Содержание:
Придорожный бизнес в России в 2025 году: перспективы и перемены
30 перспективных направлений бизнеса у дороги
Придорожный бизнес в России в 2025 году: перспективы и перемены
Автотуризм в России стремительно растёт. По последним данным Минэкономразвития РФ, уже половина россиян предпочитает путешествовать на машине. Летом 2025 года на автомобиле планировали отправиться в отпуск 38% туристов, а в целом около 50% жителей страны регулярно совершают автопутешествия. Это создаёт колоссальный спрос на качественные сервисы вдоль трасс – от заправок и кафе до мотелей и автосервисов.
❓ Почему направление привлекательно:
- Высокий и неудовлетворенный спрос. Более 60% путешественников в России признаются, что их главная претензия к автопутешествиям – слабая придорожная инфраструктура. Россияне хотят больше комфортных отелей, чистых туалетов, разнообразных кафе и сервисов для автомобилей. Особенно это важно для семейных поездок – в 2025 году половина автопутешественников планировали отдыхать с супругами, а 40% – с детьми.
- Низкая конкуренция. На многих трассах современного придорожного сервиса почти нет и даже простые услуги вдали от крупных городов остаются редкостью. По оценке Минтранса, на федеральных трассах необходимо построить ещё около 470 многофункциональных зон (МФЗ), чтобы удовлетворить текущий спрос.
- Стабильность спроса. Поездки по федеральным и региональным трассам совершаются круглый год. Даже вне туристических сезонов трассы загружены грузовым и деловым транспортом, что гарантирует поток клиентов.
- Поддержка государства. Власти активно продвигают автотуризм как одно из направлений внутреннего туризма. Для инвесторов создаются льготные программы кредитования и субсидий.
❓ Как меняется придорожный сервис в России
Российский рынок придорожного бизнеса вступает в стадию больших перемен. Привычные автозаправки всё чаще трансформируются в многофункциональные зоны (МФЗ) – современные комплексы, где можно не только заправить машину, но и полноценно отдохнуть, перекусить, переночевать.
На федеральных трассах уже работает более 180 МФЗ, ещё около 160 планируется построить до 2030 года. В МФЗ будут входить не только АЗС, но и кафе, фудкорты, душевые, детские комнаты, аптеки, гостиницы, зоны для кемперов, торговые павильоны.
По мнению экспертов, для полноценного покрытия страны МФЗ должны располагаться примерно через каждые 150 км на федеральных дорогах. На платной трассе М-11 "Нева", которая соединяет Москву и Санкт-Петербург, такие зоны располагаются каждые 50–70 км, что задаёт новый стандарт для других регионов.
Самая большая перемена касается правового поля. До сих пор в российских законах вообще не существовало термина "многофункциональная зона дорожного сервиса". В июле 2024 года президент поручил законодательно закрепить понятие МФЗ и установить требования к их составу и размещению.
Ключевые изменения, которые планируются:
1. С 1 сентября 2025 года в законе появится официальное определение МФЗ. Чтобы разместить объект сервиса (от кафе до мотеля) в составе МФЗ, нужно будет заключить договор с владельцем автодороги. В нём пропишут:
- вид объекта;
- сроки строительства;
- технические параметры (например, потребности в электричестве или воде);
- обязанности по обустройству земли;
- ответственность сторон.
2. На дорогах первой категории (высокоскоростные трассы с четырьмя и более полосами) любые придорожные объекты разрешат строить только в составе МФЗ. Это должно снизить количество прямых съездов с трассы и, как следствие, снизить аварийность.
3. С 1 марта 2026 года новые или реконструируемые крупные объекты придорожного сервиса площадью свыше 1500 кв. м будут обязаны иметь:
- комнату матери и ребёнка;
- детскую игровую площадку;
- инфраструктуру для семейных путешественников.
Условия размещения сервисов вдоль дорог пока уточняются. Например, из перечня объектов придорожного сервиса хотят исключить кемпинги, так как они считаются отдельным видом отдыха.
❓ Что это значит для предпринимателей
Реформа придорожного сервиса открывает новые возможности, но одновременно несёт существенные риски и ограничения, особенно для малого и среднего бизнеса.
Во-первых, крупные проекты станут еще дороже и сложнее. Строительство самих МФЗ требует больших инвестиций – от 500 млн рублей и выше, против 150 млн рублей за обычную АЗС. Во-вторых, станет больше партнёрств с крупными компаниями. Государство стимулирует участие нефтяных компаний (например, "Роснефти", "Лукойла"), которые уже строят придорожные гостиницы, кафе и сервисные комплексы. Но при этом малому бизнесу оставляют возможность развивать фудтраки, мобильные сервисы и мелкие форматы в составе МФЗ.
👍 Плюсы:
- Станет меньше хаоса и конкуренция станет прозрачнее. Рынок придорожных сервисов сегодня во многом хаотичен: объекты часто стоят в неудобных местах, с плохими съездами или без коммуникаций. Концепция МФЗ создаст более упорядоченную инфраструктуру, в которой проще планировать трафик, арендовать место и прогнозировать доходы.
- Новые ниши внутри МФЗ. Предприниматели смогут открывать бизнесы в составе больших многофункциональных зон – кафе, автомастерские, мини-магазины, сервисы для туристов. Для многих это шанс запуститься с меньшими рисками и при стабильном потоке клиентов, ведь крупные компании будут вкладываться в инфраструктуру, рекламу и привлечение посетителей в МФЗ.
- Поддержка государства. Для инвесторов сохраняются меры поддержки: льготное финансирование, налоговые льготы, помощь в подведении коммуникаций.
- Возможности для мобильного бизнеса. Законопроекты предполагают, что вдоль дорог можно будет размещать мобильные форматы – фудтраки, передвижные мастерские, АЗС.
👎 Минусы и риски:
- Барьер для небольших самостоятельных объектов. На федеральных трассах первой категории новые объекты (кафе, мотели и пр.) можно будет строить только в составе МФЗ. Это значит, просто поставить кафе у дорог такого теперь будет нельзя.
- Монополизация рынка. Государство создаёт правила, при которых рынок будет концентрироваться вокруг крупных игроков – нефтяных компаний, сетевых операторов, девелоперов. Малый бизнес рискует оказаться в роли арендатора, лишившись самостоятельности и столкнувшись с высокой арендной платой.
- Увеличение конкуренции внутри МФЗ. В рамках одной зоны будут работать десятки сервисов – кафе, магазины, автомойки. Это создаст конкуренцию буквально "стенка к стенке" и снизит маржинальность.
- Правовая неопределённость. Законопроекты ещё не утверждены окончательно, возможны изменения. Пока что предпринимателям приходится работать в условиях правовой "турбулентности" – что затрудняет долгосрочное планирование.
30 перспективных направлений бизнеса у дороги
Важно помнить, что новые правила прежде всего коснутся скоростных федеральных трасс первой категории, где без МФЗ нельзя будет строить отдельные кафе или мотели. На региональных или менее загруженных дорогах пока сохраняется возможность открывать придорожный бизнес вне МФЗ, пусть и с учётом общих требований безопасности и инфраструктуры.
Поэтому рынок остаётся живым и разнообразным – главное, учитывать, на какой трассе вы хотите работать, и заранее анализировать законодательные изменения и планы государства по строительству МФЗ в конкретном регионе.
1. Придорожное кафе / столовая
Придорожное кафе – это точка где важнее всего скорость, удобство подъезда и уверенность в качестве еды. В отличие от городских заведений, тут решает логистика и поток транспорта. Кафе или столовая у трассы живут не за счёт постоянных гостей, а благодаря правильно выбранному месту – чем выше интенсивность движения, тем выше выручка.
Самая большая ошибка – строить кафе там, где неудобно свернуть с трассы или нет парковки для грузовиков. Водители не будут делать лишние петли. У придорожного кафе всегда должна быть широкая парковка, в идеале с разворотным пространством для грузовиков и автобусов.
Хорошо в случае придорожных кафе работают прозрачные витрины и окна в пол. Они действуют как психологический триггер: люди видят интерьер и клиентов внутри, чувствуют доверие.
Главные же заповеди на кухне таких кафе – вкусно и просто. Здесь часто выигрывают те, кто делает акцент на понятных блюдах: борщи и супы, отбивные, котлеты, плов, свежие пирожки. Люди в пути редко хотят экспериментов, зато любят домашнюю еду и крупные порции. Но и тут есть место для разнообразия, например, гриль-меню или мангал прямо на улице и тематические меню по региону (уха в Астрахани, пельмени на Урале).
Для продвижения важно отметиться в онлайн-картах и навигаторах. Водители почти всегда ищут где поесть через телефон. Отличный ход – сотрудничество с турагентствами и автобусными перевозчиками: они ищут проверенные места для массовых остановок.
Если говорить о ближайшем будущем, надо учитывать, что вдоль федеральных трасс первой категории отдельные кафе вне МФЗ скоро строить будет нельзя. Но на региональных дорогах такой бизнес по-прежнему возможен.
Плюсы:
- Быстрая окупаемость при правильной локации
- Высокий средний чек за счёт дополнительных продаж (напитки, десерты, сувениры)
- Универсальный формат – всегда нужен
- Возможность масштабирования через франшизу или сеть
Минусы:
- Полная зависимость от трафика дороги
- Высокие требования к парковке и удобству заезда
- Сезонные колебания выручки на некоторых трассах
- Угроза усиления конкуренции со стороны сетевых МФЗ
2. Фудкорт у дороги
Фудкорт на трассе – новый для России формат, который идеально ложится в концепцию будущих МФЗ. Если раньше водители довольствовались одной столовой или кафе, то сейчас всё чаще хочется выбора: мясо, азиатская лапша, кофе, десерт – всё в одном месте. Особенно это ценят семьи и группы туристов, где у каждого свой вкус.
Придорожный фудкорт не обязательно должен поражать изобилием. Это может быть небольшой зал с 3-5 операторами, общей зоной посадки и единой системой уборки и обслуживания. Площадь может составлять от 200 до 800 м². Фудкорт выигрывает разнообразием кухни, но при этом упор должен делаться на быструю готовку – в дороге никто не будет ждать заказ полчаса.
Фишка фудкорта в том, что он даёт предпринимателю два сценария:
- Стать арендодателем. Вложиться в строительство фудкорта и сдавать точки разным поварам или франшизам. Плюс – стабильный доход от аренды. Минус – большие вложения на старте и необходимость управлять арендаторами.
- Запустить собственные точки. Сделать одну или несколько точек самостоятельно или под брендами франшиз общепита.
Очень важен ассортимент напитков – фреши, кофе, коктейли. Именно они часто приносят самую высокую маржу. Не стоит забывать о детском меню и игровых зонах – семьи всё чаще путешествуют на авто, и возможность занять ребёнка на 10 минут повышает лояльность родителей.
Будущее у формата однозначно есть. Возможно, именно фудкорты станут сердцем новых МФЗ. Однако их создание требует серьёзных вложений. Одиночному предпринимателю проще начать с аренды точки внутри уже готового комплекса.
Плюсы:
- Возможность привлечь разные целевые аудитории
- Отлично вписывается в концепцию МФЗ
- Высокий потенциал для франчайзинга или сдачи площадей в аренду
Минусы:
- Высокие затраты на строительство
- Риск “каннибализации” трафика между арендаторами
- Зависимость от плотности трафика трассы
3. Лавка фермерских продуктов / местной гастрономии
Придорожная лавка фермерских продуктов – это классика и часть эмоций от путешествия. Для туристов она становится местом, где можно лучше узнать свой регион. Продавать можно мёд с местной пасеки, домашнюю колбасу, варенье из лесных ягод – и у этого формата отличная почва, потому что многие туристы хотят привезти из поездки что-то съестное и "местное".
Главное отличие такой лавки от обычной розницы – расчёт на импульсную покупку. Люди редко планируют закупаться дорогой едой на трассе, но увидев вывеску “Башкирский мёд”, притормозят с большей вероятностью. Особенно, если место заметное, с парковкой и аккуратным оформлением. Деревянные фасады, большие витрины, запах копчёностей или выпечки – это всё приманки, которые работают лучше любой рекламы.
Есть несколько фишек, которые придают бизнесу вес:
- Дегустация. Это главный двигатель продаж. Маленькие пробники сыра или мёда подталкивают к покупке.
- Информационные таблички – рассказ о производителе или регионе вызывает доверие.
- Подарочная упаковка. Банки варенья с красивыми этикетками продаются лучше, чем безликая тара.
В продвижении важна работа с отзывами и геометками в соцсетях. Туристы любят хвастаться находками, и каждая публикация в соцсетях – бесплатная реклама. К тому же такие лавки часто попадают в обзоры о том, где остановиться по дороге.
Единственное, на что нужно обратить внимание: при новом законодательстве на федеральных трассах первой категории отдельные торговые точки вне МФЗ могут стать невозможными. Поэтому предпринимателю придётся работать либо в составе МФЗ, либо выбирать региональные трассы.
Плюсы:
- Низкий порог входа
- Высокий маржинальный продукт (мёд, деликатесы, сувениры)
- Сильная эмоция у туристов – работает сарафанное радио
Минусы:
- Зависимость от сезонности (лето, турпотоки)
- Риск плохих продаж в будние дни или при низком трафике
- Необходимость поддерживать постоянное качество и свежесть
- Возможное ограничение по новым законам для отдельных точек на федеральных трассах
4. Шиномонтаж
Шиномонтаж на трассе – это необходимость. В отличие от городских шиномонтажей, где клиенты могут подождать день-два, здесь важна срочность. Для дальнобойщика, у которого загружен грузовик, или туриста с детьми на заднем сиденье, простои недопустимы.
Залог успеха – быстрая реакция и круглосуточная работа. Поэтому некоторые предприниматели включают услугу мобильного шиномонтажа – это фургон, оснащённый компрессором, домкратами и запасом расходников. Такие точки быстро выезжают к месту поломки.
Нюансы шиномонтажа у трассы:
- Большой участок для заезда. Нужна площадка для фур или автобусов, а не просто пара машиномест.
- Расходники для разных типов транспорта. У туристического автобуса, фуры и легковушки – разная резина, разные гайки, разные усилия затяжки.
- Сервис на выезде. Услуга дороже, но востребована. Особенно в переходные сезоны.
В продвижении основное оружие – яркий указатель и хорошая видимость с дороги. Учитывая новый тренд на многофункциональные зоны, предпринимателю стоит подумать о том, чтобы вписаться в инфраструктуру таких комплексов. Внутри же комплекса шиномонтаж может стать одной из якорных услуг, ведь её необходимость не исчезнет ни при какой реформе.
Плюсы:
- Необходимый сервис у дорог
- Высокий чек при срочных ремонтах или выезде
- Не требует сложных вложений в интерьер
- Возможность сочетать с мобильным форматом (выездной шиномонтаж)
Минусы:
- Зависимость от трафика и конкретной локации
- Высокие требования к персоналу и технике
- Сильная сезонность (пик весной и осенью при смене резины)
5. Парковка для грузового транспорта
Дальнобойщики проводят в пути сутки напролёт, и по правилам обязаны делать перерывы. Но проблема в том, что безопасных стоянок мало. В итоге фуры паркуются прямо на обочине, а это и риск угона груза, и угроза жизни водителя.
Ключевое в этом бизнесе – охрана и удобства. Просто площадка без забора и камеры – это не сервис, а пустырь. Водителю важны:
- охраняемая территория с видеонаблюдением;
- чистые туалеты и душ;
- кафе или хотя бы автомат с едой и кофе;
- Wi-Fi или розетки для зарядки гаджетов;
- возможность помыть машину или грузовой отсек.
Чем выше уровень инфраструктуры, тем больше шансов получать дополнительный доход: от мойки до платной парковки с бронированием места. Хорошая идея – программа лояльности для постоянных водителей, например, каждое десятое посещение бесплатно или скидки на душ и кафе.
Важнейший аспект для такого проекта – удобный заезд и выезд. Фуры не любят сложных манёвров или крутых поворотов. Плюс необходимо обеспечить прочное покрытие, выдерживающее вес загруженного транспорта.
С точки зрения будущих законодательных изменений, на трассах первой категории такие парковки, скорее всего, будут входить в состав МФЗ. Для предпринимателя это минус – свой объект в одиночку не поставить, но плюс – можно войти в партнёрство с девелопером МФЗ и занять нишу внутри комплекса.
Плюсы:
- Высокий и стабильный спрос, поскольку спать нужно всем
- Дополнительная выручка от сопутствующих услуг (душ, еда, мойка)
- Относительно низкая конкуренция в регионах
- Привязка клиентов за счёт программ лояльности
Минусы:
- Высокие вложения в инфраструктуру и охрану
- Жёсткие требования к площадке и покрытию
- Нестабильность загрузки вне магистралей
- В будущем может потребоваться интеграция в МФЗ
6. Мотель эконом-класса
Мотель у трассы – это точка спасения для уставших водителей и туристов, которым срочно нужно выспаться или переждать непогоду. Придорожный мотель отличается от городского отеля простотой и скоростью заселения. Ключевой принцип – водитель заезжает, быстро получает ключ и так же быстро уезжает утром.
Важная особенность придорожного мотеля – удобный подъезд и возможность припарковаться прямо у двери номера. Особенно это ценят дальнобойщики и семьи с детьми. Многие путешественники воспринимают мотель просто как место, где можно поспать, поэтому интерьер может быть скромным, но абсолютно чистым и функциональным: тёплый душ, нормальная кровать, телевизор, Wi-Fi. Часто пользуется спросом тариф на несколько часов, чтобы просто отдохнуть в дороге.
Чтобы выделиться, стоит учесть несколько нюансов:
- партнёрство с кафе или собственная кухня для ранних завтраков или ночных перекусов;
- простые дополнительные услуги: парковка под видеонаблюдением, зарядка электромобилей, минимаркет с товарами первой необходимости;
- удобная навигация, вывески за 1-2 км до съезда.
С учётом грядущей реформы, на федеральных трассах новые мотели вне МФЗ строить будет нельзя. Это значит, что придорожный мотель, особенно крупный, станет частью многофункциональной зоны. Для малого бизнеса войти в такие зоны станет непросто. Для более крупных проектов – это возможность войти в локацию с большим трафиком без проблем с рекламой и навигацией.
Плюсы:
- Постоянный спрос у автотуристов и дальнобойщиков
- Высокая стабильность загрузки при правильной локации
- Простая бизнес-модель
- Возможность развивать дополнительные доходы (кафе, парковка)
Минусы:
- Высокие начальные вложения в строительство и коммуникации
- Жёсткие требования к санитарным нормам и безопасности
- Конкуренция с сетевыми объектами и будущими МФЗ
- Сильные сезонные колебания трафика в некоторых регионах
7. Автокемпинг
Автокемпинг – это бизнес для тех, кто едет медленно и хочет впечатлений. В отличие от мотеля, сюда приезжают не только переночевать, но и отдохнуть, развести костёр, побыть на природе.
Особенно растёт интерес к автокемпингам на фоне тренда на путешествия на автодомах. В сентябре 2024 года, по данным совместного отчета специалистов из “Авито Авто” и Минэкономразвития, спрос на аренду домов на колесах вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Главное отличие придорожного автокемпинга от классического кемпинга в лесу – близость к трассе, но при этом нужна изоляция от шума. Идеальная локация:
- в радиусе 500 метров от трассы;
- с естественными преградами (лесополоса, рельеф);
- но при этом с удобным заездом для больших машин.
Автокемпинг может быть:
- просто площадкой под кемперы с точками подключения к электричеству и воде;
- или более "продвинутым" – с душевыми, туалетами, беседками, детской площадкой, мангальными зонами, зоной Wi-Fi.
Ключевая фишка бизнеса – продажа впечатлений. Люди платят не только за стоянку, но за атмосферу. Поэтому хорошей идеей будут:
- размещение информации о местных достопримечательностях с фотографиями;
- небольшие экскурсии и мастер-классы (варка варенья, рыбалка, сбор грибов);
- аренда спортинвентаря (велосипеды, байдарки).
Плюсы:
- На руку играет быстрорастущий тренд автотуризма
- Можно начать с минимальной инфраструктуры: большая часть может быть возведена модульно
- Высокий средний чек при дополнительном сервисе
- Сильная эмоциональная составляющая для туристов
Минусы:
- Сезонность (основной поток – лето)
- Потребность в относительно большом участке земли
- Нужно следить за чистотой и часто вывозить мусор
8. Автокофейня drive through
Автокофейня по концепции drive through – это бизнес для тех, кто вечно спешит. В городах и на окраинах формат давно привычен, но на трассах он только начинает развиваться. Идея проста: водитель не выходит из машины, заказывает кофе, быстро получает стакан – и снова в путь.
Для придорожного формата есть свои нюансы:
- нужно пространство для заезда и выезда габаритных автомобилей. Часть клиентоы – дальнобойщики или туристы на минивэнах. Узкий проезд, как в городе, не подойдёт.
- важно быстрое обслуживание – время ожидания не более 2-3 минут. На трассе люди часто ещё более нетерпеливы, чем в городе.
- ассортимент должен быть шире, чем просто эспрессо. Водители любят сладкие напитки, выпечку, сэндвичи. Высокомаржинальные позиции – фраппе, чай, шоколад.
- хорошая видимость с трассы. Даже самый вкусный кофе никто не купит, если точка не бросается в глаза за сотню метров.
Большой плюс придорожного drive through – минимальная площадь объекта. По сути, можно обойтись модульным павильоном 20–30 м².
Для привлечения клиентов важно присутствие на картах, а также программы лояльности для частых покупателей, например, каждый 10-й кофе бесплатно, что оценят водители, часто курсирующие по одному маршруту.
Плюсы:
- Быстрый возврат инвестиций при удачном месте
- Высокая маржа на напитках
- Маленькая площадь точки – низкие расходы на содержание
Минусы:
- Критическая зависимость от трафика
- Требует обустройства удобных подъездов, что повышает вложения
9. Автомагазин
Щётки, лампочки, предохранители, масла, стеклоомывайка, кабели для прикуривания – в придорожном автомагазине будет актуально всё то, о чём водители вспоминают в последний момент или только когда уже что-то сломалось.
Особенность именно придорожного формата в том, что:
- клиенты часто покупают товары спонтанно, увидев вывеску "Автотовары" или “Автозапчасти”;
- востребован узкий, но жизненно важный ассортимент. Гигантский выбор не нужен – нужны ходовые позиции для экстренной замены;
- люди ищут минимальные цены и быструю покупку – никто не хочет переплачивать в два раза, если можно доехать до города.
Есть нюансы:
- стоит иметь разный ассортимент для разных сезонов: зимой – щётки, незамерзайка, аккумуляторы; летом – жидкости для кондиционеров, полироли, чехлы от солнца.
- в регионах с активным грузовым трафиком стоит держать позиции для грузовиков: крупные лампы, фары, ремкомплекты для шин.
- дополнительно можно увеличить чек, продавая вещи для комфорта и мелочи – ароматизаторы, наклейки, небольшие аксессуары.
Бизнес можно начать с небольшого павильона в 10–20 кв. м., особенно если совмещать его с другими сервисами (мойка, шиномонтаж). Для привлечения клиентов важна яркая вывеска, которая видна с трассы.
Плюсы:
- Невысокие стартовые вложения
- Высокий спрос на экстренные товары
- Отлично совмещается с другими придорожными сервисами
- Постоянный оборот даже при небольших чеках
Минусы:
- Не все товары у трассы будут пользоваться спросом, нужен продуманный ассортимент
- Низкая маржа на отдельных товарах
- Конкуренция с магазинами в городе
10. Электрозаправка/ гибридные станции
Электрозаправка на трассе – это пока бизнес на вырост, но очень перспективный. В 2024 году рынок новых электромобилей России установил новый рекорд в 17,8 тыс. проданных машин. Это на 26% больше, чем в 2023 году, сообщает “Автостат”. В 2025 год эксперты прогнозируют рост продаж на 10-15%.
Отличие электрозаправки от классической АЗС – длинное время обслуживания. Полная зарядка занимает от 20 минут до часа, в зависимости от мощности станции. Это значит, что предпринимателю важно чем-то занять клиента во время ожидания:
- кафе или фудкорт рядом;
- бесплатный Wi-Fi;
- магазин с кофе, снеками, сувенирами;
- зона отдыха с креслами или столами.
Фишка будущего – гибридная станция, где есть и топливо, и зарядки. Возможно, именно такие комплексы станут ядром МФЗ, так как многие автопутешественники уже выбирают маршруты под зарядные точки. Но и инвестиции здесь будут выше.
Чтобы развить этот бизнес, стоит:
- ориентироваться на ключевые федеральные трассы с туристическим или грузовым потоком;
- использовать госпрограммы субсидирования зарядной инфраструктуры (Минэнерго и Минэкономразвития уже компенсируют до 50% затрат в ряде регионов);
- продвигаться в навигаторах и приложениях, которые активно показывают пользователям ближайшие зарядки.
Стоит учитывать, что пока трафик электромобилей на большинстве трасс невелик. Но тренд однозначно в сторону роста.
Плюсы:
- Высокий потенциал роста рынка
- Возможность занять локацию раньше конкурентов
- Интерес государства и субсидии
- Хорошо интегрируется в МФЗ
Минусы:
- Высокие капитальные вложения
- Долгий срок окупаемости при текущем трафике
- Нужно обеспечить зону ожидания (кафе, магазин)
- Рост конкуренции в будущем
11. Семейный мини-парк
Учитывая, что многие автотуристы путешествуют с детьми, неплохой идеей будет организация мини-парков отдыха. Придорожные парки – вообще выгодная тема для торговых центров и крупных остановочных комплексов, потому что они увеличивают время остановки и средний чек.
Отличие придорожного мини-парка от обычного в том, что:
- он должен быть компактным, чтобы не требовать сотни гектаров земли;
- рассчитан на короткий визит, например, 30 минут перед дорогой;
- должен быть безопасным: ограждения от трассы, чистота, видеонаблюдение.
Что можно включить:
- детская площадка с мягким покрытием;
- зона воркаута или мини-тренажёры для взрослых;
- беседки для перекуса или пикника;
- фотозоны, где туристы любят делать селфи (это бесплатно рекламирует локацию);
- в регионах – интерактивные стенды о местных достопримечательностях;
- мини-аттракционы – 25 идей привели здесь.
Главная цель – превратить остановку на трассе в маленькое развлечение. Разумеется, такие проекты работают в связке с другими бизнесами, увеличивая продажи в кафе, магазинах и повышая вероятность, что семья останется подольше. Территорию можно сдавать в аренду для торговых павильонов, проката велосипедов, катамаранов и прочего.
Плюсы:
- Притягивает семьи – самый денежный трафик на трассах
- Можно начать скромно, постепенно развивая инфраструктуру
- Повышает лояльность к другим бизнесам рядом
Минусы:
- Требует постоянного ухода и чистоты
- Не приносит дохода напрямую (окупается за счёт роста продаж в кафе, магазинах и других бизнесах)
- Зависимость от погоды
12. Нишевой фастфуд
Пончики, чебуреки, бургеры или шаурма – всё это еда, которая манит запахом на десятки метров и отлично продаётся в дороге. К тому же, одно блюдо в основе меню – это более простая кухня, меньше оборудования и проблем по сравнению с организацией кафе с широким меню.
В придорожном формате есть своя специфика:
- людям важно быстро взять еду с собой и продолжить путь;
- продукт должен быть удобным для руки, без сложной упаковки;
- нужна открытая кухня, чтобы люди видели, что еда свежая.
Форматы могут быть разными, например, киоск, павильон, фудтрак. В последнем случае стоять где вздумается, будет нельзя, потребуются согласования, но если дело не пойдет, можно сменить локацию.
Нюансы для трассы:
- обязательно нужно пространство для парковки;
- хорошо работают комбо-меню (например, чебурек/пончики + кофе) – люди ценят быстрые решения;
- яркая вывеска и запахи – самые мощные инструменты привлечения
Плюсы:
- Относительно низкие вложения, особенно у фудтрака
- Высокая маржинальность (особенно у пончиков, шаурмы)
- Простота организации кухни
- Возможность стартовать по одной из франшиз фастфуда
Минусы:
- Сильная зависимость от трафика
- Требует постоянного контроля качества и свежести
- Сезонные колебания трафика и продаж
13. Лавка сувениров и местных товаров
Туристы любят увозить из поездки что-то на память: деревянные шкатулки, берестяные поделки, магниты, национальные платки или керамику. Продавать такое добро у дороги – классика, которая всегда будет в спросе.
Отличие придорожной сувенирной лавки в том, что:
- она рассчитана на импульсную покупку. Люди часто останавливаются просто на кофе, а уходят с магнитиком и чаем в подарок.
- должна быть очень заметна с трассы, иметь яркий фасад, баннеры, указатели
- идеально, если в ассортименте есть съедобные сувениры (мёд, варенье, другие сладости). Такие товары часто продаются лучше, чем несъедобные сувениры-пылесборники.
Желательно позаботиться над оформлением. Красивые лавки часто попадают в соцсети туристов, и это бесплатная реклама. Также лучше ставить понятный ценник и не накручивать цену, так как многих в покупках у трассы отталкивает ощущение развода.
Также напоминаем, что с учётом новых законопроектов, на федеральных трассах первой категории такие магазины придётся вписывать в МФЗ.
Плюсы:
- Высокая маржинальность сувениров и хендмейда
- Привлекает туристический трафик
- Может работать в связке с гастрономией (продажа местных деликатесов)
Минусы:
- Сезонность турпотока
- Зависимость от локации и видимости с трассы
- Конкуренция и риск переполнения нескольких точек одинаковыми товарами
- Возможные ограничения по расположению
14. Автосервис, мини-СТО
Мини-СТО на трассе – это спасение для водителя в критический момент. Машина сломалась, ехать некогда, эвакуатор дорогой – вот где востребован сервис, который решит самые частые проблемы прямо здесь и сейчас.
Отличие придорожной СТО:
- нет серьезных ремонтов – упор на быстрые услуги: замена масла, диагностика ходовой, тормозов, замена ламп, ремонт электроники;
- нужен минимум оборудования, но всё должно быть под рукой: подъёмник, сканер ошибок, базовый инструмент;
- очень важен большой запас расходников (фильтры, жидкости, ремни).
Особенность таких точек – быстрота и качественное обслуживание. В дороге человек особенно уязвим, поэтому сарафанное радио работает особенно быстро. Репутация здесь дороже рекламы.
Для придорожного формата отличным решением может быть комбо-формат, сочетающий СТО + шиномонтаж + магазин автотоваров, а также работа в режиме 24/7.
Плюсы:
- Высокий чек за экстренные услуги
- Невысокий порог входа при небольшом формате
- Отличная синергия с другими придорожными сервисами
- Постоянный поток клиентов на оживлённых трассах
Минусы:
- Требует квалифицированных мастеров, которые сейчас в дефиците
- Долгие простои в межсезонье на менее загруженных дорогах
- Высокая ответственность за качество ремонта
15. Мобильная баня или сауна
Мобильная баня на трассе… Звучит экзотично, но это формат, который уже известен в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Там, где холод или долгие рейсы, баня становится не роскошью, а способом вернуть себе человеческий облик в дороге.
В отличие от стационарных бань, мобильная баня строится на базе фургона или контейнера, занимает небольшую площадь и может передвигаться между локациями. Работают такие бани на вызов или как точки при стоянках.
Особенность именно придорожного формата – простота и быстрота обслуживания. Человек должен зайти, отогреться и уйти за полчаса-час. При этом нужно поддерживать чистоту и хорошую вентиляцию, иначе сарафанное радио испортит репутацию.
Плюсы:
- Уникальная ниша, почти без конкуренции
- Невысокий порог входа
- Высокий чек
- Можно менять локацию
Минусы:
- Не везде будет спрос и потребность в таком сервисе
- Нужен постоянный контроль чистоты
- Зависимость от климата и сезона
16. Пункт быстрой зарядки гаджетов
Пункт зарядки гаджетов – это бизнес на незаметных, но острых болях водителей. В пути часто разряжаются смартфоны и планшеты. Особенно это актуально для дальнобойщиков, туристов и тех, кто ведёт рабочие переговоры прямо в дороге.
Отличие придорожного формата в том, то водители не хотят оставлять телефон надолго. Поэтому автоматы должны предлагать быструю зарядку за 15–20 минут. Автоматы ставятся при кафе, мотелях, магазинах. Интерфейс автомата должен быть простым и с быстрой оплатой разными способами.
При высокой проходимости окупаемость автоматов зарядки обычно быстрая. Вложения невелики – от 50 до 200 тыс. руб. за аппарат. В этой сфере можно начать как самостоятельно, так и в партнерстве с франшизами зарядных станций.
Плюсы:
- Маленькие инвестиции и быстрая окупаемость
- Отлично совмещается с другими сервисами
- Не требует больших площадей
Минусы:
- Нужен поток людей для окупаемости
- Небольшой средний чек
- Подобные точки не всегда хорошо заметны
17. Автомойка
Автомойка на трассе – это бизнес на желании водителей ехать чистыми. Но придорожный формат сильно отличается от городского: здесь никто не хочет стоять в очередях или ждать долго.
Самые прибыльные форматы для трассы:
- Портальная мойка. Машина заезжает внутрь, робот моет и сушит кузов за 3–5 минут. Высокая пропускная способность и низкие затраты на персонал. Минус – требует больших вложений.
- Автомойка самообслуживания. Построить можно даже на небольшом участке. Водитель сам выбирает программы, закидывает деньги или платит картой.
- Мойка грузовых автомобилей. Редкий и высокодоходный сегмент. Один цикл может стоить от 2 до 5 тыс. руб., особенно если включить очистку цистерн или рефрижераторов. Но требует большой территории и оборудования.
Фишки придорожного бизнеса:
- на трассах очень важна длина заезда и разворота, особенно для фур;
- отлично работают комбо-форматы: мойка + шиномонтаж + магазин автотоваров;
- стоит подумать о круглосуточной работе.
Плюсы:
- Высокий средний чек (особенно для грузовиков)
- Возможность автоматизации и снижения затрат на персонал
- Хорошо совмещается с другими сервисами
- Возможность начать по франшизам автомоек или детейлинга
Минусы:
- Высокие капитальные затраты на оборудование
- Требования к водоочистке и экологии
- Зависимость от погодных условий (грязь или засуха)
18. Франшизы АЗС
В России рынок АЗС преимущественно сетевой: клиенты хотят проверенное топливо, бонусные программы и чистую территорию с фирменными магазинами внутри, поэтому открывать независимую заправку – затея сомнительная. Франшиза АЗС – это бизнес для тех, кто хочет работать на трафике и с поддержкой сильного бренда.
Франшиза АЗС даёт:
- поставки топлива от бренда по оптовой цене;
- право использовать известный логотип и униформу;
- стандарты по оборудованию, безопасности и сервису;
- маркетинговую поддержку и участие в федеральных акциях.
Инвестиции здесь крупные – даже мини-АЗС обойдётся в 30–50 млн руб., полноценная станция – от 100 млн руб.
Возможности формата:
- под франшизой легче зайти на будущие МФЗ, где большая конкуренция и высокие требования к бренду;
- крупные сети активно развивают комплексные концепции “заправка + кафе + магазин”, и именно это даёт самую большую маржу.
- франшиза дает включение в сеть, навигационные карты, бонусные программы, а самое главное – поток лояльных клиентов, которые выбирают знакомый бренд.
Сложность в том, что работа под франшизой сильно ограничивает самостоятельность. Нужно строго соблюдать стандарты бренда, вплоть до цвета плитки и ассортимента в магазине.
Плюсы:
- Высокое доверие клиентов к известному бренду
- Поддержка в маркетинге и логистике
- Ниже закупочная цена топлива
Минусы:
- Высокий порог входа по инвестициям
- Жёсткий контроль со стороны франчайзера по соблюдению стандартов
- Ограниченная свобода в ассортименте и сервисах
19. Продажа б/у авто
Авторынки и автосалоны часто размещаются вдоль трасс, особенно на въездах в большие города, где много свободных участков, а машины расположены в хорошей видимости. Сегодня в связи со стремительным ростом цен, многие россияне отказываются от покупки новых автомобилей и рассматривают б/у варианты, поэтому направление актуальное.
Хорошими соседями здесь будут другие салоны и автосервисы, а конверсию увеличит учет потребностей клиентов, а именно услуги автокредитования и покупки в рассрочку.
Плюсы:
- Постоянный рынок спроса на дешёвые авто
- Актуально как для больших, так и для малых городов
- Хорошая видимость для водителей
- Возможность комбинировать с сервисами
Минусы:
- Требует значительных вложений в товарный запас
- Высокий риск зависших машин
- Необходимы навыки в продажах и документообороте
20. Заведение со смотровой площадкой
Многие уголки страны изобилуют красивыми местами, где можно обустроить смотровую площадку, а для магазина, кафе, мотеля и других точек локация с видом, будь то реки, горы, леса или архитектурный пейзаж, она будет служить дополнительным магнитом. Люди специально съезжают с трассы ради фото, а заодно пьют кофе, покупают сувениры или перекусывают.
Обычно фотозона или видовая точка бесплатна или условно бесплатна. Это может быть помост, естественный уголок с ограждением, крыша вашей кофейни. Но можно предложить и платные видовые площадки, например, соорудить смотровую башню, добавить аппараты с платными биноклями.
Дополнить локацию можно тематическими декорациями, меняющимися по сезонам, качелями над обрывом, фотозонами.
Плюсы:
- Отличный инструмент для привлечения туристического трафика
- Генерирует бесплатную рекламу через соцсети
- Можно совместить с кафе или магазином
- Эмоциональная привязка к локации – высокая лояльность клиентов
Минусы:
- Требует уникальной локации
- Не приносит доход напрямую: зарабатывать приходится на сервисах рядом
- Конкуренция в популярных местах: “свято место пусто не бывает”
- Не всегда просто продумать и организовать логистику съезда
21. Пикник-зона
В России очень часто автомобилисты вынуждены останавливаться на перекус и отдых на обочине в ближайшей лесополосе, просто потому что подходящих мест рядом нет. Поэтому обустроенная пикник-зона на трассе может стать маленьким оазисом, где можно расслабиться и выдохнуть после дороги.
Европа полна такими местами, а в России пока это редкость, хотя спрос огромен, о чем можно судить, увы, по замусоренным съездам с трасс, особенно, между крупными городами и в направлении к курортным регионам.
Отличие придорожной пикник-зоны:
- люди хотят тихое место в стороне от трассы, но чтобы не ехать далеко в лес;
- нужны чистота и безопасность – урны, уборка, скамейки в тени;
- важны бесплатный въезд или символическая плата, иначе большинство поедет дальше.
Возможные фишки:
- мангальные зоны – многие туристы с удовольствием зажарят шашлык, если есть оборудованные площадки;
- фото-зоны или небольшие тематические уголки (например, скульптуры в стиле региона);
- автомат с напитками или кофе
А как же зарабатывать? Да, с коммерческой точки зрения, пикник-зона редко приносит деньги напрямую. Чаще она привлекает людей, которые заодно зайдут в кафе, магазин или посетят какое-нибудь платное место. Поэтому в первую очередь пикник-зону стоит рассматривать как точку притяжения и дополнение к чему-то еще.
Плюсы:
- Можно обойтись минимальными вложениями: поставить скамейки из бревен, поддонов, убрать территорию и добавить урны
- Притягивает семьи и туристов
- Создаёт дополнительный трафик для кафе или магазинов
Минусы:
- Не даёт прямого дохода
- Требует постоянного ухода и уборки
- Сезонность (зимой практически бесполезна)
22. Рыболовный магазин
Множество водоёмов расположены буквально рядом с дорогами. А рыбаки – та ещё порода покупателей: они готовы заехать в магазин в любом месте, если вдруг вспомнили про забытую снасть или наживку. Поэтому в магазине у дороги ключевое – ассортимент под срочный случай. Здесь не нужны дорогостоящие спиннинги и премиальные катушки, ставка делается на расходники:
- крючки, грузила, леска;
- прикормка;
- наживка – черви, опарыш и прочее.
От более дорогостоящих вещей совсем отказываться тоже не стоит, например, пользоваться спросом будут недорогии удочки и спиннинги из серии “чтобы хоть что-то закинуть”.
Очень хорошо продаются сопутствующие товары и мелкие гаджеты для рыбалки – ножи, фонарики, мультитулы. У путешественников к ним слабость, даже если они вообще не собирались ловить рыбу.
После ассортимента все остальное, вроде интерьера, вторично. Главное – чтобы магазин был хорошо виден, а вывеска была понятно и однозначно говорила о том, что можно найти внутри.
Плюсы:
- Маленький стартовый капитал для небольшого павильона
- Могут хорошо и быстро продаваться даже обычные товары
- Работа на трафике, если расположиться в правильном месте
Минусы:
- Сезонность (зимой трафик падает, если в регионе нет зимней рыбалки)
- Требует специализированных знаний
- Невысокая маржинальность по ряду товаров
23. Частный парк
Путешествующие на авто часто устают от монотонности дороги и хотят разнообразить свою поездку заездом в необычные места. Поэтому идея частного парка вдоль трассы и актуальна, а кусочек природы или тематического пространства может стать отличной точкой притяжения.
Это может быть что угодно:
- дендропарк с редкими деревьями;
- мини-зоопарк, контактная ферма, парк птиц или инсектарий с насекомыми;
- арт-парк с современными скульптурами;
- даже просто красивый парк для тихого отдыха с лавочками и прудом.
Главная идея – превратить транзитный поток машин в туристический трафик. Семьи останавливаются, чтобы показать детям животных или покатать их на аттракционах, а туристы хотят красивые фото в необычной локации.
Но есть нюанс: сам по себе парк не всегда приносит деньги на билетах. Бизнес живёт за счёт:
- кафе или ресторана внутри;
- продажах сувениров или местных продуктов;
- прокате велосипедов, самокатов;
- организации мероприятий – свадеб, юбилеев, съёмок.
Если говорить о продвижении, то отлично работает сарафанное радио. У красивых парков есть одно волшебное свойство – люди фотографируются и выкладывают фото в соцсети, рекламируя место бесплатно.
Плюсы:
- Превращаете трассу в туристический маршрут
- Можно хорошо раскрутить место через соцсети
- Дополнительная выручка от кафе, сувениров, проката
Минусы:
- Большие вложения в благоустройство
- Доход зависит от смежных видов бизнеса
- Влияние погоды и сезона
- Требует постоянного ухода и затрат на персонал
24. Продажа строительных товаров
Если представить дорогу на выезде из города, идущую мимо пригородов и дачных поселков, то где-то рядом обязательно возникает строительный рынок – место, где можно купить всё: от гвоздей до профнастила. Это удобно и для покупателей, которые могут быстро заехать такие зоны по пути или закупиться оптом без заезда в город (в том числе для оптовиков, которые возят товар в районы, где нет местных магазинов), и для бизнеса, который такие зоны организует, так как больше возможностей найти участок, чем в городской застройке.
В отличие от гипермаркетов, на строительных рынках “рулит” оперативность и складской остаток. Никто не будет ждать доставку днями и неделями, если у него простаивает стройка.
Особенности:
- у трассы хорошо продаются компактные материалы, которые помещаются в легковушку – ламинат, кабель, краска, инструмент;
- можно предлагать микро-услуги – раскрой фанеры, распил досок;
- сезонность: весна и лето – золотое время для продаж, осенью поток резко снижается.
Плюсы:
- Привлекает жителей многих окрестных населенных пунктов
- Быстрый оборот по ходовым товарам
- Возможность развивать сопутствующие услуги (распил, доставка).
Минусы:
- Может не быть подходящих зон для торговли в вашей местности
- Сильная сезонность продаж
- Риск зависания неликвидного товара
25. Строительство торговых павильонов
Иногда придорожный бизнес – это не про торговлю самому, а про создание места для других. Строительство торговых павильонов вдоль трасс – именно такой бизнес. По сути, это инфраструктурная аренда, где владелец зарабатывает не на чебуреках или запчастях, а на квадратных метрах.
В отличие от городских точек дорожные павильоны требуют удобного съезда и парковки. У водителей не должно быть никаких сложных манёвров, всё должно быть видно и доступно.
Арендаторы – это чаще всего мелкие предприниматели, которые не потянут строительство собственного здания: сувенирщики, продавцы мёда, лавки с шаурмой, мини-кафе.
Сложность проектов в том, что даже маленький павильон требует коммуникаций, а поскольку у дороги, где часто ничего нет, это может быть дорогостоящий инфраструктурный проект.
Плюсы:
- Высокий спрос на аренду при хорошем трафике
- Практически пассивный доход после завершения строительства и появления арендаторов
- Можно быстро перепрофилировать павильоны под разные виды бизнеса
Минусы:
- Значительные вложения в строительство и коммуникации
- Полная зависимость от трафика трассы
- Риск простаивания без арендаторов
- На магистралях первой категории – только в составе МФЗ
26. Товары первой необходимости
Придорожный магазин товаров первой необходимости – это бизнес на всем, что трудно предусмотреть заранее, когда водители или пассажиры что-то забыли, не взяли, потеряли, сломали, порвали, израсходовали и т.д.
Что это может быть в широком смысле:
- еда и напитки;
- одноразовая посуда;
- влажные салфетки, туалетная бумага;
- элементарная косметика;
- простая обувь и одежда, например, шлепанцы, кепки, очки;
- батарейки, клей и канцелярская мелочь;
- различные автотовары, основные инструменты.
Объём закупок может быть небольшим, но маржа часто выше, чем в сетевых супермаркетах. При составлении ассортимента следует учитывать реалии места и сезон. Допустим, где-то будут очень актуальны кремы от загара, где-то дождевики, а где-то теплые носки.
Плюсы:
- Можно открыться в небольшом формате с небольшими вложениями
- Высокая маржинальность на экстренных товарах
- Быстрая оборачиваемость
- Отлично совмещается с другими придорожными точками и сервисами
Минусы:
- Нужен стабильный поток людей
- Ограниченный чек и объём выручки
- Высокие риски при открытии конкурентов рядом и сетевых супермаркетов
27. Супермаркет по франшизе
Открыть супермаркет у трассы – звучит смело. По сути, это продолжение темы с товарами первой необходимости, но в более масштабном смысле. Однако франшизы супермаркетов могут помочь реализовать такой проект, и идея уже не покажется нереалистичной. Работа под брендом сети даст готовую модель и уверенность в том, то ваш магазин не будут проезжать мимо.
В придорожном формате супермаркет становится точкой притяжения не только для проезжих, но и для местных жителей, если трасса проходит близко к населённым пунктам: люди скупаются по пути домой и на дачу. Также он помогает заработать на импульсных покупках – люди заезжают только за хлебом, но часто выходят с полными пакетами. Франшиза же даёт возможность быстро стартовать – франчайзер помогает с брендом, поставками, IT-системами, обучением персонала.
Какие фишки включить:
- в придорожном магазине особенно хорошо идут готовые блюда и еда "на ходу" – пирожки, бургеры, салаты;
- нужно предусмотреть расширенную парковку, чтобы помещались и легковые, и микроавтобусы;
- отличная идея – продавать местную продукцию (мёд, сувениры, варенье) на отдельном стеллаже.
Конечно, не везде открытие будет возможно, и дело не только в наличии/отсутствии инфраструктуры. Напомним, что на трассах первой категории новый супермаркет нужно будет открывать в составе МФЗ.
Плюсы:
- Быстрый запуск под известным брендом
- Поставки и логистика уже налажены франчайзером
- Высокий трафик – и проезжие, и местные
Минусы:
- Высокий порог входа по инвестициям
- Большие требования к учёту и стандартам бренда
- Ваш регион или локация могут быть недоступны для открытия по разным причинам (ограничение числа франчайзеров, сеть не рассматривает развитие в вашем регионе или открытие точек у трасс)
28. Душевые кабины, туалеты и мини-прачечные
Для хорошей придорожной точки есть один тест: захочет ли человек зайти туда не за едой, а чтобы привести себя в порядок? Душ, чистый туалет и возможность постирать вещи – на трассах это сервис из разряда must-have, но он до сих пор является редкостью.
Фишки, которые отличают успешный сервис:
- ключевые слова – стерильность и скорость. Даже самая бюджетная душевая должна блестеть.
- отлично работают платёжные терминалы – человек платит, и кабина открывается автоматически.
- разумная цена: 150–300 рублей за душ готовы платить даже самые экономные водители.
- в прачечной популярны самообслуживающие автоматы – заложил бельё, ушёл пить кофе, вернулся и забрал.
Бизнесу этот сервис даёт стабильный поток небольших платежей, но и требует больших затрат на уборку и коммуналку. В будущем такие объекты могут стать обязательной частью МФЗ на федеральных трассах.
Плюсы:
- Постоянный спрос вне зависимости от сезона
- Отличная связка с другими сервисами (кафе, мойка)
- Мало достойных конкурентов
Минусы:
- Требует безупречной чистоты и ухода
- Высокие расходы на воду, канализацию, электроэнергию
- Небольшой чек за разовое использование
29. Пункт проката для туристов
Некоторые автодороги пролегают в красивых природных местах, мимо ущелий, пещер, водопадов, национальных природных парков. Люди, которые едут мимо по трассе, могут решить свернуть на озеро или экотропу. Но… у них может не быть чего-то, что будет кстати в таких угллках: треккинговых палок, налобных фонариков, удочек, велосипедов, санок или ватрушек. Кроме того, далеко не каждый возит с собой или имеет собственные сапборды или квадроциклы. Вот тут и выручает прокат прямо у трассы.
Чем придорожный прокат отличается от городского:
- туристы часто не планируют остановку, а решают остановиться и арендовать что-то импульсивно;
- важна простота процесса: паспорт, залог, быстро оформил – и пошёл в лес или на рыбалку;
- прокат востребован именно в локациях с природными точками поблизости (национальные парки, водоёмы, горные перевалы).
Что можно сдавать:
- палатки, спальники, газовые горелки;
- велосипеды, треккинговые палки, рыболовные снасти;
- термосы, посуда, пледы;
- летом – SUP-борды, лодки, каяки.
Услуги проката можно совместить с сувенирной или гастрономической лавкой. Пока человек выбирает, он может купить местный мёд или карту здешних троп. Либо можно пойти обратным путем – услугами аренды вещей дополнить уже существующий бизнес, если спрос эпизодический.
Плюсы:
- Низкий порог входа
- Полезный и востребованный сервис для трасс в туристических и курортных регионах
- Хороший дополнительный доход к существующему бизнесу
Минусы:
- Ярко выраженная сезонность (лето – пик, зима – спад)
- Проблемы с повреждениями, невозвратом, кражами – нужен залог
- Зависимость от туристического трафика
30. Экскурсии на ферму
Иногда в дороге хочется не просто ехать, а зацепить кусочек настоящей жизни, просто передохнуть или развлечь уставшего ребенка. Экофермы вдоль трассы – это места для семейных туристов, где можно погладить и покормить животных, попробовать домашний сыр или выпить молока прямо на ферме. И всё это – буквально в двух минутах от трассы. Люди потом долго вспоминают именно такие остановки, а не просто заправки или кафе.
Монетизация таких пространств строится сразу на нескольких направлениях, что делает такой бизнес более стабильным, чем если бы вы просто открывали обычную ферму не у дороги. Во-первых, вы зарабатываете на потоке туристов, которые останавливаются на пути, продавая билеты за вход. Во-вторых, это продажа своей продукции, что бы это ни было: мед, сыр, колбаса, паштеты, варенье, молоко, сувениры из перьев и яиц страусов и т.д.. В-третьих, это дополнительные услуги: экскурсии, мастер-классы (доение, изготовление сыра, выпечка хлеба), проживание, фотосессии, мини-музей.
Плюсы:
- Можно стать знаковой достопримечательностью на пути
- Возможность совмещать экскурсии и торговлю продукцией
- Отлично подходит для продвижения в соцсетях
Минусы:
- Высокие расходы на содержание животных и территории
- Жёсткие ветеринарные и санитарные нормы
- Сильная сезонность (осень-зима – спад интереса)
Комментарии
0 комментариев