Открыть аптеку по франшизе

Франшизы аптек, обзорная статья

Российский аптечный рынок развивается, не обращая внимания на кризис. Люди болеют всегда, поэтому экономические трудности не сказываются на востребованности аптечной продукции. Начиная с 2013 года рынок разросся почти в два раза, и соответственно увеличилась конкуренция. На помощь начинающему предпринимателю, желающему минимизировать риски открытия бизнеса и сделать его как можно более прибыльным, придут опытные компании-франчайзеры.

читать далее

Преимущества аптечного бизнеса по франшизе

Помощь франчайзера в запуске бизнеса. Государство строго регулирует аптечный бизнес, и, чтобы открыть свое дело, предпринимателю необходимо получить лицензию на торговлю медицинскими препаратами и другие разрешительные документы. Франчайзер, заинтересованный в том, чтобы франшизное предприятие как можно скорее начало приносить прибыль, как правило, оказывает активное содействие в лицензировании и решении других юридических и организационных вопросов.

Процесс получения лицензии обычно составляет 45 рабочих дней, но может растянуться и на 3-4 месяца. Госпошлина за получение лицензии – 6,5 тысяч рублей. Подать заявление предприниматель может только после того, как наймет сотрудников, приведет помещение аптеки в соответствие требованиям СЭС и других служб и заключит договора о вывозе ТБО, о дезинсекции, дератизации и утилизации просрочки. То есть в течение всего срока рассмотрения заявки предприниматель уже несет расходы по аренде помещения (если оно не находится в собственности), и помощь франчайзера в получении лицензии поможет сократить эти траты. 

Выход на рынок в качестве полноправного члена известной сети. Приобретая франчайзинговый пакет, предприниматель получает право пользоваться узнаваемым брендом, который уже успел заслужить доверие покупателей.

Помощь в выборе помещения и создании дизайн-проекта оформления. Корпоративный стиль является частью политики любого бренда. Оформленная в соответствии с корпоративными канонами, корпоративная аптека становится узнаваемой и привлекает больше покупателей.

Формирование ассортимента и ценообразование. Франчайзер поможет сформировать товарный ассортимент из наиболее востребованных позиций и грамотно выстроить ценовую политику аптеки (согласно государственному регламенту, наценка на аптечную продукцию не должна превышать 30%). Обычно головная компания дает франчайзи контакты поставщиков с инструкциями по поводу закупок, однако некоторые франчайзеры сами являются дистрибьюторами либо производителями продукции – в таком случае наполнение ассортимента осуществляется исключительно через данный канал (что, с одной стороны, минимизирует риск перебоев в поставках и нарушения их сроков, а, с другой стороны, франчайзи полностью зависит от одного поставщика, и неудачи второго так или иначе отразятся на бизнесе первого).

Обучение руководящего состава и персонала аптеки. Еще один плюс запуска бизнеса по франшизе – в том, что предприниматель-франчайзи может начать его, даже не имея за плечами опыт ведения собственного дела. Большинство франчайзеров после подписания договора о коммерческой концессии организуют для своих франчайзи курсы обучения, где те постигают основы предпринимательства и технологии ведения аптечного бизнеса.

На что стоит обратить внимание при выборе франшизы?

Ценовой сегмент. Существует три основных формата аптек по критерию ценовой политики: дискаунтеры (их еще называют социальными аптеками), аптеки среднего ценового сегмента, а также аптеки премиум-класса – новшество последних лет. Данный критерий влияет на требования к размеру помещения аптеки, на расположение точки и на объем первоначальных инвестиций. В настоящее время, принимая во внимание снижение покупательской способности большинства населения, наиболее перспективны вложения в средний и низкий ценовой сегмент.

Сложности с выходом крупных сетей в регионы. Сеть, успешная в одном регионе, не всегда готова к сотрудничеству с предпринимателями из другого региона, поскольку узнаваемый бренд далеко не всегда приживается на «чужой почве» и успешно конкурирует с местными аптеками. К тому же многие сети сознательно отказываются от франчайзинга, выбирая стратегию развития собственными силами – это происходит потому, что контролировать франчайзи сложнее, чем филиалы, и риск влияния партнерских ошибок на прибыль и состояние бизнеса увеличивается. Так, сеть «36,6» в свое время закрыла неэффективные представительства в регионах и сосредоточилась на развитии бизнеса в Москве и Московской области, где данный бренд уже создал себе хорошую репутацию и завоевал потребительскую аудиторию.

Размер инвестиций. В среднем инвестиции в открытие франшизной аптеки составляют от 1,5 до 6 миллионов рублей при запуске бизнеса «с нуля». Так, сеть «Ригла» оценивает первоначальный капитал для входа в бизнес в сумму от 2 до 5 миллионов – сюда входят все статьи расходов – аренда и ремонт помещения, первоначальное наполнение товарного ассортимента и т.д. Встречаются и франшизы и с гораздо менее масштабными вложениями – например, бренд «Эвалар» приглашает франчайзи присоединиться к компании всего за 75 тысяч рублей. Однако франчайзинговый пакет «Эвалара» рассчитан на тех бизнесменов, чей аптечный бизнес уже поставлен на поток: чтобы стать частью компании, нужно иметь помещение в собственности или долгосрочной аренде, лицензию на ведение аптечной деятельности и месячный оборот, превышающий 1 миллион рублей.

Паушальный взнос и роялти. Первоначальный взнос за пользование франшизой аптечной сети может быть чисто символическим или доходить до отметки в 150-200 тысяч рублей. Однако не следует радоваться таким низким показателям: часто плата за пользование брендом заложена в другие платежи, например, в оплату закупок или во взносы в маркетинговый фонд сети. 

Более весомыми будут платежи по роялти, которые в среднем составляют 3-6%. Часто размер роялти (как и размер паушального взноса) обсуждается в индивидуальном порядке и зависит от степени освоенности региона (такая договорная система действовала в сети «Старый лекарь»). Известны случаи, когда роялти отсутствует либо является чисто символическим – это характерно для сетей, которые являются производителями либо дистрибьюторами товаров, поставляемых франчайзи.

Срок окупаемости вложений. Заявленные сроки окупаемости вложений во франшизную аптеку составляют от полугода до 3 лет («Советская аптека» - 6-8 месяцев, сеть «Ригла» - 2-3 года). Однако реальные цифры редко соответствуют рекламным обещаниям - франчайзеры часто «забывают» учесть затраты на все хлопоты, с которыми может столкнуться франчайзи (ребрендинг помещения, проценты по кредиту, взятому на развитие бизнеса и т.п.).

Актуальные предложения аптечных франшиз

«Pharma Distribution Group»

Данная сеть, действующая на территории Российской Федерации и стран СНГ, предлагает два варианта открытия франшизной аптеки: дискаунтер формата «у дома» и формат «open market», расположенный в торговом центре. «Pharma Distribution Group» напрямую сотрудничает с поставщиками аптечной продукции и поэтому обещает своим франчайзи выгодные закупочные цены и при этом не требует от представителей достижения определенных объемов продаж. Роялти и паушального взноса франчайзинговая политика компании не предусматривает.

«Советская аптека»

Этот бренд является дочерним предприятием «Pharma Distribution Group». Только за первое полугодие 2015 года дискаунтеры «Советская аптека», действующие под слоганом «Советская аптека – по советским ценам», появились в 36 городах России. Для открытия аптеки под данным брендом потребуется стартовый капитал в размере около 1,5 миллионов рублей. Во франчайзинговый пакет входит помощь в получении лицензии, предоставление программного обеспечения, поставка мебели и оборудования. А также первоначальное наполнение товарного ассортимента (наценка на товар здесь составляет 20-22%, а средний чек – 300-350 рублей). Заявленный срок окупаемости вложений варьируется в диапазоне от8 до 16 месяцев.

«Ригла»

Вложения во франшизную аптеку данной сети составят от 3 миллионов рублей. Около трети от этой суммы уйдет на первоначальное наполнение товарного ассортимента, примерно 700 тысяч – на ремонт помещения, 500 тысяч – на закупку торгового оборудования (кассовый аппарат, мебель, сейф, система видеонаблюдения) и примерно такая же сумма – на взнос за три месяца аренды помещения. Платеж по роялти составляет 1,5% от прибыли, а заявленный срок окупаемости вложений в бизнес - от полутора до двух лет.

Посмотреть весь каталог франшиз.

Франшиза Советская аптека
Советская аптека

от 1 400 000 руб.

Сеть аптек «Советская Аптека» запускается по франшизе формата Дискаунтер в предельно низком ценовом сегменте розничных аптечных сетей

Франшиза Аптека Планета Здоровья

Команда сети аптек "Аптека Планета Здоровья" берет на себя всю работу по открытию аптеки с нуля, до полноценного функционирования.