Реклама
ООО БОКСБЕРРИ СОФТ
ИНН:6685157931
erid:LjN8KPtkk
Все категории

Все категории

Проекты на этапе готовой идеи

Показано: 9 из 9

Инвестпроекты на этапе готовой идеи

Любой крупный бизнес и любая международная корпорация когда-то начинались с идеи. Инвесторы, которые способны обнаружить такие компании в их зачатке и вложиться в дело, выигрывают больше всего. Однако инвестирование в стартапы на так называемом посевном этапе - процесс рискованный и подобен хождению по минному полю. Подавляющее большинство новых проектов проваливается, поэтому их нужно уметь распознавать. 

Преимущества и недостатки инвестиций в проекты на этапе идеи

Инвестирование в проекты на этапе идеи имеют как свои выгоды, так и слабые стороны. В чем они заключаются?

Плюсы проектов на стадии идеи:

  • Наибольшая потенциальная доходность. Инвестирование в перспективный проект на этапе идеи может означать максимальную отдачу от каждого вложенного рубля в дальнейшем. Этим стартапы выгодно отличаются от действующих проектов.
  • Возможность для инвестора повлиять на проект. При наличия опыта и знаний в сфере инвестор может принять активное участие в реализации проекта, и повлиять на то, чтобы сделать его более удобным для себя, направить команду, скорректировать какие-то направления работы. В проектах на более поздних стадиях такой возможности может уже не быть.
  • Возможность договориться на выгодные для себя условия. Пока проект находится на стадии идеи, а его будущее во многом зависит от внешних источников финансирования, инвестор, обладающий большим капиталом, может иметь более сильную позицию в переговорах, в том числе по условиям инвестирования.
  • Наличие времени. На этапе идеи у предпринимателя еще имеется такой ценный ресурс как время, которое можно разумно расходовать на анализ рынка и тестирование прототипа продукта. Как только он приступит к реализации проекта, выводу его на рынок, время будет расходоваться гораздо быстрее. Для инвестора же это означает наличие времени на подумать и тщательно взвесить все за и против.

Минусы проектов на стадии идеи: 

  • Крайне высокие риски. По сути идея - это только слова, которые если и чем подкреплены, то другими словами, а шанс потерять вложенное очень высок. В среднем выживаемость новых проектов очень низкая, особенно это касается стартапов, то есть инновационных проектов - до первой прибыли доживают лишь 10 из 100 проектов.
  • Идею нельзя запатентовать. Запатентовать можно изобретение или и технологию, для чего понадобятся не только наброски и эскизы, но и рабочий продукт. В связи с этим идею крайне легко украсть, а разработка продукта - зачастую процесс долгий и требующий терпения.
  • Сложность оценки и прогнозирования. На этапе идеи, особенно инновационной, предпринимателю необходимо проделать огромную работу по исследованию рынка и тестированию продукта, никаких финансовых результатов у проекта нет, а инвестору в некоторых случаях придется полагаться еще даже не на бизнес-план, а на рабочую гипотезу и приблизительные расчеты.
  • Неустоявшаяся команда. В большинстве случаев новые проекты пока не имеют прочную и проверенную временем команду, организационная структура еще не сформирована, а найм большего числа работников проекту еще предстоит.
  • Сроки возврата инвестиций четко не определены. На этапе идеи трудно точно сказать, когда вернутся вложенные в нее средства, да и вернутся ли вообще - слишком много факторов могут на это повлиять.

Как оценить бизнес-идею для стартапа

Проектов на стадии идей инвестор может отыскать множество, но как из всего этого потока не проглядеть и вычленить те, которые окажутся наиболее перспективными?

Здесь стоит сразу отметить, что если инвестор ищет не просто идею бизнеса, а идею стартапа, то в поиске он исходит из гипотезы, что выбранный им проект будет способен очень быстро расти.

В таком случае инвестору первым делом стоит обратить внимание на три составляющие таких проектов:

  1. Актуальная проблема. Первый вопрос, который необходимо задать предпринимателям: “Какую важную и злободневную проблему решает стартап?” Проблема должна быть действительно актуальной, так сказать, “с полей”, а не надуманной. Очень часто основатели стартапов берут проблему из собственной головы, субъективно экстраполируя ее на условных “всех”, но на деле для “всех” это большой проблемой не является. Согласно исследованию CB Insight самой главной причиной неудач нового бизнеса является то, что предложенный товар или услуга… не нужны на рынке. Особенно стоит обращать внимание на самые срочные проблемы, с которыми много людей сталкиваются раз за разом. Еще лучше, если данная проблема с течением времени будет иметь свойство не уменьшаться, а накапливаться и возрастать.
  2. Инновационное решение. Какое решение этой проблемы предлагает стартап? Почему оно инновационно и будет эффективнее действующих решений на рынке?
  3. Основная фишка. Следует вывести основную причину, по которой проект будет успешным: то есть что именно позволит ему расти быстро, обходить конкурентов и активно развиваться. Необходимо выяснить, как эту причину видят сами фаундеры.

В чем же конкретно может выражаться ключевое конкурентное преимущество стартапа? Это могут быть один или несколько из следующих факторов:

  1. Уникальный опыт основателя. Преимуществом проекта может быть его глава - отличный специалист в какой-то сфере деятельности, имеющий за плечами богатый опыт работы на крупную компанию, научную степень, патент на какое-либо изобретение и так далее.
  2. Растущий рынок. Если стартап решает проблему на обычном, уже устоявшемся рынке - это, конечно, хорошо, но он действует если на растущем рынке, например, ежегодно прибавляющем по 25%, то это гораздо лучше. Ведь в таком случае проект имеет шанс ускоренно расти вместе с ним, двигаясь вперед подобно человеку, идущему по траволатору.
  3. Уникальный продукт. Уникальный продукт - это такой продукт, который на порядок лучше других сразу по нескольким параметрам: например, быстрее, компактнее, экономичнее, доступнее, стильнее, функциональнее и так далее.
  4. Бесплатные каналы потока клиентов. Весомым преимуществом проекта может стать не прокачанные навыки команды в настройке платных каналов рекламы, а наличие таких постоянных источников клиентов, которые будут либо бесплатны, либо будут обходиться проекту по минимальной цене.
  5. Сетевой эффект. Суть сетевого эффекта в том, что по мере увеличения числа клиентов привлекательность проекта будет только расти, а вместе с ней будут расти сила бренда и ценность его продукта или услуги.

После того как потенциальный инвестор провел беседу с основателями стартапа и выяснил этот скелет, который должен лежать в основе любого успешного проекта, а полученные ответы его удовлетворили, можно углубляться в детали - более подробно анализировать концепцию, финансовую модель, команду проекта и перспективы проекта. До того углубляться в аналитику особо не имеет смысла, очень многие проекты отсеиваются сразу же. 

На какие основные вопросы нужно получить ответы (помимо уже приведенных ранее):

  • Кто целевая аудитория проекта? Каковы ее потребности?
  • Каков размер рынка? Объем рынка может быть общим, потенциальным, доступным и реально достижимым.
  • Каков размер необходимых инвестиций до выхода на точку безубыточности?
  • Какова себестоимость продукта?
  • Каким набором навыков обладает команда проекта?
  • Как будет выстроена монетизация проекта?
  • Какие юридические риски есть у стартапа?
  • Какова оптимальная точка выхода на рынок?
  • Насколько продукт адаптивен (то есть насколько быстро он может меняться под воздействием окружающей среды)?
  • Каковы потенциал идеи и возможности для ее масштабирования?
  • Какие слабые места и потенциальные риски имеет идея?
  • Сколько времени потребуется на запуск проекта?

По каким причинам проваливаются новые проекты

По данным CB Insights, специалисты которой проанализировали 101 отчет о причинах неудач стартапов, основными причинами их провала стали:

  1. 42%  – ненужность продукта рынку;
  2. 29%  – недостаток средств;
  3. 23%  – плохая команда стартапа;
  4. 19% – вытеснение с рынка конкурентами;
  5. 18%  – проблемы с ценообразованием;
  6. 17% – плохая бизнес-модель;
  7. 14% – не исследовали клиента;

Еще раз обратим внимание на то, что большинство неудавшихся проектов переоценили важность своего продукта для рынка, а значит, не смогли провести его качественное исследование. 

Источники информации для проверки бизнес-идеи

Инвестор далеко не всегда может быть специалистом в той области, в которую он собрался инвестировать. Конечно, проводить полноценное исследование в первую очередь должен сам предприниматель, но где гарантия, что работу он провел качественно, а в презентациях осознанно или неосознанно скрыл острые углы, способные опровергнуть его гипотезу?

Чтобы принять правильное решение по поводу выбора той или иной идеи, инвестор может либо обратиться к третьей стороне, например, к консалтинговым фирмам, аудиторам или специалистам в конкретной сфере, либо разобраться в некоторых вопросах самостоятельно. 

В процессе анализа бизнес-идеи можно пользоваться различными источниками. Что это может быть:

1. Экспертная информация от специалистов отрасли

Где и как искать:

  • Личные связи и получение информации от знакомых экспертов;
  • Обзоры рынков по интересующей отрасли;
  • Интервью, тематические статьи экспертов;
  • Кейсы предпринимателей;
  • Корпоративные блоги на популярных площадках типа vc.ru;
  • Блоги на YouTube и социальные сети представителей отрасли;
  • Тематические форумы и чаты;
  • Задать вопрос экспертам через сайты и социальные сервисы со специалистами вроде LinkedIn, Quora, The Question.

2. Цифры и статистика по интересующей/похожей сфере бизнеса:

Где и как искать:

  • Обзоры рынков по интересующим отраслям;
  • Кейсы предпринимателей;
  • Бизнес-планы и расчеты в свободном доступе;
  • Презентации и расчеты компаний, продающих франшизы;
  • Ресурсы для отслеживания статистики интернет-запросов;
  • Аналитические площадки и сервисы (например, по аналитике продаж на маркетплейсе).

3. Информация о конкурентах/крупных игроках на рынке 

Где и как искать: 

  • Источники самой компании (сайт, соцсети, блоги);
  • Отзывы клиентов на различных ресурсах (соцсети, электронные карты);
  • Публичные выступления представителей компании в СМИ;
  • Сервисы для анализа упоминания брендов (YouScan, Brand Analytics);
  • Сервисы анализирующие трафик сайтов (Similarweb, Semrush);
  • Новостные агрегаторы;
  • Личное посещение компании;
  • Покупка продукции/услуг компании для анализа;
  • Данные из ЕГРЮЛ на сайте налоговой, другие сервисы проверки контрагента по ИНН или ОГРН.

4. Отзывы и мнения посетителей/покупателей/клиентов данного (или похожего) продукта

Где и как искать: 

  • Опрос друзей/знакомых;
  • Сайты отзывов (“Отзовик”);
  • Социальные сети компаний;
  • Отзывы на электронных картах (Google Maps, Яндекс.Карты, 2ГИС);
  • Черные списки по отраслям.

5. Юридическая информация о нюансах работы данного бизнеса

Где и как искать: 

  • Сайты правовой информации ("КонсультантПлюс", "Гарант");
  • Ответы на вопросы юристов в интернете;
  • Интервью и кейсы предпринимателей;
  • Новости по изменениям в законодательстве, новостные агрегаторы;
  • Статьи на специализированных сайтах по темам права, бухгалтерии, налогов и т.д.;
  • Данные, хранящиеся в патентных бюро (архивные записи, реестры);
  • Непосредственное обращение к юристу.

6. Тренды и новости в отрасли

Где и как искать:

  • Новостные агрегаторы (Яндекс.Новости и Google News);
  • Сайты бизнес-идей и трендов, в том числе зарубежные;
  • Сервисы для отслеживания трендов и поисковых запросов, например, Google Trends;
  • Отраслевые издания и сайты;
  • Тематические группы и паблики в социальных сетях;
  • Блоги предпринимателей из данной области деятельности;
  • Обзоры новинок товаров;
  • Ресурсы по аналитике продаж на маркетплейсах.

Новая заявка на франшизу