Все категории

Проекты с готовой командой для реализации

Показано: 1 из 1

Проекты с готовой командой для реализации

Перспективная бизнес-идея - это хорошо. Но еще лучше, когда есть люди, готовые эту идею реализовать. Особенно это важно в процессе инвестирования, ведь вложение средств только лишь в идею, не подкрепленную первыми практическими шагами верящих в нее людей - сродни старту дальнего плавания в сплошной туман. 

Наличие команды проекта, объединенной общей идеей, - это первая серьезная точка опоры для любого инвестора. Это первый веский аргумент в пользу того, что данный проект действительно может иметь шансы на превратиться из просто привлекательной картинки и абстракции в прибыльный бизнес.

Чем же конкретно привлекательны инвестпроекты, имеющие команду, от просто проектов в стадии идеи? 

Преимущества инвестпроектов с готовой командой:

  • Люди - это ресурс. Любой бизнес делают люди, а не бизнес-идеи. Люди - это их труд, знания, навыки, опыт, способности, таланты, время, связи и амбиции.
  • Более высокое доверие. Проекты, в которых реально задействована группа людей, справедливо вызывают большее доверие у инвесторов, чем сотрудничество с одним человеком, который может выдавать себя за мошенника.
  • Серьезность намерений. Наличие команды может означать то, что предприниматель перешел от стадии идеи к стадии реализации проекта, то есть от слов и абстракций - к действиям. Скорее всего, у такого проекта уже имеется стратегия действий, бизнес-план, происходят какие-то конкретные шаги по реализации проекта.
  • Инициативность предпринимателя. Если предприниматель подобрал людей, готовых помогать ему с реализацией нового проекта - это уже неплохо и говорит о том, что у него есть на то определенный ресурс или комбинация ресурсов, будь то деньги, связи, коммуникативные навыки, умение убеждать и т.д.
  • Снижение рисков. Инвестирование в проект с людьми частично или полностью освобождает от стадии поиска партнеров и исполнителей, на котором умирает большинство хороших идей. Даже несмотря на обилие в стартапах неопределенностей и гипотез, которые часто не подтверждаются, хорошая сбалансированная команда сможет найти решение сложной задачи.

В то же время просто наличие коллектива, готового реализовать проект (бизнес-идея+команда) - это еще далеко не все. Это только самое начало и стопроцентных гарантий на этом этапе быть не может.

Минусы и риски инвестпроектов на стадиях “бизнес-идея+команда”:

  • Возможное отсутствие результатов. Скорее всего, речь идет о проекте, который пока не показал себя в деле и не дал финансовых результатов, а значит, инвестору крайне сложно судить о его будущем. Особенно, если речь идет не о традиционных бизнес-схемах, а об инновационных продуктах, а сам стартап находится на этапе проверки гипотезы - то есть еще разрабатывает MVP (минимально жизнеспособный продукт).
  • Состав команды может не соответствовать целям проекта. Само по себе наличие команды еще не значит, что эта команда подобрана качественно и по делу. Под “готовой командой профессионалов” предприниматель может иметь в виду коллектив, который успешно привлекался для прошлых проектов, которые не всегда соотносятся с текущим.
  • Сложность аналитики проекта. При принятии решений у инвестора такого стартапа, еще не вышедшего на рынок, будет меньше объектов для анализа, опираться придется на прогнозы, а не на практику.
  • Высокие риски проекта. Проект, который уже имеет команду (даже профессиональную), но у которого еще все впереди - в любом случае чрезвычайно рискован для инвестирования.

Инвестпроект с командой - это что?

Инвестпроект со своей командой - понятие довольно расплывчатое и с точки зрения стадии, и с точки зрения содержания. Ведь позиционировать таким образом себя могут и школьники, только вчера решившие продавать какие-нибудь безделушки в соцсетях, и устоявшиеся коллективы высококлассных специалистов в разработке ПО, уже имевшие за плечами большой опыт, оттестировавшие и доработавшие свой новый продукт и получившие первые финансовые результаты. 

Поэтому для начала стоит вкратце вспомнить стадии развития новых проектов и стартапов:

  • Посевная стадия. Любые компании начинают свой бизнес со стадии идеи. На посевном этапе еще не имеется бизнес-плана, однако проводятся активные исследования. Человек в одном лице или в команде с партнерами тестируют прототип продукта, проводят маркетинговый анализ, изучают возможности приобретения патента и т.д. То есть как такового продукта еще нет, есть только идея, гипотеза, которая может не оправдаться. Вложения в стартапы на стадии идеи считаются наиболее рискованными.
  1. Стартап-стадия. Эта стадия делится на 4 этапа, включающих в себя все, начиная от разработки продукта до превращения стартапа в зрелую компанию.
  • Разработка. Сначала разрабатывается минимально жизнеспособный продукт (MVP). Он необходим для того, чтобы команда проекта могла подтвердить существование потребителей, которые будут готовы платить деньги за такой товар или услугу. Прототипы продукта тестируются на первых клиентах, те дают первую обратную связь. Выручка при этом либо отсутствует, либо минимальна, поэтому круг специалистов, работающий над проектом, обычно сильно ограничен.
  • Ранний период. Продукт оптимизируется, создается Minimum Loveable Product — минимальная версия, способная вызвать у покупателя чувство удовлетворения. Постепенно у проекта появляется целевая аудитория, растет выручка, проект может находится в минусе или выходить в плюс, происходит более глубокое распределение обязанностей.
  • Расширение. Далее речь идет об расширении доли проекта на рынке. Уже четко ясна бизнес-модель и основные статьи расходов, стабильно растут финансовые показатели.
  • Поздний период. На позднем этапе достигается устойчивое состояние, когда компания имеет стабильные финансовые результаты, а ее будущее более прогнозируемо.

Применительно к этим этапам состояние команды на каждом из них можно охарактеризовать следующим образом:

  • Посевная стадия. Есть основатели проекта + едва формирующаяся команда.
  • Стартап-стадия: этап разработки. Происходит наем сотрудников под MVP.
  • Стартап-стадия: ранний этап. Создается костяк организационной структуры, появляются первые отделы и функции.
  • Стартап-стадия: расширение. Уровень организационной структуры высокий.
  • Стартап-стадия: поздний этап. Структура и система управления устоялись.

В связи с этим применительно к стартапам “проект с командой” может означать либо посевную стадию, либо стадию разработки, либо ранний этап развития проекта. 

Как инвестору оценить команду проекта

Станет ли проект успешным или убыточным во многом зависит от команды.

Именно коллектив лежит в основе успеха крупных компаний и корпораций. Анализ команды - это важнейший элемент в инвестиционной оценке проектов.

У профессиональных венчурных инвесторов существуют два основных метода оценки команды инвестпроектов, одна из которых акцентирована на рассмотрении профессионального опыта ее состава, а другая - на взаимодействии и работе самой команды с психологической точки зрения.

В первом случае оценивается присутствие в команде стартапа специалистов трех основных направлений работы:

  • сам продукт;
  • его технологии разработки;
  • бизнес и маркетинг.

По каждому направлению выясняются:

  • количество и состав специалистов;
  • опыт их работы в предыдущих проектах, если таковые имелись, должности;
  • уровень предыдущих компаний (местный, федеральный, международный);
  • профессиональные достижения и конкретные результаты, выражаемые в каких-либо показателях: премии и награды, рост объемов продаж/конверсии сайта/числа клиентов, публикации в СМИ, приглашения на публичные мероприятия в качестве экспертов и т.д.;
  • отзывы о работе специалистов от работодателей и клиентов;

В случае со второй методикой необходимо определить, насколько команда умеет достигать поставленных целей. Здесь оценивается уже не конкретные люди, а команда в целом.

Эффективная команда в таком случае, это сплав, состоящий из:

  • Релевантного лидера. Оценивается его мотивация, коммуникативные навыки и эффективность построения отношений в коллективе, стрессоустойчивость, способность принимать тяжелые решения.
  • Релевантной рабочей группы. Релевантная рабочая группа - это люди, которые занимают свои роли в проекте, понимают, какие функции от них требуются и способны эти функции выполнять. Кроме того, важна психологическая атмосфера коллектива, и уживаемость его членов друг с другом, наличие эффективных методов разрешения споров и конфликтов, финансовое вознаграждение за успехи и санкции в случае неудачи.
  • Хорошей степени управляемости этой группой. Управляемость командой зависит как от лидера, так и от остальных членов команды, от того, как выстроена система управления, насколько налажена дисциплина, в каком стиле принимаются решения.
  • Высокий уровень продуктивности команды. Продуктивность оценивается по каким-либо результатам работы команды, например, при работе над предыдущими проектами. Здесь учитывается не только то, что было достигнуто, но и соответствовал ли результат заявленным целям, насколько они были прозрачны, какой объем трудозатрат в итоге потребовался и была ли задача реализована в установленные сроки.

При анализе команды инвестпроекта можно избирать любую из данных методик, но для наиболее полной и всесторонней оценки следует учитывать все приведенные факторы.

Ошибки в подборе команды, на которые стоит обратить внимание инвестору

При комплектовании команды многие предприниматели (особенно это касается новичков в бизнесе) часто допускают довольно типичные ошибки, которые негативно сказываются на дальнейшей судьбе проекта. Это:

  • Отсутствие продуманной структуры компании. Очень часто основатели проекта спустя рукава подходят к структуре команды, слабо представляя, какие сотрудники им нужны в первую очередь, какие - во вторую, а также как будет выстроена иерархия компании в дальнейшем, и кто кому будет подчиняться. Необходимый минимум для начала - четко представлять план стартовой команды под создание MVP (минимально жизнеспособную модель) и структуру команды через год работы проекта, который будет требовать расширение набора специалистов.
  • Найм однородного коллектива. Сотрудники не только должны обладать различными компетенциями и навыками, но иметь и различные сильные и слабые стороны, непохожие стили  мышления, склады ума. Однородный коллектив не сможет эффективно решать многие возникающие задачи.
  • Слабый уровень делегирования задач. Черта хорошего руководителя проекта - это не уметь делать все, а уметь грамотно делегировать задачи. Болезнь или временное выключение из проекта этого человека не должно означать остановку всего бизнеса. Руководитель должен заниматься стратегическими задачами, а не текучкой или, например, наймом персонала на рядовые должности.
  • Привязка к непрофессиональным сотрудникам. Команда не должна слишком долго тратить время на сотрудников, которые уже показали себя  некомпетентно или безответственно. Такие кадры нуждаются в оперативной замене - для минимизации ущерба от их действий или бездействий в будущем.
  • Ставка на новичков. Довольно распространено мнение о том, что в стартапы и новые проекты следует привлекать креативных новичков с “незашоренным” сознанием и готовых работать за идею. Однако эта экономия на старте так или иначе выльется в затраты в будущем. Новичков придется учить, то и дело переделывать за ними работу, а еще из-за своей неопытности они могут слить рекламные бюджеты впустую и пустить под откос весь проект. Поэтому желательно делать ставку на специалистов с опытом, особенно если это касается решения технических задач.
  • Чрезмерно строгий отсев кандидатов. Молодые проекты часто пытаются подобрать к себе в команду звездный состав, выдвигая завышенные требования по тем критериям, которые не являются для работы определяющими (например, определенным навыкам сотрудника, возможно, все равно потребуется доучивать или переучивать). Также могут отсеиваться люди, которые ранее сталкивались с неудачами. Здесь стоит помнить, что негативный опыт - это тоже опыт, который порой гораздо поучительнее и доходчивее успешного.
  • Невнимание к ожиданиям сотрудников. В стартапах быстро меняются планы и бюджеты, а за одно направление часто ответствен лишь один специалист, на которого взваливается огромный объем работы. В связи с этим и у новичков в деле, и у тех, кто работал ранее в крупных компаниях, может произойти снижение мотивации к работе. В случае со вторыми это объясняется тем, что в крупных фирмах задачи обычно строго распределены по отделам, существует долгосрочная маркетинговая стратегия. Поэтому предприниматели должны нанимать тех сотрудников, которые будут точно понимать, чего им ждать от стартапа.
  • Раздутость команды на ранних стадиях. Привлечение большого числа сотрудников на ранних этапах (например, когда разрабатывается MVP) нецелесообразно. Это лишние риски и денежные траты, которых можно было бы избежать - средства наверняка гораздо больше пригодятся в дальнейшем.

Новая заявка на франшизу