Сегодня 18 июня
3878

Франчайзинг. Что это такое простыми словами

Что такое франчайзинг, чем отличается франчайзер от франчайзи, что такое паушальный взнос, роялти, рекламные отчисления

В этой статье мы расскажем, что такое франчайзинг, чем отличается франчайзер от франчайзи, рассмотрим понятия паушальный взнос, роялти, рекламные отчисления, а также узнаем, почему у продавца и покупателя франшизы могут не сложиться отношения.

Франчайзинг – это форма предпринимательской деятельности, при которой компания имеющая торговую марку и бренд (как правило известный) заключает с другой фирмой или предпринимателем договор и предоставляет право в течение определённого срока использовать этот бренд (торговую марку, технологии и прочее) в своём бизнесе (соблюдая при этом инструкции и корпоративный стиль).

А если простыми словами, то франчайзинг - это покупка права на использование названия, товарного знака и технологий другой фирмы. Теперь обо всём по порядку.

Начинается всё с того, что есть предприниматель, который хочет создать свой бизнес и зарабатывать на нём деньги. Пусть это будет продажа хот-догов.

И есть компания, которая уже занимается таким же бизнесом. Занимается уже не первый год. И успешно. Пусть это будет ООО «Хот-энд-дог».

Предприниматель оценивает свои возможности объективно. У него есть небольшие накопления. Он составляет подробный бизнес-план, где пытается просчитать все риски и возможности и оценивает, какая на самом деле сумма ему понадобится для запуска своего бизнеса. Он понимает, что ему нужно будет открыть ИП, арендовать место, получить лицензии, закупить продукцию и оборудование, нанять продавца и начать торговлю. По его расчётам покупать будут сначала не очень много, но если он вложит деньги в рекламу, сделает красивую вывеску, будет устраивать акции, то его хот-доги будут покупать больше.

Вот только вопросы – как правильно запустить рекламу, где лучше арендовать место, какое оборудование лучше купить, как бороться с конкурентами на соседней улице и как доказать всем, что именно его хот доги самые вкусные – остаются открытыми. Потому что у него нет опыта в этом деле. И вероятность, что он сделает что-то не так – большая. А любая ошибка может привести как минимум к увеличению расходов. А значит, бизнес будет развиваться в разы дольше и чистую прибыль предприниматель увидит нескоро.

Франчайзинг. Что это такое простыми словами

И тут компания «Хот-энд-дог» предлагает предпринимателю купить их франшизу и строить бизнес не с нуля, а по их схеме и под их названием. Ведь они уже доказали, что их хот-доги очень вкусные, у их точек продаж есть узнаваемый стиль. У них уже запущена реклама на весь регион и люди знают торговую марку «Хот-энд-дог». Также они помогут выбрать правильное место, где хот-доги точно будут продаваться. А ещё проведут обучение для его продавца, чтобы он умел продать продукт не только тем, кто хочет хот-дог, но и тем, кто ищет пирожки с мясом.

Предпринимателю идея нравится. Ведь так минимизируется множество рисков и начинать по сути придётся не с нуля. Для того чтобы купить франшизу, ему понадобится заключить договор франчайзинга, заплатить паушальный взнос и каждый месяца платить роялти. Взамен он получит право на использование бренда «Хот-энд-дог», сможет консультироваться с опытными специалистами – как и что лучше делать, а ещё получит уникальный рецепт действительно вкусных хот-догов. И самое главное – франчайзер сможет, основываясь на своём опыте и опыте своих франчайзи дать примерный расчёт – когда предприниматель выйдет на чистую прибыль, и сколько будет зарабатывать в месяц.

С покупкой франшизы мы более или менее разобрались, давайте пройдёмся по основным терминам, которые мы уже успели использовать в нашем простом примере.

Франчайзер (франчайзор) – фирма, которая продаёт франшизу. В нашем случае, это как раз «Хот-энд-дог».

Франчайзи – предприниматель или фирма, которая покупает франшизу.

Договор франчайзинга – документ, определяющий отношения между франчайзером и франчайзи.

Франчайзинг. Что это такое простыми словами

Стоимость франшизы, паушальный взнос, роялти и другие платежи

Паушальный взнос

Также называется вступительным взносом, или стоимостью франшизы. Это сумма, которую обозначает франчайзер. После оплаты этой суммы и подписания договора франчайзинга начинается работа по запуску бизнеса у франчайзи.

Паушальный взнос от предложения к предложению варьируется очень сильно. Бывают дорогие франшизы с паушальным взносом от миллиона рублей и больше. Бываю дешёвые – где паушальный взнос небольшой – от 50 тысяч рублей. Также встречаются предложения, которые не подразумевают паушального взноса вообще. Обычно такие предложения встречаются у производителей. Потому что в их случае, франчайзи и так должен будет купить определённую (указывается в договоре) часть товара. То есть уже заплатит деньги.

Чтобы вы понимали, паушальный взнос – это не сумма с потолка. Она действительно должна просчитываться франчайзером и иметь обоснование. Обычно в неё закладывается несколько критериев

  • Затраты франчайзера на запуск партнёра-франчайзи. В эту статью входит всё – работа специалистов-кураторов, консультации, обучение, выездные мероприятия, рекламные материалы, которыми снабжается франчайзи и так далее.
  • Популярность бренда и уровень ожидаемого дохода от точки. Чем более раскручен бренд, тем дороже он будет обходиться для тех, кто хочет на нём заработать. Как айфоны – часть цены там только за бренд.
  • Корпоративная политика и ожидания от сотрудничества с франчайзи. Похожий фактор, который на самом деле может снизить уровень паушального взноса. Если франшиза построена так, что доход франчайзера будет напрямую зависеть от дохода франчайзи, и компания уверена в том, что этот доход будет стабильно высоким, то можно не завышать паушальный взнос, чтобы привлечь больше потенциальных партнёров и в итоге получить больше прибыли.

Франчайзинг. Что это такое простыми словами

Роялти

Второй платёж – роялти. В отличие от паушального взноса, роялти – это периодичная оплата. Она не такая большая. Обычно это фиксированная сумма в месяц или квартал, либо процент от выручки франчайзи. Устанавливается также франчайзером. И является одновременно доходом франчайзера с франшизы, а также – подтверждающим платежом от франчайзи, который тем самым заявляет, что намерен дальше продолжать работу по франшизе.

Увы, нередки случаи, когда именно роялти становится причиной разрыва франчайзинговых отношений. Например, когда развитие бизнеса у франчайзи идёт не так быстро как ожидалось (а такое бывает часто), он перестаёт платить роялти (при том, что этот платёж прописан в договоре), образуется задолженность, которая ведёт к ухудшению отношений обеих сторон.

Часто роялти вообще как платёж отсутствует. Чаще всего этот вариант встречается у франчайзеров-производителей. Об этом мы писали выше. Но также встречается и у обычных франшиз, которые полузуются этим в качестве маркетингового инструмента и привлекают удобными условиями потенциальных партнёров.

Рекламные отчисления

Ещё один вид платежа, который может «грозить» франчайзи. Обычно встречается у крупных фирм, которые создают рекламную компанию для всех своих подразделений сразу. Например, запускают видеоролики на федеральных каналах или радио.

Так как рекламируется в таких случаях бренд, а не конкретная точка, реклама считается общей для всех франчайзи. Естественно она в разы дороже, чем местная. Поэтому франчайзер может собирать так называемый рекламный платёж со своих партнёров. Обычно является фиксированной периодичной суммой.

Франчайзинг. Что это такое простыми словами

Для чего франчайзеру продавать свою франшизу

В первую очередь для франчайзера – это инструмент развития бизнеса. В большинстве случаев, открыть новую точку бренда через франчайзинг – гораздо дешевле, чем открывать филиал своими силами. Получается, что ловятся сразу два зайца – расширение на другие города и регионы, минимизация расходов. Иногда добавляется и третий заяц – заработок. В случае производителей – доход от продажи собственного товара существенно возрастёт и является главным критерием.

Для чего предпринимателю покупать франшизу

Он может получить ряд выгод, которые в случае построения собственного бизнеса с нуля либо недостижимы, либо требуют значительных временных ресурсов.

  • Раскрученный бренд
  • Опыт запуска подобного бизнеса
  • Консультации от специалистов
  • Скидки на продаваемый товар (в случае производителей)
  • Конкретная маркетинговая программа
  • Помощь в подборе оборудования, персонала, помещения
  • Юридическая консультация
  • Обучение сотрудников
  • Бизнес-план
  • Контакты проверенных поставщиков

Выгоды этим не ограничиваются. Всё индивидуально и зависит от конкретной франшизы. Существуют и такие, которые кроме собственно уникального товара ничего не предоставляют.

Франчайзинг. Что это такое простыми словами

Не всё так радужно, как может показаться

На сегодняшний день франчайзинг в России уже сформировался (хотя и не остаётся на месте). Но, к сожалению, до сих пор много случаев, когда договорные отношения между франчайзером и франчайзи заканчиваются плачевно. Стандартно – это требования вернуть деньги (выплатить положенное роялти).

И нужно понимать, что далеко не всегда – причина кроется в недобросовестности франчайзера или франчайзи (встречается с обеих сторон, да). Часто причиной разрыва отношений становятся изначальные ожидания.

Так, например, для будущего покупателя франшизы важно понять – даже если он заплатит деньги за бренд, строить бизнес за него никто и ни при каких условиях не будет. Предпринимательство – это всегда упорный труд, чтобы вы не открывали и какую бы франшизу не покупали.

Со стороны же франчайзера важно понимать, что требуется оценка предпринимателя, желающего купить франшизу. Не все люди одинаково способны заниматься бизнесом. И даже, если для франчайзи делается всё возможное, споткнуться можно о банальную лень или неумение распределять денежные средства.

Но это частности. Если обе стороны готовы к плотному взаимному сотрудничеству, то дело будет сделано хорошо.

Почитать о том, какие подводные камни несёт в себя франчайзинг, какие ошибки ждут начинающих франчайзи за поворотом, как правильно оформлять франшизу, вы можете в нашем специальном разделе – Школа франчайзинга.

Юрий Богомолов, автор статьи

Автор статей о бизнес-идеях. Знает с чего и как начинать своё дело, какие направления сейчас в моде, а какие – слишком сложные для начинающих. Сооснователь сайта Businessmens.ru – одного из самых крупных каталогов по франчайзингу в России. Опыт работы с франшизами – 7 лет. За это время успел поработать с более чем 1000 франшиз, участвовал в их оценке, давал рекомендации по успешному продвижению, помогал продавать.

Комментарии

Пока никто не оставил комментарий. Будьте первым кто это сделал!

{{ comment.user.name }} {{ comment.date }}

{{ comment.text }}

{{ answer.user.initials }}

{{ answer.user.name }} {{ answer.date }}

{{ answer.text }}

Оставлять комментарии могуть только зарегистрированные пользователи. Войти или Зарегистрироваться

Новая заявка на франшизу