Все категории

Все категории

лого
Обновлена 28 июня 2024
просмотры 237

Обратный франчайзинг

В описаниях сути франчайзинга по умолчанию обычно рассказывают про франшизы классические, они же прямые. Это ограничивает понимание возможностей как для будущих франчайзеров, выбирающих способы масштабирования своей компании, так и для франчайзи, подыскивающих модели сотрудничества с ними.

Поэтому в этой статье мы поговорим про неклассический тип – обратный франчайзинг. Расскажем, чем он лучше и хуже прямого, для кого подойдет, какие компании его сегодня используют и почему.

Что такое классическая франшиза

В классическом понимании под франчайзингом имеют в виду модель развития бизнеса, при которой компания (франчайзер) предлагает партнеру (франчайзи) пользоваться своей торговой маркой, бизнес-моделью, технологиями, помогает с оборудованием и/или поставляет товар, дает рекомендации по маркетингу и другим бизнес-процессам.  

За это управляющая компания берет плату в виде стартового платежа, который называют паушальным взносом, а в остальное время ежемесячно требует фиксированную сумму или процент от оборота – роялти.

В такой схеме франчайзи сам организует свою деятельность. На нём лежат обязанности по выбору помещения, подбору персонала, он сам выбирает и закупает ассортимент. На плечи покупателя франшизы ложится вся основная операционная деятельность. При этом основной доход остается у франчайзи, а компания получает от него только роялти – в большинстве сфер бизнеса это до 10% от оборота.

Отличия обратной схемы

Обратный франчайзинг имеет много общего с прямым. Франчайзи тоже получает право на использование торговой марки, помощь со многими вопросами, здесь также могут быть паушальный взнос и роялти, хотя они не обязательны. Однако операционное управление открытой точкой остается за франчайзером. Такая схема стала применяться в ритейле.

В ведении франчайзера остается подбор помещения и его обустройство, выбор её ассортимента, определение логистики, схем доставки. Эти вопросы решает специальная команда внедрения. 

То есть с франчайзи на старте снимается часть ответственности, но, естественно, и часть дохода тоже. В отличие от прямой франшизы, магазины таких франчайзи получают больше выручки, но доля прибыли франчайзи в них гораздо меньше и может составлять 3-6% (в продуктовом ритейле). Это сравнимо с роялти по классической схеме.

Тем не менее схема бы не появилась на свет, если бы не была взаимовыгодна. Франчайзер за счет партнёра получает инвестиции для запуска нового магазина и составляет себе большую часть дохода. У франчайзи при этом появляется эффективно работающий бизнес, где у него минимум ответственности, но все равно есть доход.

В классической схеме франчайзи, за которыми остается работа с ассортиментом, не всегда эффективно справляются со своей работой. Из-за слабых товароведов товар часто закупается или с избытком, или в недостаточном количестве. В результате часть товаров залеживается на полках и портится, а на новые закупки не хватает денег. Особенно сложно на старте работы, когда продажи идут вяло, а закупки нестабильны.

Кроме того, не все партнёры финансово дисциплинированы, и могут спровоцировать перебои с поставками, забирая часть выручки из кассы. Это снижает предложение на полках, покупатели это видят и приходят в магазин меньше. Как следствие – бизнес идёт в убыток. 

В обратной франшизе ассортиментная политика и работа с поставщиками лежит на франчайзере, поэтому партнёры получают нужное количество товара, который продается часто. Товар дают на реализацию, а расчет с партнером происходит после нее. Фактически, франчайзи зарабатывает на комиссии с продажи.

Головная компания здесь больше контролирует успех магазина, отвечая за финансовое управление, отслеживая работу персонала, повышая эффективность работы магазина и добиваясь таких же результатов, как и при запуске собственных филиалов. Для этого сегодня используется автоматизация – программное обеспечение, отвечающее за отслеживание основных финансовых показателей и движение товаров.

Плюсы и минусы для франчайзера

ПлюсыМинусы
Способ привлечения инвестиций для расширения сетиБольше зон ответственности, чем в классической схеме
Большая часть дохода остается у компанииПартнёры менее активны и самостоятельны, скорее выступают управляющими, чем франчайзи
Проще контролировать бизнесКомпании нужно самой искать поставщиков, заключать с ними договора
Больше гарантий, что магазин сети не закроется

Плюсы и минусы для франчайзи

ПлюсыМинусы
Больше поддержки со стороны франчайзераМеньше доход –основная часть идёт компании
Меньше ответственности - снимается часть обязанностейМеньше самостоятельности, влияния на ведение бизнеса
Повышается эффективность закупокНе контролируется финансовое управление, слабое влияние на прибыль
Бизнес сразу же начинает работать “как надо”, допускается меньше ошибок на старте

Технические нюансы

Для запуска обратной франшизы нужно подписать стандартный договор коммерческой концессии, а также агентский договор. Во втором прописывается обязанность франчайзера поставлять товар в магазин в нужном объёме.

За компанией остается вопрос выбора поставщиков, доставка товара в нужное время, финансовые расчеты по его стоимости, предоставление рекламных материалов. Но с франчайзи, тем не менее, не снимаются все задачи, включая бюрократические. Например, ему всё равно потребуется лицензия на продажу алкоголя.

Есть отличия от прямой франшизы в начислении дохода. Роль посредника здесь играет банк. Вся выручка идет на счёт в банке, периодически деньги выводятся на счет франчайзера, который удерживает сумму, равную сумме товара, и своё вознаграждение. Оставшаяся сумма оплачивается франчайзи.

Отрасли, где востребован обратный франчайзинг

Обратные франшизы хороши там, где предпринимателям требуется серьезная поддержка. Зарекомендовали они себя в разных отраслях малого и среднего бизнеса:

🔹 Супермаркеты;
🔹 Торговля одеждой, обувью;
🔹 Автосалоны;
🔹 Продажа мебели;
🔹 Сфера недвижимости;
🔹 Магазины техники, электроники.

Обратные франшизы еще используют сотовые и интернет-операторы, ресторанные сети. 

Выбор франчайзеров этой схемы может объясняться самим товаром. Если речь идет о сложном специализированном товаре, где нужно знать нюансы рынка, воронки продаж, нужды клиентов, где требуется экспертность, лучше подойдёт обратная франшиза. Во-вторых, это удобно там, где франчайзеры готовы много инвестировать во франшизу.

Компании, работающие по схеме обратного франчайзинга

Популярный пример – масштабирование компании Х5 Retail Group, которая стала первой на российском рынке использовать эту схему для открытия супермаркетов “Пятёрочка” и Перекрёсток”. О запуске подобного механизма в торговой сети объявили в 2010 году, а первые франчайзи, работающие по новой модели, появились в 2011 году. 

Идея возникла благодаря бывшей сети “Копейка”, которая ранее использовала эту схему и была приобретена X5. Ранее в Х5 Retail Group действовала прямая франшиза, но неудовлетворительные показатели партнеров заставили руководство пересмотреть условия партнерства с франчайзи. Уже за полгода компания убедилась в эффективности нового способа, и он стал приоритетным в развитии сети.

Позже обратный франчайзинг стали применять другие компании, работающие в России: магазины одежды Terranova, сотовый оператор МТС, сеть ресторанов “Море суши”. Однако в целом таких компаний меньше, чем в случае с классическими франшизами.

Еще несколько франчайзеров, использующих эту модель обратной франшизы:

🔸 Франшиза сети аптек А5;

🔸 Гипермаркеты товаров первой необходимости “Дикси”;

🔸 Франшиза агрегатора и службы доставки “Давай закажем”;

🔸 Магазины разливного и фасованного пива “Беру выходной”.

Похожие статьи

Комментарии

Пока никто не оставил комментарий. Будьте первым кто это сделал!

Предложения франшиз

Звезды

франшиза школы развития детей

GIPFEL international

франшиза посуды и аксессуаров для кухни

МИВИНО

франшиза алкогольного мороженого

Business Models

франшиза стрим-студии

Take Client

франшиза лидогенерации

ОБНУЛИСЬ

франшиза банкротства физических лиц

Медиагруппа «РИМ»

франшиза digital-билбордов и медиафасадов

RIMMELTON COFFEE

франшиза кофейни самообслуживания

ZAGA-GAME Arena

франшиза VR пространства

Зеленов

франшиза запуска бизнеса на маркетплейсах

Parfum Oil

Take&Wake

франшиза кофейни самообслуживания

Zanoza

франшиза мужского клуба

Драник ДОМАШний

франшиза сети белорусского фаст-фуда

Kiberone

франшиза школы программирования для детей

Зенит-Чемпионика

франшиза футбольной школы

PlayBar Модельный Покер

франшиза клубного бара с атмосферой покера

Tobacco Team

франшиза табачного магазина

BALY BAR

франшиза аппаратов с энергетическими напитками и лимонадами

баннер

Подробнее
Скрыть
лого франшизы

Новая заявка на франшизу