Все категории

Все категории

Инвестиции в образовательные проекты

Показано: 1 из 1

Инвестиции в образование и обучение

Образование и образовательные проекты в последние годы регулярно входят в перечни наиболее перспективных ниш для инвестирования. Причина тому - развитие и внедрение технологий, а также спрос на онлайн-обучение, который значительно возрос из-за пандемии COVID-19 и закрытия многих школ по всему миру. 

В результате ниша образования, которая раньше была во многом отталкивающей для инвесторов (в традиционном образовании на быстрые деньги обычно рассчитывать трудно), теперь стала одной из приоритетных. Причем, по многим причинам ей еще есть, куда расти. 

Главные из них - рост целевой аудитории, а это практически все население планеты, которое в 2022 году уже достигло 8 млрд. человек, а к 2058 году, по прогнозам ООН, вырастет до 10 млрд. человек, а также слабая охваченность сферы технологиями. 

По оценке HolonIQ, в 2019 году сфера образования была охвачена цифровыми технологиями всего на 3,1%, при этом в других отраслях этот уровень составлял 10-20%. Уже после начала пандемии коронавируса этот уровень поднялся до 3,6% и продолжал расти и далее.

Трансформация рынка образования, его активное впитывание инноваций безусловно является тем фактором, который привлекает к нему внимание инвесторов всех уровней - от бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, вкладывающих в перспективные стартапы, до портфельных инвесторов, инвестирующих в ценные бумаги крупных игроков образовательного рынка.

Рынок EdTech и его перспективы

Наиболее перспективным для инвестирования сегодня направлением, связанным с образованием, является рынок EdTech. Под EdTech понимается рынок образовательных технологий, включающий и создание образовательного оборудования, и разработку образовательного ПО, и технологические образовательные сервисы, и онлайн-обучение. 

Вместе с тем EdTech следует отличать от инфобизнеса.

Если под инфобизнесом предлагается набор полезной информации, за доступ к которой нужно платить, то есть контент-проекты, то EdTech-сервисы дают не только контент, но и методику и способ организации, основанные на технологиях. 

Это может быть процесс обучения, принципы получения обратной связи, контроля результатов и другие моменты.

Рынок EdTech можно разделить на сегменты в зависимости от различных параметров. Например, по используемым технологиям (образовательные приложения, образовательные онлайн-курсы), по аудитории назначения (для дошкольников, школьников, работников компаний), по типу продукта (продажа контента или продажа доступа к сервису). 

Особо ускоренный рост компании из EdTech-сферы показали в 2020 году во время пандемии COVID-19, когда мировой рынок прибавил за год около 30-35% и достиг отметки в 227 млрд долларов. Такой рост не остался без внимания инвесторов. Вложения составили 13 млрд долларов, что оказалось на 94% выше предыдущего 2019 года. 

Прогнозируется и дальнейший рост EdTech, пусть и не такой скачкообразный:  с 254,8 млрд. долларов в 2021 году до 605,4 млрд. в 2027 году,  по данным ResearchandMarket. То есть в среднем EdTech будет расти на 15,52% в год. Наибольшие перспективы есть у компаний, которые ориентируются на массовую аудиторию и население развивающихся стран Азии и Латинской Америки. 

Также уже все более становится заметна тенденция к консолидации рынка. То есть когда более опытные EdTech-проекты приобретают менее опытные молодые компании.

Основные направления в сфере образования

Поскольку тематических направлений у образования существует великое множество, так как обучать можно всему на свете, а предмет может быть любой, рынок проще делить по возрастам и жизненным этапам человека.

Это следующие сегменты:

  • Школьное образование (К-12);
  • Дошкольное образование (Pre-K);
  • Высшее/профессиональное образование (Post Secondary);
  • Непрерывное обучение (Lifelong learning, LLL);
  • Корпоративное обучение (Corporate).

Школьное образование. Школьное образование часто обозначается по американской традиции как сегмент K-12, то есть образование от детского сада до 12-го класса, включая начальное и среднее образование детей от 5-6 лет до 17-18 лет. Двенадцатилетняя школа существует в 136 странах мира, во многих других системы тоже могут быть похожи.

В основном школьное образование - это дело государства, но частные школы все больше набирают обороты. COVID-19 стал драйвером для перехода от традиционных методов обучения к дистанционным. Согласно отчету Global Online Education Market (2022 to 2027), если в 2020-м году размер мирового рынка онлайн-образования K-12 оценивался в 720 миллиардов долларов США, то к 2027 году он достигнет 2447 млрд. долларов. Среднегодовой темп роста прогнозируется на уровне 33%.

Дошкольное образование. Под дошкольным образованием понимается любой тип образовательной программы, предоставляющей услуги детям дошкольного возраста. Рынок делится на дошкольные учреждения с полной занятостью и дошкольные учреждения по требованию. Также распространено деление по возрасту детей - на заведения для детей до 3 лет и на заведения для детей от 3 до 6 лет. 

В последние годы спрос на дошкольное образование быстро растет, что объясняется растущей заботой родителей о будущем их детей начиная с раннего детства.

Ключевые игроки рынка этим активно пользуются, а спрос побудил их на переформатирование отдельных курсов и направлений обучения под аудиторию самых маленьких. Согласно отчету Brainy Insights, ожидается, что мировой рынок дошкольного образования вырастет с 248,0 млрд долларов США в 2021 году до 676,7 млрд долларов к 2030 году. Среднегодовой рост при этом прогнозируется на уровне 11,8%.

Высшее/профессиональное образование. Это то образование, которое связано с получением профессии. В этом направлении высшие учебные заведения и их продолжительные университетские курсы стали все больше проигрывать специализированным коротким учебным программам. Дело в том, что вузы просто перестали поспевать за появлением новых технических инноваций, а преподаватели дают все более неактуальный материал. 

Согласно отчету Horizon Reports 2022 года от ассоциации по внедрению информационных технологий в высшее образование Educause, еще одна из основных тенденций в высшем образовании по всему миру в том, что все больше молодых людей отказываются получать высшее образование в вузе и не хотят тратить на это деньги. Работодатели, в том числе и такие крупные как Google, все больше смотрят на наличие конкретных навыков. Откуда же они были собраны - из самостоятельного поиска в интернете, курсов или мастер-классов становится неважно. 

Lifelong learning. Концепция непрерывного образования или lifelong learning получила развитие не так давно в связи с развитием технологий и онлайн-образования. Планировать карьеру сегодня стало гораздо труднее, чем еще 30-40 лет назад, когда у человека была уверенность в том, что полученные знания он сможет использовать в ближайшие годы или даже десятилетия. Сейчас знания очень быстро устаревают, поэтому учиться во многих современных профессиях приходится постоянно. А порой требуется и приобретать знания и навыки, изначально вроде бы не связанные с профессией.

Lifelong learning применима для многих категорий работников, начиная от фрилансеров на удаленке, заканчивая руководителями крупных компаний. Формат у непрерывного обучения может быть разный, это и самообучение, или, например, обучение, профинансированное работодателем. Такие знаменитые компании как Apple, Unilever, IBM, Booking, Philips вкладывают в Lifelong learning для своих работников миллионы долларов, что значительно повышает их мотивацию и эффективность труда.

Корпоративное обучение. Обучение, нацеленное на рост компетенций у сотрудников внутри одной компании. Тренды последних лет здесь примерно те же. Один из них - переход на использование онлайн-платформ для обучения. С ними у компаний отпадают расходы на найм коучей и преподавателей, траты на транспорт, проживание в гостиницах и прочее. А пройти такое обучение сотрудники могут прямо со своих рабочих мест, находясь дома или за рубежом. По прогнозам Infiniti Research Limited, объем этой ниши к 2022 году может превысить 74 млрд. долларов. 

Виды инвестирования в образование

Как и в других отраслях инвестиции в образование могут быть реальными и финансовыми.

  • Реальные инвестиции. То есть инвестиции в реальные активы, направленные создание материальных и нематериальных ценностей. Это расходы на приобретение оборудования, покупку земельных участков, вложения в модернизацию, обучение персонала, рекламу и т.д.
  • Финансовые инвестиции. То есть инвестиции в покупку различных финансовых инструментов и ценных бумаг, таких как акции и облигации, предоставление денег в кредит, продажа оборудования в лизинг.

По целям инвестирования инвестиции могут быть:

  • Прямыми - то есть когда инвестор вкладывается в проект с целью его контроля или обеспечения влияние на руководство предприятием.
  • Портфельными - когда инвестор покупает имеющиеся на рынке долговые и долевые ценные бумаги, но они не обеспечивают ему участи в управлении компанией.

Инвестирование также может быть направлено на создание нового бизнеса или на уже действующий бизнес - в его модернизацию, масштабирование, оборотные средства.

В традиционных офлайн образовательных проектах инвестиции могут идти на:

  • строительство частных школ, детских садов, клубов, центров.
  • аренду учебных площадей;
  • создание и развития программы обучения, методологическую работу;
  • формирование команды преподавателей, методистов, администраторов, маркетологов и т.д.;
  • закупку оборудования - мебели, учебных досок, компьютеров, проекторов;
  • закупку учебных материалов - учебников, учебно-методических пособий;
  • рекламную кампанию.

В онлайн и EdTech проектах обычно отпадают пункты, связанные с недвижимостью, зато появляются затраты на создание и улучшение технологической платформы, которая позволяет автоматизировать многие процессы. Например, планирование уроков, мониторинг обучения, проверку домашних заданий и прочее.

Хотя инвестирование в традиционные образовательные проекты, например, в открытие частных оффлайн-школ с нуля может казаться теперь не таким перспективным начинаем, как финансирование многообещающего технологического стартапа, первый вариант не стоит сбрасывать со счетов.

Ведь доходность некоторых из них может быть очень высока, а цены на обучение в частных школах могут варьироваться от 50 тысяч до 2 миллионов рублей в год. По данным социологических опросов, 13% россиян хотели бы отдать детей не в государственные, а в частные школы. Ведь в частных школах, в отличие от государственных, приоритет уделяется потребностям детей и родителей, и мир не крутится вокруг учителя и только его прихотей.

Венчурные инвестиции в образование

Венчурные инвестиции - это инвестиции в стартапы, то есть в новые проекты с уникальными инновационными идеями. Особенный толчок к притоку венчурных инвестиций в образование дал COVID-19 и связанные с ним ограничения. В России по итогам 2021 года образование вошло в пятерку наиболее востребованных сфер по количеству инвестиций наряду с финтехом, транспортом, электронной коммерцией и бизнес-решениями.

Поскольку речь идет главным образом об онлайн и EdTech-стартапах, от других видов венчурных инвестиций инвестиции в образование отличаются более коротким циклом time to market, то есть времени, которое проходит от создания продукта до получения первого дохода и первых продаж. Эта особенность привлекательна для инвесторов, однако доля успешных образовательных стартапов остается невысокой. Например, по данным от Фонда развития интернет-инициатив раскрутиться удается лишь 1 из 20 образовательных стартапов. Срок жизни же большинства образовательных стартапов составляет 1-3 года. 

Основные ошибки образовательных стартапов это:

  1. Стартап не решает актуальную проблему. Очень часто сама идея проекта создается не исходя из реальных проблем в нише, а чисто из субъективных предположений организаторов.
  2. Переоценка спроса. Далеко не всегда новый проект способен выйти на те показатели, которые представлялись авторам легко достижимыми вначале.
  3. Недооценка стоимости привлечения клиента. Это когда невнимание к расходам на привлечение клиента приводит к критическому снижению рентабельности или убытку.
  4. Неготовность рынка к идее. В образовании, особенно в детском, некоторые чрезмерно прорывные инновационные проекты могут терпеть неудачу из-за неготовности к ним аудитории, которой проще воспринимать более традиционные и “сдержанные” подходы.
  5. Увлечение трендами. Еще один из тех случаев, когда во главе стоит идея и способ ее реализации, основанный не исходя из удобства и эффективности, а в угоду трендам. Например, в чрезмерно геймифицированных образовательных проектах может серьезно снизиться эффективность учащихся, а игра выйти на первое место.
  6. Невнимание к команде. Даже в онлайн-проектах в сфере образования многое строится на людях и профессиональной команде, созданию которой зачастую не уделяется внимания.

Покупка акций образовательных компаний

Акциями называют ценные бумаги, дающие право на владение частью бизнеса. Это один из основных методов инвестирования на фондовом рынке, который также может давать возможность получения дополнительного дохода. Для покупки акций вам необходимо найти проверенного брокера и завести брокерский счет.

Среди публичных компаний в сфере образования, продающих свои акции, встречаются и крупные операторы образовательных услуг, и вузы, и онлайн-платформы, и другие проекты, связанные с обучением.

В последнее время внимание инвесторов обращали на себя внимание акции EdTech-компаний. В 2021 году сразу 17 компаний из EdTech стали «единорогами», получив финансирование по оценке, превышающей 1 млрд долларов.

Минус в том, что не все акции таких компаний доступны для покупки неквалифицированным инвесторам. Среди доступных и перспективных на ближайшие годы эксперты Bloomberg называют такие компании из США как 2U Inc (TWOU), Duolingo (DUOL), Coursera Inc(COUR), Powerschool Holdings Inc-A (PWSC). Потенциал их роста в среднем превышает 100%, а прогнозируемый рост выручки - в среднем 17% годовых.

Покупка акций образовательных ETF-фондов

ETF-фондами называют торгующиеся на бирже фонды, которые выставляют на продажу акции, состоящие из долей разных компаний. Торгуются они также как и акции, но позволяют инвесторам расширить и диверсифицировать портфель без особых временных и трудозатрат. 

ETF-фонды инвестируют в компании по какому-либо общему принципу, в том числе по сектору экономике или тематике. В том числе существуют и ETF, специализированные на отрасли образования. Портфель таких фондов в той или иной пропорции делает ставку на образовательные проекты и включает акции как минимум нескольких игроков этого рынка. При желании получить высокую доходность на фоне высоких ожиданий по поводу роста рынка ETF - это хороший вариант.

В качестве примеров образовательных ETF можно назвать Global X Education ETF (EDUT) и Rize Education Tech and Digital Learning UCITS ETF (LERN), в портфелях которых собраны компании из разных стран и ниш EdTech-рынка.

Основной минус образовательных ETF в том, что тематические ETF всегда более волатильны в принципе, чем ETF, отслеживающие индексы широкого рынка, так как на них сильнее воздействуют одни и те же факторы. Если в 2020 году на фоне ковида и самоизоляции фиксировался рост образовательных проектов, то в 2021 году, когда снизились ожидания прибыльности рынка и произошло падение технологического сектора китайского рынка акций, акции фондов EDUT и LERN упали примерно в 2-2,5 раза.

Плюсы и минусы инвестирования в образование

Выделим некоторые преимущества и недостатки, характерные для инвестирования в отрасль образования.

Плюсы:

  • Растущий рынок. Образование это одна из крупнейших отраслей в мире, занимающая около 6% мирового ВВП. К концу 2020 года мировой рынок составлял порядка 5,4 трлн. долларов, а к 2025 году может вырасти 7,3 трлн. долларов.
  • Новые перспективы в связи с ростом EdTech. Благодаря росту онлайна рынок образовательных технологий получил бурное развитие, до 2027 года  EdTech, по прогнозам, будет расти на 15,5% ежегодно.
  • Возрастающая скорость тестирования продуктов. С развитием технологий и онлайн-образования, любую концепцию и программу стало легче тестировать. А трендовый рынок EdTech похож на песочницу, где авторы проектов методом проб и ошибок выбирают самые перспективные ниши.
  • Быстрая окупаемость. Как следствие новые образовательные проекты, в отличие от традиционных, быстро переходят от этапа создания продукта к первым продажам.
  • Социально ответственное направление. Вкладывая в образование, помимо цели извлечения прибыли, инвестор финансирует и социально полезное направление, важное для благополучия всего общества. Вопрос получения «всеохватного и справедливого качественного образования» стоит на четвертом месте среди “Целей устойчивого развития”, определенных ООН в 2016 году как план действий для всего человечества на ближайшие 15 лет.
  • Поддержка отрасли властями государств. Сфера образования является объектом инвестиций и для государств, заинтересованных в выращивании профессиональных кадров в наиболее необходимых стране отраслях.

Однако существуют и некоторые сложности в инвестициях в образование:

  • Зависимость от команды. Несмотря на развитие цифровых продуктов определяющую роль в образовательных проектах по-прежнему играет профессионализм команды. Проблему низкой квалификации сотрудников при найме на работу отмечают 45% российских компаний.
  • Влияние покупательной способности. Образование не является продуктом первой необходимости, поэтому при снижении доходов расходы на обучение проседают. Особенно это касается необязательных и дополнительных направлений. Гораздо меньше экономят на практико-ориентированном и прикладном обучении.
  • Государственное регулирование. Государство может как способствовать росту образовательного рынка в стране, так и наоборот. К примеру, в июле 2021 года власти Китая запретили частным образовательным компаниям привлекать инвестиции на публичных рынках и потребовали перейти в статус некоммерческих организаций. Естественно, за два дня произошел крах акций крупнейших китайских образовательных платформ.

Перспективные направления инвестирования

В заключение приведем ряд трендов в области образования, на которые стоит обратить внимание инвесторам в ближайшем будущем.

  • Персонализированные (адаптивные) технологии обучения. Все более ценными будут технологические образовательные проекты, интегрированные с искусственным интеллектом, и позволяющие сделать обучение индивидуальным для каждого учащегося. Используемые в таких проектах системы, возможно, смогут анализировать поведение учеников во время уроков, оценивать их темпы усвоения материала, прогнозировать результаты и на основе этого выстраивать индивидуальную скорость и порядок обучения.
  • Геймификация. Привнесение игры в процесс обучения может позитивно сказаться на запоминании информации учениками, общей эффективности обучения, мотивации и производительности сотрудников компаний. Игровые методы повышают вовлеченность практически в любую сферу. Главное, чтобы игра при этом не становилась самоцелью.
  • Микрообучение. Один из трендов в обучении, когда большие материалы дробятся на маленькие разделы, которые можно освоить в течение 3-5 минут. После ознакомления пользователю может даваться мини-тест для усвоения материала. То есть это скорее сам принцип подачи информации, который стал особенно актуален во времена тотального окружения человекам инфошумами.
  • Мобильное образование. Тип обучения, полностью адаптированный под изучение со смартфона, что значительно повышает доступность и комфорт для современного пользователя.
  • Использование VR и AR. Технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют сделать процесс образования более объемным и увлекательным для пользователей. Усваиваемый материал совершенно иначе воспринимается, становится более наглядным и практичным.

Новая заявка на франшизу