Все категории

Все категории

Франшизы каршеринг

2 предложения Обзорная статья Читать статью
В этой категории вы сможете найти и выбрать франшизу автопроката, аренды автомобилей, машин и других средств передвижения, открыть при поддержки известных брендов свой прокатный бизнес.

Показано: 2 из 2

+ добавить франшизу

Едем.РФ

франшиза совместных поездок автомобилистов и пассажиров

Просто CAR

франшиза проката автомобилей

Обзор рынка каршеринга 2025 года: лучшие франшизы каршеринга в каталоге Businessmens.ru

В свете роста населения городов и увеличения расходов на владение личным автомобилем, услуги автопроката и каршеринга становятся все более востребованными. 

Франчайзинг в этой области позволяет предпринимателям быстро и эффективно войти на рынок с минимальными рисками, доступом к проверенной бизнес-модели и поддержкой от бренда с опытом.

Далее мы рассмотрим различные форматы открытия бизнеса в сфере автопроката и каршеринга по франчайзингу, условия и требования, которые предъявляются к франчайзи, а также разберемся в текущей ситуации на российском рынке автопроката и в общемировых трендах.

Российский рынок автопроката в 2025 году: ключевые изменения

В 2022 году российский авторынок испытал трансформацию из-за ухода европейских и американских автобрендов, столкнулся с серьезным ростом ценом на автозапчапсти и их дефицитом, удорожанием техобслуживания и повышением стоимости страховки. 

Согласно данным Автостата, за год в России было продано лишь 626,3 тыс. единиц новых автомобилей, что в 2,5 раза меньше, чем в 2021 году. Вся эта ситуация не могла не сказаться на рынке автопроката.

В условиях когда покупка нового авто стала дорогим удовольствием, спрос на прокат и лизинг автомобилей получил дополнительный стимул. По подсчетам агентства НАПИ издержки на содержание легкового отечественного автомобиля в период с января по август 2022 года возросли с 252 до 291 тыс. рублей в год, китайского автомобиля - с 333 до 449 тыс. рублей, европейского в массовом сегменте - с 376 до 473 тыс. рублей, европейского в премиальном сегменте - с 769 до 849 тыс. рублей. 

Таким образом автомобиль в короткий срок стал гораздо более обременительным активом, что сделало востребованными услуги аренды и каршеринга. По данным CloudPayments, в марте-мае 2022 года спрос на каршеринг вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Крупнейшими каршеринговыми компаниями в России являются «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», «Ситидрайв» и BelkaCar.

Особенно актуальной в связи с изменениями на рынке стала модель подписки и долгосрочной аренды, некоторые операторы перешли на нее со схемы поминутной оплаты. Все чаще автомобили арендуют не на несколько дней, а на несколько десятков дней или даже недель.

«ВТБ Лизинг» и НАПИ подсчитали, что подписка на автомобиль, или долгосрочный лизинг стали на 20% выгоднее для клиента, чем покупка автомобиля в кредит. Причем, согласно прогнозам из этого исследования, в ближайшие 5 лет данная тенденция будет только усиливаться. Тем не менее, это относится не ко всем моделям. Больше всего выгоды в сравнению с кредитом дает подписка на авто комфорт-класса.

Однако прокатные компании точно также пострадали и от роста цен, и от дефицита авто и запчастей.

В частности, острее встал вопрос, чем заменить автопарк, особенно если он не новый, а состоит из машин солидного возраста. На фоне ухода зарубежных брендов, приостановкой производства в России популярных массовых моделей вроде Volkswagen Polo и Renault Kaptur и экспансии китайского автопрома, по сути, у прокатов и каршерингов осталось немного вариантов. Первый - это увеличение доли китайских иномарок. То есть речь идет о таких брендах как Chery, Changan, Geely и Haval. Второй - закупать отечественные авто, то есть продукцию АвтоВАЗа или новые китайские Москвичи.

К тому же рост цен на запчасти, страховку и техобслуживание не может обойти стороной прокатные компании, ведь они тоже продолжают пользоваться всеми этими услугами и ремонтировать свои автопарки с учетом всех регламентов. А это означает, что ценники на услуги проката тоже будут расти.

По прогнозам эксперта “Открытие Авто” Александра Потапова за три года стоимость аренды авто в России поднимется на 5-15%. Скорее всего, можно ожидать и роста залоговых сумм, которые, в зависимости от класса авто, могут достигать до нескольких десятков тысяч рублей.

Таким образом у автолюбителей из России, которые не хотят пересаживаться на велосипед или общественный транспорт, но при этом желают иметь автомобиль в долгосрочном распоряжении, остается несколько основных вариантов действий:

  • Если есть исправный автомобиль, то отложить покупку до лучших времен;
  • Приобрести подержанный автомобиль;
  • Купить машину отечественного или китайского автопрома;
  • Взять автомобиль в аренду: для физических лиц это каршеринг или подписка, для юридических лиц - лизинг. 

Основные форматы франшиз автопроката и каршеринга

Бизнес на прокате авто часто привлекает предпринимателей своими перспективами. С одной стороны есть урбанизированное общество, когда обладание личным транспортом для городских жителей становится все более обременительным, а затраты на обслуживание, топливо, страховку и стоянку перевешивают удобство его использования. Есть неудовлетворенный спрос, а в некоторых городах довольно низкая конкуренция не только среди современных каршеринговых компаний (они могут вовсе отсутствовать), но и среди классических автопрокатов.

С другой стороны - подобные проекты часто требуют десятки и сотни миллионов рублей, колоссальных затрат на маркетинг и привлечение клиентов, внедрение всех необходимых технологий. Все эти нюансы часто непосильны для новичка. Поэтому именно поэтому франшиза уже действующей компании может стать наиболее оптимальным решением.

Франчайзинг может предлагает различные варианты сотрудничества, в первую очередь, зависимости от концепции бизнеса.

1. Франшизы каршеринга

Это франшизы каршеринговых компаний, как правило, владеющих большим автопарком и позволяющих арендовать машины на короткое время, например, на пару часов. Обычно суть в том, что клиент может взять автомобиль в любом месте и оставить там, где есть парковка в пределах зоны покрытия сервиса. По франшизе каршеринга вам предстоит подключить к сервисам компании свой действующий автопарк или новый и специально приобретенный для этих целей. Компания-франчайзер со своей стороны обеспечит вас необходимым оборудованием и техническими средствами для навигации, подключит к приложениям, сайту и соцсетям, поможет с техобслуживанием и страховкой КАСКО и некоторыми другими вопросами.

Стоит иметь в виду, что помимо привычного каршеринга существуют некоторые особые “народные” его виды, с которыми вы можете столкнуться при поиске идеи. Например каршеринг, работающий по схеме Peer-to-peer, подразумевает, что автопарк не находится в распоряжении компании, а машины принадлежат частным автовладельцам. То есть те могут подключиться к сервису и выставить статус о возможности арендовать свой автомобиль. 

2. Франшизы служб автопроката

Обычные автопрокаты осуществляют свои услуги через офисы аренды транспортных средств. Зачастую они не имеют больших автопарков, а для проката автомобиля требуется внесение депозита. Необходимые для аренды документы в таких слонах заполняются вручную, а автомобиль после использования оставляется не где попало, а возвращается на стоянку службы проката.

Франшизы классических автопрокатов представляют собой сотрудничество, в котором франчайзер предоставляет свою проверенную бизнес-модель, а также полное сопровождение и раскрутку бизнеса, а франчайзи, в свою очередь, вкладывает средства в создание автопарка и его обслуживание. Кроме того, франшиза предлагает доступ к технологиям и оборудованию, которые могут быть слишком дорогими для отдельных предпринимателей. Это могут быть инновационные решения в области управления автопарком, мобильное приложение, система бронирования, программное обеспечение для обработки платежей и управления взаимодействиями с клиентами. 

3. Франшизы без необходимости иметь свой автопарк

Также существуют франшизы автопрокатов и каршерингов, которые не требуют наличия собственного автопарка. Такая схема сотрудничества подразумевает, что автомобили вам передаются от управляющей компании, например, на правах лизинга. В частности, такую схему предлагает франшиза каршеринга Storlet Car Rental, позволяя приобрести транспорт в лизинг с первым взносом от 15%. Также в качестве примера компании, не требующей своего автопарка, можно назвать франшизу от сети Freely.

3. Смежные форматы франшиз

Помимо этого существуют различные смежные форматы франшиз автоуслуг, например, франшизы сервисов такси и франшизы райдшеринга. Райдшерингом называются совместные поездки на автомобиле, при которых участники поездки могут поделить расходы друг с другом. Сервисы райдшеринга могут искать партнеров по франшизе для развития бизнеса в новых регионах. Затрат на автопарк, персонал и аренду помещения здесь вам тоже может не потребоваться. Примером можно назвать франшизу сервиса Едем.рф.

Инвестиции и прибыль франшиз автопроката

На российском рынке можно отыскать франшизы каршеринга разных типов, как с возможностью бронирования авто через приложение, так и классических прокатов с обслуживанием в офисе. В качестве примеров можно назвать франшизы LEND AUTO, Cars7, Storlet Car Rental, Топхарт, Альтернатива, А-прокат и другие.

При самостоятельном старте и покупке двадцати не самых дорогих автомобилей, на запуск каршеринга с учетом всего необходимого (обслуживание, оборудование, разработка ПО и мобильного приложения, реклама, персонала и диспетчерской службы и прочее) может легко уйти более 50 млн. рублей. По франшизе, многие из которых дают свои авто, может понадобится в сотню раз меньше. Порог входа может составлять 500-700 тыс. рублей, а зачастую стоимость франшизы не превышает 2 млн. рублей.

Точные вложения во франшизу также будут зависеть от размера автопарка. При открытии каршеринга они обычно складываются из затрат на оборудование, брендирование машин и прочие маркетинговые издержки. Также жет потребоваться оснащение офиса (если он необходим). 

Заработки в сфере проката бывают разные и зависят от количества авто, уровня загрузки, условий тарификации, а также вашего города, уровня конкуренции, сезонности и еще десятка факторов. При небольшом автопарке в 10 авто можно иметь чистую прибыль в размерах 100-300 тыс. рублей, зарабатывать чистыми от 500 и более тыс. рублей реально с автопарком в 30 и более машин. Соответственно, при удачных раскладах окупиться можно от 5-6 месяцев.

Требования к франчайзи автопрокатов

Обычно от покупателей франшиз автопарков и каршеринга требуется наличие ИП или ООО (самозанятость для этого дела не подойдет) и желателен опыт в автобизнесе. 

Больше всего такой бизнес подойдет для владельцев действующих парков авто, которые можно сдавать в аренду. Обычно компании требуют наличия в распоряжении от 5-10 машин. К примеру, по франшизе каршеринга Cars7 требуется иметь не менее 10 автомобилей, а базовое требование франчайзера - чтобы все они были, как минимум, иномарками. Также почти наверняка понадобится свой техник.

Если концепцией предусмотрено помещение, требования могут предъявляться и к офису, который должен быть оформлен в фирменном стиле и с установкой фирменной вывески на фасаде.

Пакет франшизы аренды авто: что внутри

Выбор в пользу франшизы службы автопроката или каршеринга представляет собой возможность присоединиться к уже установленному и признанному бренду, который предоставит определенный пакет поддержки и экспертных знаний. Сведем в общий список то, что в теории можно найти в таком пакете.

Что может входить в состав франшизы проката авто:

  • Обучение. Перед открытием бизнеса компании обычно предлагают обучающие программы, которые могут включать в себя всё от управления бизнесом в целом до отдельных нюансов обслуживания клиентов. Обучение может происходить дистанционно, в живом формате в центральном офисе компании, в сопровождении отдельных специалистов или путем личного наставничества от руководителя. В некоторых случаях за обучение может отвечать не центральный офис, а ключевой партнер компании в регионе (мастер-франчайзи).
  • Автопарк. Существуют франшизы, которые предоставляют свой стартовый автопарк с застрахованными авто. 
  • Клиенты. У бренда с хорошей репутацией и большим опытом работы уже имеется база лояльных клиентов, которую вам могут предоставить. Также в некоторых случаях маркетинговый отдел центрального офиса может целиком взять на себя общение с клиентами и обеспечивать вас постоянным клиентопотоком за определенную плату.
  • Помощь с персоналом. Как минимум, вам подробно расскажут, какие именно сотрудники вам нужны, в чем заключаются их обязанности и где их искать. А в идеале - помогут с их отбором и обучат.
  • Бренд и фирменный стиль. Присоединившись к франшизе, вы получаете доступ к уже разработанному и узнаваемому бренду. Это может включать фирменный стиль, логотип, указания по оформлению офиса, брендирование автомобилей. У автопарков служб каршеринга обычно брендируются все модели эконом-класса и частично оптимал-класса, в то время как автомобили бизнес-класса могут не брендировать совсем.
  • Технологическая начинка и оборудование. Современные франшизы автопроката и каршеринга предлагают комплексные технологические решения. Они могут включать мобильные приложения для управления заказами, GPS с актуальными картами для отслеживания местоположения автомобилей и оборудование для телеметрии, которое помогает контролировать состояние автомобилей.
  • Сайт и рекламная поддержка. Франчайзер обычно предоставляет готовый сайт или помощь в его создании, а также рекламную поддержку для продвижения бизнеса. Это может включать в себя управление рекламными кампаниями, SEO, SMM, колл-центр, а также другие инструменты маркетинга.
  • Ценовая политика. Франчайзеры обычно предоставляют готовую модель ценообразования и сетку тарифов, основанную на опыте их бизнеса и имеющейся статистике. Это поможет вам подобрать привлекательные и конкурентоспособные цены для вашего рынка.
  • Автоматизация. Бизнес у крупных сетей обычно хорошо автоматизирован. Автоматизация может включать вопросы бронирования, учета автомобилей, расчета стоимости аренды, статистику поездок и даже автоматизированные системы для контроля за местоположением авто и соблюдением правил использования автомобиля.
  • Контроль качества и служба безопасности. Компании часто применяют системы контроля качества работы своих партнеров. В качестве методов могут использоваться услуги тайных покупателей, видеонаблюдение, телефонные опросы клиентов и другие методы. Эти инструменты помогают поддерживать высокий уровень сервиса и удовлетворенности клиентов. Кроме того, франчайзеры могут предоставить системы безопасности, направленные на отсев проблемных клиентов и предотвращение инцидентов.
  • Источники дополнительного дохода. Сетевые компании также могут также могут помочь вам внедрить различные варианты дополнительного дохода. Это могут быть комиссии от других автопрокатов и партнеров из смежных отраслей, предоставление дополнительных услуг (например, доставка авто, прокат детских автокресел, ночные тарифы), продажа сопутствующих товаров и так далее.
  • Страхование и техобслуживание. Крупные компании могут помочь с получением страховки КАСКО и услугами техобслуживания, так как имеют договоренности с поставщиками услуг на собственных скидочных условиях.
  • Юридическая и бухгалтерская помощь. Головная компания может полностью закрыть вопрос с поддержкой по юридическим вопросам, а также предоставив услуги своего бухгалтера.

Разумеется, состав франчайзингового пакета в конечном итоге будет всегда зависеть от конкретной компании, ее бизнес-модели и возможностей.

Риски и подводные камни франшиз проката авто

При выборе франшизы вы можете столкнуться с рядом препятствий и трудностей. Например, с самого начала может выясниться, что сеть не заинтересована в развитии бизнеса в вашем городе или регионе - например, если у нее уже имеется партнер, которому предоставлено эксклюзивное право на территорию. А уже после заключения сотрудничества может выясниться, что обещанная на словах поддержка со стороны компании-франчайзера на деле не оказывается (поэтому важно всегда закреплять устные договоренности в документе). 

Кроме того, существует ряд рисков и нюансов, которые связаны с самой спецификой бизнеса на сдаче авто в аренду.

  • Большие инвестиции и долгий период окупаемости. Для ряда проектов вам потребуется достаточно большой капитал для приобретения автопарка, оборудования, программного обеспечения, а также для оплаты различных операционных затрат. Не забывайте, что франчайзи не только должны оплатить стоимость франшизы (паушальный взнос), но часто обязаны платить ежемесячные роялти и маркетинговые взносы (в целом это 3-10% оборота), что снижает доходность бизнеса.
  • Управление автопарком. Поддержание автомобилей в рабочем состоянии - это сложная и затратная задача, особенно в условиях роста цен на запчасти в России.
  • Страхование и ответственность. Чтобы уберечь авто от возможных аварий и воровства (а из-за дефицита зарубежных запчастей в России риски автоугонов возросли) потребуется страхование, а это сегодня недешёвое удовольствие.
  • Изменения в законодательстве. Государственные и местные законы относительно автопроката и каршеринга могут неожиданно измениться, что может повлиять на бизнес. Это может включать в себя изменения в требованиях к страхованию, лицензированию, налогам и другим аспектам, связанным с использованием и арендой автомобилей. Так, на момент написания статьи Правительство РФ до 1 августа 2023 года собирается рассматреть вопрос об использовании в такси и каршеринге автомобилей российского производства.
  • Зависимость от технологий. Как и в любом бизнесе, связанном с использованием технологий, существуют риски сбоев в работе программного обеспечения или другого оборудования. Это может привести к простоям в работе, потере дохода и недовольству клиентов.
  • Конкуренция. Рынок автопроката и каршеринга становится все более конкурентным. Новые игроки могут войти на рынок с инновационными предложениями или более низкими ценами, что может оказать давление на ваши цены и доходы.
  • Волатильность спроса. Спрос на автопрокат и каршеринг может колебаться в зависимости от сезона, экономической ситуации и других факторов. Это может привести к нестабильности доходов.

Мировые тенденции автопроката и каршеринга

Рынок проката автомобилей постоянно развивается, подстраиваясь под новые тренды и потребности потребителей. На текущий момент в отрасли наблюдаются важные изменения, влияющие на весь бизнес в целом.

  • Экология и электрокары. По мере увеличения осведомленности населения о проблемах окружающей среды, все больше прокатных компаний начинают включать в свои автопарки электромобили и гибриды. Популярность электрокаров растет на фоне развития инфраструктуры, улучшения качества батарей и зарядных станций. В России электрокары в активнее всего появляются в таких городах как Москва и Санкт-Петербург и других городах-миллионниках.
  • Онлайн-бронирование. Все больше клиентов предпочитают делать бронь авто через интернет и мобильные приложения. Это быстро, удобно и укладывается в общую тенденцию решать разные вопросы с помощью смартфона.
  • Подписка на автомобиль. Этот новый формат предоставления услуг становится все более популярным. Вместо того чтобы покупать или арендовать машину на длительный срок, клиенты могут оформить подписку на автомобили, что дает им большую гибкость и возможность менять авто в зависимости от текущих нужд.
  • Беспилотные авто. Хотя полностью автономные автомобили еще не стали нормой на дорогах, многие крупнейшие автокомпании уже давно инвестируют в эту технологию и презентуют пилотные проекты. В будущем это может кардинально изменить сферу проката автомобилей и каршеринга.
  • Санитарная обработка и бесконтактная аренда. Во время пандемии COVID-19 многие прокатные компании значительно усилили меры безопасности, начав предлагать услуги бесконтактной аренды и чаще занимаясь санитарной обработкой авто. Этот опыт без сомнения, будет взят на вооружение. 
  • Дополнительные услуги. Чтобы выделиться на фоне конкурентов, многие компании начинают предлагать клиентам дополнительные услуги и опции. Это может быть не только услуга личного водителя или предоставление детских автокресел, но и Wi-Fi, GPS-навигаторы с актуальными картами, бесплатный тест-драйв, услуги доставки и возврата автомобиля, украшения авто для проведения мероприятий и многое другое.
  • Развитие партнерских сетей. Наблюдается рост партнерств между компаниями проката автомобилей и бизнесами из других отраслей, такими как авиакомпании, отели и туристические агентства. Это помогает им привлекать больше клиентов и улучшать качество услуг.

Франшизы каршеринга 

Название

Год основания

Всего открыто

Прибыль, руб. в мес.

Окупаемость от, мес.

e-motion 2017 100 30 000 5
e-go!go! 2014 8 200 000 4
Мой автопрокат 2014 3 222 000 36
Едем.РФ 2017 3 н/д 2
Просто CAR 2007 24 н/д н/д

e-motion

Франшиза станций автоматического проката электросамокатов. Собственная разработка и производство уникальных станций. Большой спрос на услуги, полноценная поддержка партнёра, готовые IT-решения, реклама.

Промо e-motion, платформа автоматического проката микроэлектротранспорта

e-go!go!

Франшиза проката электросамокатов в передвижном формате. Не потребуется персонал, налоговая и бухгалтерская отчётность, допинвестиции после старта.

Мой автопрокат

Франшиза проката автомобилей от лидера рынка в Сочи и Крыму. Готовая концепция, полноценное сопровождение и обучение. Гарантии по договору о возврате средств. Прибыль – 222 000 руб.

Аренда авто в Крыму с возвратом в Сочи от Мой Автопрокат ®

Едем.РФ

Интернет проект: «Едем.РФ» – всероссийский портал водителей и их попутчиков. Портал создан для совместных поездок автомобилистов и пассажиров, кто устал от общественного транспорта, либо хочет сэкономить время и деньги

Просто CAR

Просто CAR - фирма федерального уровня в индустрии проката автомобилей.

баннер

Подробнее
Скрыть
лого франшизы

Новая заявка на франшизу