Франшизы такси, обзорная статья

Франшизы такси, обзорная статья

Услуги служб такси в большей или меньшей степени востребованы во всех городах России – от столицы и мегаполисов до периферии. Такси являются неотъемлемой частью городской жизни, и компании, действующие в условиях серьезной конкуренции, постоянно работают над тем, чтобы клиент выбрал именно их службу.

Они увеличивают количество способов заказа машины (телефонный звонок, смс-сообщение, Интернет, мобильные приложения), предоставляют бесплатное ожидание, почасовую оплату или оплату за каждый километр, словом. Используют все доступные способы, чтобы повысить свою конкурентоспособность.

Беспрецедентным лидером по количеству действующих таксомоторных предприятий является, конечно, Москва – там зарегистрировано 1310 компаний. На втором месте с огромным отрывом находится «северная столица» - в Санкт-Петербурге действует 385 компаний. Третье место у Новосибирска – 158 компаний. За последние пять лет по данным «BusinesStat» рынок такси вырос более чем на 65%.

Пока что подавляющее число компаний (порядка 90%), работающих на данном рынке, являются частными. Однако открытие такси по франшизе известных сетей в последнее время набирает обороты. Одной из главных причин такой тенденции является то, что частные фирмы, выходящие на рынок, вынуждены устанавливать низкие цены на поездки, чтобы выделиться из большого количества конкурентов и наработать клиентскую базу, тогда как представителям раскрученных брендов несколько проще завоевать доверие клиентов. Помимо экономии на рекламе, сотрудничество по франшизе означает упрощение ведения бизнеса, ведь головная компания, как правило, предоставляет своим партнерам круглосуточную техническую и консультационную поддержку, call-центр, обучение самого предпринимателя и его сотрудников, юридическую и бухгалтерскую помощь, собственный сайт для приема и обработки заказов либо представительство на головном домене фирмы и другие бонусы.

Разумеется, франчайзинг такси, как и любая другая форма ведения бизнеса, имеет и свои недостатки. Так, за право работы под раскрученным брендом и использование его имиджа и репутации франчайзи вынужден регулярно отчислять своему партнеру роялти, а иногда и рекламный пай за включение в маркетинговую программу сети. Кроме того, договор коммерческой концессии, регламентирующий сотрудничество в рамках франшизы, лишает франчайзи изрядной доли самостоятельности (например, водители не имеют права поднимать цены за поездку выше определенной планки). И, наконец, в случае убыточности бизнеса предприниматель безвозвратно потеряет те средства, которые он вложил в проект.

Актуальные франшизы такси на российском рынке

«Яндекс Такси»

Этот электронный сервис заказа такси работает с 2011 года и на 2016 год насчитывает несколько десятков таксопарков общей численностью более 15 тысяч автомобилей, условно разделяемых на три класса: «эконом» (стоимость авто – до 450 тысяч рулей), «комфорт» (450-800 тысяч рублей) и «бизнес» (от 800 тысяч рублей). По категориям классифицируются и водители: чем выше ранг водителя, тем большее количество заказов он может принимать. К оплате водители «Яндекс Такси» принимают как наличные средства, так и банковские карты (в том числе и карту «Яндекс Деньги»).

Условия сотрудничества по франшизе с данной компанией обсуждаются в индивидуальном порядке и зависят от численности населения города, численности таксопарка и прочих факторов. Если говорить об усредненных цифрах, то инвестиции в присоединение к данной службе такси составят от 100 тысяч до полутора миллионов рублей, паушальный взнос – от 50 до 300 тысяч, а размер роялти зависит от региона. Заявленный период окупаемости варьируется от 3 месяцев до года, а доход от предприятия франчайзер оценивает в сумму от 300 тысяч до двух миллионов рублей.

Стать франчайзером «Яндекс Такси» может предприниматель, оформивший юридическое лицо, автопарк в 20-100 автомобилей для работы на ПО, поддерживающем модуль «Яндекс Такси», автопарк в 100 и более машин, работающий на ином ПО и лицензированных водителей со стажем вождения не менее трех лет, прошедших медицинский осмотр. К иным условиям работы службы «Яндекс Такси» относятся бесплатное ожидание клиента, запрет поднимать тарифы на поездку выше установленных тарифов компании, связь водителя с клиентом исключительно через диспетчера, информирование клиента в случае переназначения автомобиля и др.

Главное преимущество сотрудничества с «Яндекс Такси» состоит в том, что поисковая система «Яндекс», будучи четвертой по популярности в мире и первой – в России, является очень узнаваемым брендом – соответственно и такси, действующее под этим брендом, также узнаваемо и пользуется популярностью. Помимо этого, франшиза компании означает для предпринимателя-франчайзи следующие выгоды:

- помощь в получении лицензии;

- предоставление диспетчерского центра и сервера, техническая поддержка;

- ведение франшизного бизнеса на всех этапах, консультация по любому возникшему вопросу;

- юридические консультации, помощь в ведении бухгалтерии;

- расчет финансовых показателей;

- увеличение числа заказчиков, снижение холостого пробега.

«eTaxi24»

Данная европейская компания предлагает свои услуги в качестве посредника между службой такси и ее клиентами. Франшиза «eTaxi24» будет интересна тем предпринимателям, которые на хотят вкладывать большие средства в оплату труда диспетчерского персонала и покупку дорогостоящего оборудования для call-центра. Франчайзинговый пакет данной компании предполагает три формата – в зависимости от численности населения города, в котором ведет свою деятельность франчайзи. Пакет «Город» обойдется предпринимателю в 70 тысяч рублей вступительного взноса, пакет «Мегаполис» - в 100 тысяч рулей, а пакет «Столица» - в 150 тысяч. Роялти не зависит от формата пакета и во всех случаях составляет 5% от прибыли службы такси.

«Такси Сити24»

Данная компания имеет разработанную бизнес-модель, собственную диспетчерскую службу и множество наработок, позволяющих сделать работу службы такси максимально эффективной, а само предприятие - конкурентоспособным. Стоимость франшизы «Такси Сити 14» составляет 180 тысяч рублей, и за эти деньги предприниматель-франчайзи получает:

- узнаваемый бренд, фирменный логотип и стиль;

- помощь в регистрации юридического лица;

- детально разработанный план открытия и ведения бизнеса;

- специализированное программное обеспечение;

- весомые скидки на приобретение автомобилей у дилеров;

- типовые трудовые договора для всех сотрудников службы такси (администратора, механика, водителя, диспетчера и медсестры, занимающейся предрейсовым и послерейсовым осмотром водителей);

- рекламную поддержку (Интернет, газеты, уличная реклама);

- консультации франчайзера по всем вопросам, связанным с ведением бизнеса.

«InCity»

Компания реализует несколько форматов франчайзинговых пакетов – представительский (35 тысяч рублей первоначального взноса), стартовый (70 тысяч рублей), оптимальный (140 тысяч) и профессиональный (350 тысяч) роялти имеет регрессирующий характер: если для представительского пакета оно составляет 50% от прибыли, то для пакета «оптимальный» она будет уже всего 15%, а для владельцев пакета «профессиональный» финансовая нагрузка составит 2 рубля с каждого заказа. Разница между вышеперечисленными франчайзинговыми пакетами – в количестве служб такси, которые открывает франчайзи (от одного до десяти брендов).

Каждому франчайзи «InCity» выделяется персональный менеджер по развитию бизнеса, который занимается разработкой рекламной кампании, ценовой политикой и сопровождением франшизного бизнеса. Также франчайзи получает доступ к программному обеспечению и реферальной программе «Единая Служба Такси», помогающей поддерживать и увеличивать клиентскую базу, свой сервер, сайт и диспетчерский центр, техническую поддержку и обучающие материалы.

Как выбрать ответственного франчайзера?

Неопытному предпринимателю очень легко растеряться, выбирая из множества предложений франшиз такси. Чтобы привлечь партнеров и получить прибыль от продажи бизнес-модели, франчайзеры зачастую выпускают на рынок «сырые» франшизы либо указывают в описаниях заведомо заниженные показатели инвестиций и завышенные показатели ожидаемой прибыли. Однозначного алгоритма, помогающего безошибочно определить недобросовестного франчайзера, пока не существует, однако есть моменты, на которые стоит обратить внимание.

Прежде всего, узнайте, как дано данная служба такси работает на рынке и как давно она выступает в роли франчайзера. Чтобы бизнес-модели прошла успешную апробацию на практике, от начала работы компании до старта продаж франшиз должен пройти хотя бы год.

Оцените разветвленность франчайзинговой сети и пообщайтесь с теми предпринимателями, которые уже открыли служу такси по франшизе данного бренда. Выясните, соответствует ли результат, обещанный рекламой франшизы, действительной прибыли от бизнеса, насколько ощутима поддержка головной компании, выполняет ли франчайзер обязанности, заявленные в договоре коммерческой концессии, и оказывает ли он помощь и консультации, если у франчайзи возникают проблемные ситуации. Как правило, действующие франчайзи дают честные ответы на эти и подобные вопросы. Во всяком случае, если франшизное сотрудничество омрачено какими-либо неприятными моментами – ваш собеседник вряд ли будет это скрывать.

Посмотреть весь каталог франшиз.