Все категории

Инвестиции в игровую индустрию и киберспорт

Показано: 8 из 8

Инвестиции в игры

Практически безграничное число аудитории, изобилие игровых жанров, рост доступности цифровых технологий для населения планеты - все эти факторы активно привлекают инвесторов в индустрию видеоигр. Рынок видеоигр быстро растет и мало кого оставляет равнодушным. Если игра становится популярной, популярность эта быстро перешагивает через границы государств, формируя вокруг себя обширное фан-сообщество из людей разных возрастов и социальных статусов.

В последние годы игровую индустрию все активнее заставляли развиваться мобильные игры, которые может позволить себе любой человек, имеющий смартфон, а также появление новых версий игровых консолей нового поколения PS 5 и Xbox Series X/S. Также подтолкнула отрасль и пандемия COVID-19, когда в связи с локдауном многие люди нашли в играх как наилучший способ психологической разгрузки, так и возможность проводить больше времени с друзьями в онлайн-среде. 

Давайте подробнее остановимся на ключевых особенностях игрового рынка и драйверах его роста, а также рассмотрим основные способы инвестиций в видеоигры. 

Особенности игрового рынка

Рынок видеоигр обладает набором преимуществ, способствующих повышению привлекательности для инвестирования этого направления, но не лишен и недостатков.

Позитивные факторы:

  • Положительная динамика рынка. В последние годы игровая индустрия растет. По данным аналитической компании Newzoo, с 2018 по 2022 год глобальный игровой рынок вырос с 138,8 млрд. долларов до 196,8 млрд. долларов, прибавив 41,8%. Во многом это происходит благодаря мобильным играм. Прогнозируется также и дальнейший рост в последующие годы. Уже в 2023 году рынок преодолеет планку в 200 млрд. долларов.
  • Постоянно растущая аудитория. Целевая аудитория игр очень широка и не состоит исключительно из неплатежеспособных школьников, как принято полагать. Среднестатистический возраст геймера, по данным Statista, - это 34 года. При этом количество играющих постоянно увеличивается. Если в 2019 году, по данным Newzoo, в мире насчитывалось 2,55 млрд. игроков, то в 2022 году это уже 3,2 млрд. человек, то есть более трети населения планеты. Наибольшее число геймеров (около 1,5 млрд.) приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион.
  • Рост вовлеченности геймеров. Помимо роста числа играющих, растет и время, которое проводится людьми за играми. В среднем по миру оно составляет около 7,11 часов в неделю. В Европе, по подсчетам ZarkCentral, геймеры проводят за играми почти 8 часов в неделю.
  • Обилие платформ и доступность технологий. Игры сегодня доступны и на ПК, и на приставках, и в виде мобильных приложений. А благодаря быстрому развитию и проникновению технологий, резкому увеличению числа смартфонов, в видеоигры начинают играть даже те люди, которые никогда не считали и не считают себя геймерами.
  • Возможность высокой доходности. Успешная игра может завоевать поклонников из разных частей света, а при грамотной монетизации инвесторы могут на этом отлично зарабатывать. Здесь возможна доходность и в 50%, и в 250%, и в 500% годовых и выше.
  • Упрощение выхода на рынок. Благодаря росту популярности мобильных игр, которые дешевле разрабатывать и выводить на широкий рынок, чем игры на традиционных платформах, повышаются возможности для мелких разработчиков.

Недостатки и сложности:

  • Высокий порог входа. Если вы не розничный инвестор, покупающий ценные бумаги, а тот, кто хочет вложится в проект напрямую, то нужно иметь в виду, что суммы вложений здесь требуются не самые маленькие и могут исчисляться в десятках и сотнях миллионах рублей.
  • Растущая конкуренция. Особенно в сегменте мобильных игр. Поскольку ежедневно на Google Play и App Store выходит около 3 и 2 тыс. приложений соответственно, а на игры примерно приходится примерно пятая часть всех приложений, то это значит, что за день может появляться по 400-600 новых игр, среди которых очень просто затеряться.
  • Долгие сроки разработки. Если инвестор вкладывается в игровой проект на стадии создания, нужно учитывать, что процесс может занимать 1-2 года, не говоря уже о выходе на окупаемость.
  • Сложность прогнозирования. Для инвестирования игры сложны тем, что здесь практически нереально точно спрогнозировать будущий успех. Из-за непрозрачности процесса разработки игр, ожидания пользователей и инвесторов очень часто оказываются завышенными, а реальность оказывается гораздо хуже любых прогнозов.
  • Зависимость от трендов. Игры очень зависимы от трендов. Разработчики быстро подхватывают то, что популярно. Поэтому даже если игра, в которую вы вложились, поначалу казалась неповторимой, то вскоре у нее может появиться огромное число клонов.

Направления игрового рынка

Прежде чем инвестировать в видеоигры, надо выбрать интересующий вас сегмент и понять тенденции, которые на нем наблюдаются. Индустрию видеоигр можно условно поделить на следующие основные сегменты:

  • ПК-игры;
  • Мобильные игры;
  • Консольные игры;
  • Облачный гейминг;
  • VR и AR-игры;
  • Киберспорт.

Далее подробнее разберем, в чем суть каждого направления и какие перспективы аналитики прогнозируют для данных сегментов на ближайшее будущее. 

1. ПК-игры

ПК-гейминг - это игры на персональных компьютерах. В 2022 году, по данным NewZoo, доля компьютерных игр составляла 19% от объема игрового рынка и уступала и мобильным играм, которые имеют более половины рынка, и консольным играм с 27% рынка. Несмотря на снижение популярности ПК для игр, ими продолжают пользоваться многие геймеры, особенно из тех регионов мира, где низкие доходы населения не давали возможностей людям приобретать консоли - это Восточная Европа, Россия, Южная Америка, Китай.

В последнее время аналитики прогнозируют падение интереса к ПК-играм и переход геймеров на игровые консоли. В исследовательской компании Jon Peddie Research отмечают, что причиной этого становится недовольство пользователей ростом стоимости комплектующих для компьютеров и увеличение числа эксклюзивных игр на консолях. Также внимание части геймеров могут захватить стриминговые сервисы вроде Google Stadia и Microsoft xCloud. 

2. Мобильные игры

Мобильные игры - это видеоигры для смартфонов и планшетов. По оценкам NewZoo на 2022 год, на мобильные игры приходится уже 53% всего рынка видеоигр. В 2021 году пользователи потратили на мобильные игры, по оценкам App Annie, рекордные 116 млрд. долларов, что на 15% выше, чем в 2020 году. Из всех категорий мобильных приложений мобильные игры являются наиболее многочисленными и в Apple App Store и в Google Play Store. Research and Markets прогнозирует увеличение рынка до 272 млрд. долларов до 2030 года, со среднегодовым ростом в 11%.

На росте популярности мобильных игр сказывается общее увеличение продолжительности использования пользователями смартфонов. В среднем на 10 крупнейших рынках этот показатель, по данным App Annie, равен 4,8 часа в день. Также влияет рост продаж смартфонов, ускорение интернета и внедрение 5G. Подстегнули рынок и недавние ковидные ограничения.

Чаще всего мобильные игры работают на основе одной из трех основных операционных систем: Android, iOS или Windows - от Google, Apple и Microsoft соответственно. В основном мобильные игры бесплатны для скачивания, а монетизация происходит за счет показов рекламы, продажу бустеров, продажу расширенного доступа, подписки и донаты. Лидируют по скачиваниям сегодня гиперказуальные игры (игры с простейшей механикой), а наибольшую прибыль разработчикам приносят стратегии. 

Преимущество мобильного гейминга в том, что затраты на его разработку относительно невелики, при этом охваты аудитории огромны. В мобильные игры могут играть даже те люди, которые не относят себя к геймерам. Кроме того, наряду с издателями мобильных игр рынок двигают и традиционные производители видеоигр вроде Activision Blizzard и Electronic Arts, которые в последнее время хотят дополнить линейку своих игр мобильные играми, чтобы извлекать больше дохода.

3. Игровые консоли 

Крупное направление на рынке видеоигр (около 27% рынка на 2022 год по данным NewZoo) занимает консольный гейминг, то есть видеоигры на стационарных и портативных консолях типа PlayStation, Xbox и Nintendo. В связи с пандемией COVID-19 и связанного с этим карантина, а также выходом нового поколения консолей PS 5 и Xbox Series X/S спрос на приставки значительно вырос, из-за чего на рынке даже образовался дефицит. 

Mordor Intelligence прогнозирует, что рынок игровых консолей в период с 2021 по 2026 годы будут в ежегодно расти в среднем на 18,4%. 

В основном на консольном рынке зарабатывают на физических и цифровых копиях игр, их дополнениях, сезонных подписках и микротранзакциях. Производители консольных игр удерживают долю благодаря введению новых функций, таких как поддержка стриминга, многопользовательские онлайн-игры, поддержка многоцелевого использования, например, просмотр веб-страниц. Становятся все более впечатляющими и увлекательными и сами игры, причем многие релизы в первую очередь выходят именно для консолей. 

В последние годы цикл жизни игровых консолей изменился и стал более коротким, по сравнению с предыдущими поколениями. Многие игры от Sony и Microsoft не имеют совместимости со старыми платформами, из-за чего геймеры вынуждены обновлять свои консоли. В то же время такие компании как Valve и Google, прилагают усилия, чтобы изменить динамику рынка консолей, предлагая облачные сервисы и игры для устранения потребности в определенных консолях. 

4. Облачный гейминг

Перспективное направление в игровой индустрии, которое набирает обороты в последнее время - это облачный гейминг. Облачный гейминг позволяет играть в видеоигры на любом смартфоне, планшете, ноутбуке или ПК с быстрым интернетом. Происходит это за счет переноса вычислительных мощностей с устройства пользователя на удаленное устройство. 

Это направление растет во многом благодаря общему ускорению интернета и развитию 5G, а также благодаря тому, что в облачном гейминге у геймера отпадает необходимость в регулярном обновлении игрового оборудования. Примерами сервисов для облачного гейминга можно назвать xCloud от Microsoft, GeForce Now, Google Stadia, PlayStation Now и прочие.

Перспективы роста у мирового рынка облачных игры наиболее высоки. Многие эксперты ожидают от облачного гейминга настоящую революцию в игровом секторе, так как это направление позволяет охватывать гораздо большую аудиторию игроков и дает разработчикам игр, издателям и платформам больше способов монетизации. 

По данным Mordor Intelligence, в 2020 году объем продаж в облачном гейминге оценивался в 612 млн. долларов, а уже к 2026 году ожидается почти девятикратный рост рынка до 5,37 млрд. долларов. В среднем же облачный гейминг, по прогнозам, будет прибавлять по 45,2% ежегодно. 

5. VR и AR-игры 

В последние годы стали активно распространяться и игры с применением технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). В первом случае игрок полностью погружается в виртуальное пространство, для чего используют VR-очки или шлем, во втором - реальную картину дополняют виртуальные объекты. AR применяется в мобильных играх. Самый известный пример - игра Pokemon Go.  

По прогнозу Mordor Intellidence, виртуальная реальность в играх будет ежегодно расти до 2026 года в среднем на 32,8%. В целом количество геймеров VR и AR игр, по прогнозам NewGenApps, к 2025 году возрастет до 216 млн. человек.

6. Киберспорт

Особым направлением на стыке индустрии видеоигр, спорта и шоу является киберспорт. Киберспортивная индустрия одна из самых быстрорастущих и высокомаржинальных в мире. Нередко киберспортивные состязания набирают больше аудитории, чем чемпионаты по хоккею, баскетболу и другим видам традиционного спорта. По количеству зрителей с киберспортом порой может соперничать только футбол.

По данным Newzoo, число людей, которых интересует киберспорт, по всему миру к 2022 году насчитывалось в районе 532 миллионов. При этом 261 миллион человек из них - это аудитория, которая смотрит киберспортивный контент чаще одного раза в месяц. Предполагается, что в ближайшие годы число любителей киберспорта будет расти и достигнет 640 миллионов человек к 2025 году, при этом доходы от этого направления увеличатся с 1,38 млрд. долларов до 1,87 млрд. долларов. Так что, несмотря на позитивные прогнозы, объемы рынка все же пока нельзя назвать гигантскими по сравнению с другими направлениями игровой индустрии. 

В качестве основной причины роста киберспорта выступает увеличение числа геймеров и их высокая активность. Стать киберспортсменом может позволить себе более широкий круг людей, чем в традиционном спорте, где все завязано на физическом развитии. А поскольку популярные онлайн-игры имеют не сильно высокие требования, их могут “потянуть” любые современные компьютеры.

Киберспортивные мероприятия активно финансируются с различных сторон. Спонсорами могут выступать и игровые компании, и спортивные клубы, и производители игровых платформ, и букмекерские платформы. Другим источником дохода организаторов выступает продажа прав на показ киберсоревнований. Все это позволяет организаторам устанавливать высокие призовые для победителей. 

Также в качестве возможных драйверов роста киберспорта называется развитие потокового вещания и популярность технологии NFT, которая позволит покупать больше игровых предметов и увеличит финансирование в этот сектор.

Как инвестировать в видеоигры

Инвестировать в видеоигры можно различными путями и имея совершенно различный капитал в своем распоряжении. 

Варианты инвестирования в игровую индустрию:

  • Самостоятельная разработка и продвижение. Наиболее затратный вариант, при котором вы создаете свою студию, нанимаете команду гейм-дизайнеров, сценаристов, программистов, художников, звукорежиссеров, маркетологов. Только для создания мобильной игры вам может понадобится штат из 10-15 человек, а на разработку одной простой мобильной игры может уйти от 7 до 60 тыс. долларов. Впоследствии вы можете зарабатывать и на разработке игр по заказу.
  • Вложение средств в чужие стартапы или действующие проекты. Вы находите команду разработчиков, которая только выходит на рынок и готовит свой первый продукт, либо финансируете уже опытную команду, которая стремится расширить свой бизнес и изыскивает средства или на создание новых игр, или для выхода на новые операционные системы и популярные консоли, или на маркетинг, покрытие оборотных расходов, привлечение новых сотрудников и т.д.
  • Инвестирование в игровые предметы видеоигр. Способ, при котором вы покупаете в одном месте предметы подешевле, а подороже продаете в другом, инвестируете в это или предлагаете собственный сервис сравнения цен или магазин игровых предметов. Имейте в виду, что рынок виртуальных предметов считается серой зоной с большим количеством мошенников и спекулянтов, а игровые платформы запрещают осуществлять сделки с виртуальными предметами из игр.
  • Портфельные инвестиции. Если вы не обладаете большими суммами для прямого инвестирования в стартапы и действующие игровые студии, никто не мешает вам вкладываться в бизнес известных игровых компаний. Для этого вы можете создать инвестиционный портфель из набора ценных бумаг и приобрести акции, облигации и паи.

Отдельно стоит сказать об инвестировании в сегмент киберспорта. Здесь инвестор может инвестировать такими способами как:

  • Инвестиции в киберспортивную команду. Вы вкладываете в создание собственной команды и рассчитываете на определенную долю прибыли от ее успехов. Этот вариант довольно дорогостоящий и чрезвычайно рискованный.  Ведь добиться высоких результатов можно не ранее чем через полгода. И то при условии, что вам удастся привлечь и объединить игроков высокого уровня. Затраты даже на содержание команды среднего уровня обойдутся примерно в 150 тыс. долларов в месяц.
  • Инвестирование в открытие киберарены. Вариант, при котором вы инвестируете в создание киберспортивного клуба или киберкафе, в котором поклонники киберспорта могут играть, тренироваться, участвовать в соревнованиях или наблюдать за крупными событиями из киберспортивного мира. Количество киберспортивных клубов сейчас заметно увеличилось, поэтому новичкам все сложнее стартовать самостоятельно. В связи с этим все чаще делается ставка на франшизы, бизнес которых уже отлажен и хорошо упакован.
  • Организация киберспортивных турниров. Самый дорогостоящий и в то же время высокодоходный способ инвестирования в киберспорт. Порог вхождения здесь начинается от 20 млн. рублей. Организаторы зарабатывают на привлечении крупных спонсоров, а если их привлечь на начальном этапе сложно, то ставка делается на проведение соревнований по новым дисциплинам.
  • Киберспортивная школа. Еще один перспективный вариант на фоне роста популярности киберспорта. Пока что каких-либо требований к данному формату по оснащению и программам подготовки учеников не существует. Все эти вопросы и нюансы инвестору потребуется решать самому, привлекая для помощи специалистов с опытом. Стартовать здесь можно с сумм в районе 2-4 млн. рублей.

Чаще всего под инвестированием понимается все же не самостоятельная разработка и создание игр, и не открытие собственных киберспортивных арен, а вложения в сторонние игровые проекты. Какими методами можно их финансировать?

Популярные методы инвестирования в чужие проекты:

  • Инвестирование в капитал компании. Это вклад в уставной капитал компании. Такой вариант возможен, когда предприниматели подыскивают бизнес-партнеров, которые будут участвовать в управлении.
  • Прямые займы. Инвестор выступает в роли кредитора и дает проекту займ с определенным процентом.
  • Долевое участие. Инвестор приобретает определенную долю в компании, может получать часть ее доходов и принимать участие в ее управлении. Крупные публичные компании реализуют этот вариант с помощью продажи акций и облигаций.
  • Инвестирование через краудфандинг. Это современный метод сбора средств с большого числа мелких частных инвесторов, посредником при котором выступает краудфандинговая платформа, где презентуется инвестпроект.

Покупка акций игровых компаний

Если инвестор не располагает серьезным капиталом, то инвестировать в игровые компании можно и имея в кармане даже несколько тысяч рублей. Один из очевидных вариантов - приобрести акции компаний-разработчиков и издателей игр, а также акции создателей популярных игровых платформ.

Покупка акций позволяет зарабатывать либо на увеличении их стоимости во времени с последующей перепродажей, либо на выплатах дивидендов. Инвестировать в акции игровых компании можно после поиска и подбора брокера и открытия счета. Учитывайте, что из-за введения новых санкций в 2022 году в отношении России возможны трудности с включением в портфель акций из недружественных стран. 

Среди ведущих мировых компаний-разработчиков можно назвать китайскую компанию Tencent (TCEHY, 0700), американскую компанию Activision Blizzard (ATVI), создавшую такие игры как World of Warcraft и Call of Duty, японскую компанию Nintendo (7974), компании Electronic Arts (EA), Ubisoft (UBIP), Take-Two Interactive (TTWO) и другие. Среди российских компаний-разработчиков можно назвать компании Mail.ru и отчасти Яндекс.

Хотя рынок видеоигр постоянно растет, это вовсе не значит, что акции компании из игровой индустрии будут демонстрировать постоянный рост, волатильность здесь довольно велика. Помимо макроэкономических факторов на динамике сказывают и прочие факторы, как число пользователей, релизы новых игр, несоответствие новой игры ожиданиям пользователей, внутриигровые баги и связанные с этим скандалы. 

Успех или неудачу любой новой игры крайне сложно адекватно прогнозировать. Студиям очень трудно доказать качество игры для инвестора и обосновать необходимость вложений в нее. Кроме того, на игровую индустрию сильно влияют быстро меняющиеся тренды. В целом, по этим и другим причинам акции компаний цифровых развлечений считаются довольно рискованным активом. Поэтому в периоды снижения экономики и затяжных кризисов среди инвесторов распространена практика сброса таких бумаг.

В связи с этим, в поисках стабильной и долгосрочной стратегии роста, создатели видеоигр обычно выбирают один из следующих вариантов развития:

  • Делают ставку на увеличение аудитории пользователей. То есть разрабатывают такие игры, в которые хотелось бы играть людям с различными игровыми предпочтениями. Например, это могут быть игры с открытым миром и возможностью реализовывать вы них любые желания (это такие игры как GTA, Assassin’s Creed, Minecraft, Forza Horizon).
  • Создают франшизу и делают ставку на продолжение известных игр. С большей вероятностью пользователь приобретет игру не с новым названием, а продолжение одной из прошлых успешных игр.
  • Скупают небольшие игровые компании и студии. Такой стратегии придерживаются крупные инвестиционные компании и техногиганты с большими объемами капиталов.

Основное правило инвестирования в акции - это диверсификация активов. Не стоит вкладывать весь капитал в 1-2 компании, либо целиком инвестировать в одну отрасль, например, исключительно в акции разработчиков. Ведь после провала игры у любой такой компании будут высокие финансовые потери. Диверсифицировать активы можно по странам, валютам доходов, отраслям, размерам компаний и так далее. 

Например, можно разбавить портфель небольшими и средними компаниями, занимающимися производством мобильных и инди-игр, которые ориентируются на международный рынок. Мобильный сегмент сейчас активно растет, а через магазины мобильных приложений быстро наращивается аудитория и выручка. Крупным же традиционным разработчикам вроде Ubisoft, Activision Blizzard и Electronic Arts, порой сложнее переориентироваться на мобильные игры, из-за чего они не приносят ожидаемой отдачи.

Помимо акций разработчиков можно рассмотреть акции производителей оборудования и чипов, таких как Sony и Microsoft, Intel, NVidia, Apple, Alphabet, Asus, Intel или акции компаний ведущих операционных систем для большинства игр - это те же Apple, Alphabet и Microsoft. 

Многие акции компаний из игровой индустрии можно приобрести на Санкт-Петербургской бирже. Для доступа же ко всем мировым бумагам потребуется либо счет у зарубежного брокера, либо статус квалифицированного инвестора. 

В целом, для инвестирования в видеоигры или киберспорт не понадобится каких-то глубоких знаний в узких сферах. От инвестора не требуется доскональное понимание всех тонкостей программирования или геймдизайна. Обычно достаточно общих знаний об игровой кухне и разработке игр, плюс отслеживания анонсов новостей из игрового мира и трендов отрасли. 

Инвестиции в игровые ETF-фонды

Хороший способ для инвестора быстро и с минимальными вложениями диверсифицировать свой портфель без необходимости покупать отдельные акции - это покупка бумаг ETF-фондов. ETF-фондами называются биржевые фонды, состоящие из корзин ценных бумаг.

ETF просто приобрести и продать, сделать это можно в любое время работы биржи. Этот инструмент может позволить инвестору заработать как на росте стоимости активов, так и на дивидендах - многие ETF их выплачивают. К тому же это менее волатильный инструмент инвестирования, чем акции, хотя волатильность здесь тоже не исключена, а гарантированную прибыль вам никто не обещает.  

ETF могут делать ставку на акции компаний в определенной отрасли, на сектора экономики или какую-либо тематику. Существуют и тематические игровые фонды, инвестирующие в акции компаний из игровой индустрии. В качестве примеров таких ETF можно назвать:

  • VanEck Gaming ETF (BJK);
  • VanEck Video Gaming and eSports ETF (ESPO);
  • Roundhill BITKRAFT Esports & Digital Entertainment ETF (NERD);
  • Global X Video Games & Esports ETF (HERO);
  • Roundhill Sports Betting & iGaming ETF (BETZ).

Игровые фонды доступны на американских площадках и для их приобретения понадобится вести торговлю через брокера, имеющего выход на эти рынки. Также их  можно приобрести квалифицированным инвесторам, но этот вариант довольно затруднителен и имеет много трудно выполнимых требований к образованию и капиталу инвестора (нужно не менее 6 млн. рублей).

Также до недавнего времени (до февраля 2022 года) на Московской бирже торговался первый на российском рынке ETF, инвестирующий в игровую индустрию - FinEx ESports UCITS ETF (FXES). Однако теперь он больше недоступен. 

Тематические ETF в целом считаются считаются хорошим способом именно для дополнения инвестиционного портфеля к основному набору активов. С ними можно удобно и своевременно инвестировать в целый сегмент накануне ожиданий его взрывного роста. В то же время основной минус любых тематических фондов, в том числе и игровых - в том, что они менее диверсифицированы по сравнению с фондами широкого рынка акций, а значит риски в них более высоки. 

Новая заявка на франшизу