с крупными франчайзинговыми сетями – более 6 лет.
Смотреть профиль

Комментарии

Пока никто не оставил комментарий. Будьте первым кто это сделал!

Новая заявка на франшизу