Рынок химчисток и клининга | Лучшие франшизы клининга и химчисток на Businessmens.ru
Содержание
История индустрии клининга и химчисток в России
История индустрии клининга началась ещё очень давно. Некоторым западным компаниям, которые и по сей день трудятся в этой сфере больше 100 лет. Хотя в Европе профессия уборщика помещений была признана официальной специализацией в 1934 году, первые профессионалы этого направления появились там ещё в 17 веке. Это были люди, которые после войны ездили из одного поселения в другое на специальных фургончиках-повозках, оборудованных под нужды профессиональной уборки. В комплектацию входили лестницы, щётки, мётлы, бочки с водой и песком, которые использовались в очищении фасадов и мостовых.
В России первые профессиональные клининговые компании появились в 1990-х годах. Естественно, развитие этого направления пошло с главных городов страны – Москвы и Санкт-Петербурга. Сначала это были представительства иностранных организаций. Услуга быстро обрела свой спрос. Отдавать на аутсорс уборку помещений оказалось выгодным и удобным. После этого стали появляться и отечественные предприниматели, которые переносили опыт зарубежных коллег в рамки нашей действительности.
За последующие 20 с лишним лет, российский рынок клининговых услуг сильно изменился. Появились крупные игроки федерального масштаба, начали активную деятельность региональные предприниматели. Да и спрос также сильно вырос. С развитием бизнес-центров, торговых комплексов в услугах клининговых компаний стало нуждаться большое количество предпринимателей и компаний. Да и рынок частных клининговых услуг значительно вырос.
Что же касается другого направления индустрии – химчисток, то в отличие от клининговых компаний, в России они появились гораздо раньше. Так, первая химчистка была открыта ещё в Ленинграде в 30-х годов 20-го века. Называлась она «Ленбытокраска». И если клининговые компании в СССР не прижились (да и не пытались), то с химчистками было всё наоборот. К 60-м годам они стали распространены. К чести страны, на поставку химии для этих предприятий трудились наши же НИИ. И только в 90-е годы на свободный уже рынок стали завозить зарубежные средства для химчисток от ведущих поставщиков. Среди них были компании «Bufa», «Seitz», «Colortex». Стали использоваться и новые технологии.
В настоящее время рынок химчисток у нас в стране развит очень сильно. Представители есть не только в крупных городах. По стране действуют федеральные франчайзинговые сети, в регионах развиваются небольшие фирмы, растёт конкуренция.
Рынок клининга и химчисток в 2020 году
В 2018 году по данным компании «NeoAnalytics» объём рынка клининга в России составил 83,5 млрд рублей. Это на 3,5% больше в отношении к аналогичному показателю прошлого периода. Рост рынка не столь активный, потому что идёт фаза насыщения – конкуренция очень высокая и для того, чтобы активно развиваться, приходится расширять спектр услуг. Компании начали пополнять ассортимент благоустройством территории, управлением отходами, кейтерингом и другими новинками. Так что общее развитие рынка продолжалось. Благодаря франчайзингу, компании активно стали продвигаться в регионы. По всей России действовало более 1000 фирм только в клининге. И не меньше – по химчисткам. Причём 30% всего рынка уже принадлежало крупным игрокам.
Но 2020 год преподнёс немало сюрпризов для всего бизнеса. Кризис и пандемия привели к тому, что в опасном положении оказались практически все индустрии. Режим самоизоляции заставил закрываться филиалы даже крупных фирм, не говоря уже о частных предпринимателях. Не обошло бедствие и сферу клининга и химчисток.
Химчистки стали одной из множества категорий, которые пострадали от последствий пандемии. Это было официально подтверждено согласно правительственному документу от 6 апреля 2020 года. Как только начался период самоизоляции, выручки предприятий, оказывающих услуги химчистки, резко пошли вниз. Такая ситуация была характерна для многих сфер. И бизнесу важно было быстро и на месте определиться, как поступать. Потому что каждый день промедления приближал компании к краху. Так, для сферы общепита частичным выходом стало оперативное подключение сервисов доставки еды, или организация собственной доставки. Для частных учреждений дополнительного образования – старт онлайн-занятий. Химчисткам также нужно было решать вопрос с выходом в диджитал-пространство.
Но если компании сферы образования и до этого часто пользовались онлайн-вариантами работы, то продажи через онлайн для химчисток в большинстве своём ещё не проработанная ниша и пользовались ей до пандемии немногие. Теперь же, тенденция перехода в онлайн стала основной на всём рынке. 2020 год показал, что без этого в сложных ситуациях никуда.
У клининговых компаний ситуация сложилась немного по-другому. В отличие от тех же химчисток, работать сервисы клининга смогли и дальше. Да, заказов стало меньше. Потому что закрылись и сами заказчики. Да и работать стало сложнее не только из-за закрытий. Дело в том, что Роспотребнадзор вывел новые требования. Как сообщает Вера Глебовская – коммерческий директора клининговой компании в интервью «Ъ FM», если раньше даже для медицинских учреждений было достаточно обработки поверхностей против бактерий два раза в день, то теперь даже коммерческие объекты просят обрабатывать все ручки, двери, зону ресепшена не реже раза в час. Как итог, клининговым компаниям приходится за свой собственный счёт проводить дополнительные сеансы дезинфекции, уборки и протирки. То есть тратить гораздо больше моющих и антисептических средств. Как отмечается, если бы заказчики платили по чеку, то их затраты выросли бы в десять раз. Однако так не делается. И возникает двоякая ситуация.
С одной стороны, услуги клининга, включающие дезинфекцию помещений сейчас станут крайне востребованными. Особенно, если учесть, что многим другим видам бизнеса удастся открыться с ограничениями от Роспотребнадзора по соблюдению новых санитарных норм.
С другой стороны, всё это приведёт к удорожанию самих услуг. Если компании не будут цены повышать, то станут зарабатывать в несколько раз меньше. А если будут – рискуют потерять часть клиентов, что в условиях жёсткой конкуренции и сложного для экономики времени, чревато последствиями.
Прогнозы после 2020 года
После восстановления стабильного функционирования бизнеса, когда целиком будут сняты ограничения на работу и передвижение, компании и предприниматели станут жить своей жизнью, но уже с поправками на новые (или старые, но более активные) тенденции.
Во-первых, тенденция вести дела в онлайне. Как показывает практика, теперь без этого не будет обходится ни одна индустрия. И даже если деятельность ведётся в оффлайн, то интернет-продажи должны поддерживаться хотя бы параллельно. Изменится даже сама потребность клиентов совершать заказы, не сходя с места. Не говоря уже о потребности быть готовым к новым чрезвычайным ситуациям. То есть химчисткам также для выживания придётся налаживать и онлайн-продажи, и курьерскую доставку. Потому что онлайн в случае химчисток – это и забор «заказа» и его доставка обратно. Компаниям, которые не включают такие услуги в свой ассортимент уже сейчас живётся совсем несладко. Можно даже сказать, выживается.
Что касается клининговых компаний, то их онлайн-сервисы должны стать максимально доступными, чтобы потенциальные клиенты имели полное представление обо всём, что будет им предоставлено за плату и могли «управлять» процессом прямо на своём рабочем месте.
Во-вторых, тенденция к снижению среднего чека. Она появилась ещё до кризиса. Однако сейчас, когда и бизнес несёт большие потери, и у населения с деньгами туго, становится особо актуальной. Клининговым компаниям тут будет сложнее, придётся пересматривать целиком всю ценовую политику и формировать специальные пакеты. Химчистки уже до 2020 года стали более доступными для среднего класса.
В-третьих, развитие по системе франчайзинга. К слову, тенденция уже старая. Но в период до 2020 года франчайзинговое направление очень сильно выросло во всех индустриях. Крупные компании используют его для экспансии в регионы, местные региональные фирмы подхватывают возможности, чтобы ускорить собственное развитие. К тому же, франчайзинг растёт после каждого кризиса, потому что люди пользуются возможностью не открывать дело с нуля, а пользоваться готовой схемой, минимизируя хотя бы немного риски.
В то же самое время, кризисный пик немного «очищает» рынок. Уходят те предприятия, которые не смогли приспособиться к новым реалиям и не обращали внимание на тенденции. Вкупе с развитием франчайзинга это создаёт дополнительную волну появления новых игроков на рынке.
Франшизы клининга и франшизы химчисток
Сейчас для предпринимателей покупка франшизы клининга или франшизы химчисток как никогда актуальна. Крупные компании пользуются возможностью занять ту часть рынка, которая останется свободной после кризиса, небольшие пока ещё фирмы с помощью франчайзинга попытаются восстановиться и укрепиться. Но начинающему бизнесмену требуется тщательно выбирать предложения. Перечисленные выше тенденции современного рынка будут активно влиять на конкурентную среду, поэтому современные компании для успешного выживания должны обладать определёнными преимуществами перед другими игроками рынка.
На этой странице представлены актуальные франшизы с подробным описанием. Вы можете найти коммерческое предложение, требования, цены, а также напрямую связаться с представителем компании.
Чтобы было легче сориентироваться в многообразии, ниже мы разместили краткую сравнительную таблицу, из которой вы сможете узнать об опыте франшизы, размерах её сети, а также понять, какие средства требуются для старта собственного бизнеса в этой категории.
Франшизы химчисток
Название | Старт фрашизы | Количество точек | Инвестиции от, руб. | Окупаемость от |
Чисто-Чисто | 2018 | 19 | 159 000 | 3 мес |
Капля | 2019 | 52 | 175 000 | 3 мес |
Lavantel | 2015 | 153 | 205 000 | 3 мес |
Химчистка №1 | 2016 | 36 | 1 000 000 | 12 мес |
Wash of Fame | 2019 | 2 | 1 120 000 | 12 мес |
Biofox | 2019 | 2 | 150 000 | 2 мес |
Clean-Est | 2016 | 8 | 312 000 | 4 мес |
H2O | 2016 | 4 | 3 750 000 | 11 мес |
Франшизы клининговых компаний
Название | Старт фрашизы | Количество точек | Инвестиции от, руб. | Окупаемость от |
Настенька | 2019 | 1 | 350 000 | 4 мес |
Авеню | 2019 | 8 | 415 000 | 6 мес |
Clean Well | 2016 | 30 | 120 000 | 4 мес |
Престиж-клининг | 2016 | 1 | 250 000 | 12 мес |
Mr.Cleaner | 2016 | 238 000 | 3 мес | |
Бюро чистоты | 2014 | 9 | 465 000 | 9 мес |
Эксперт-клининг | 2017 | 43 | 150 000 | 6 мес |