Франшизы магазинов детской и подростковой одежды, обзорная статья

Франшизы магазинов детской и подростковой одежды, обзорная статья

Рынок одежды в России сейчас переживает не лучшие времена. Экономический кризис привел к понижению покупательской способности населения, а обмен санкциями стал препятствием для ввоза популярных марок из-за рубежа. Тем не менее, детская и подростковая одежда даже в кризис остается востребованной. Родители стараются не экономить на своих детях, даже испытывая экономические затруднения. К тому же дети и подростки нуждаются в более частом пополнении гардероба из-за того, что просто вырастают из стар

читать далее

Последние изменения на российском рынке одежды: влияние кризиса

До 2014 года все сегменты российского рынка одежды демонстрировали стабильный рост. Так, совокупные показатели стоимости рынка детской одежды превышали 250 миллиардов рублей (согласно данным, предоставленным «Discovery Research Group»). Однако девальвация рубля внесла коррективы в развитие отрасли. Больше других пострадали ритэйлеры, специализирующиеся на ввозе детской одежды из-за рубежа – подорожавшие доллар и евро сделали импорт менее выгодным и более проблематичным. Отразилось колебание курсов также на магазинах, арендная ставка которых была выражена в валюте.

Кроме того, изменилось и покупательское поведение, повлиявшее в первую очередь на ритэйлеров класса «средний плюс» и выше. Большинство россиян, почувствовав рост цен, стало практичнее относиться к покупкам, отказалось от излишеств и стало отдавать предпочтение продукции с более демократичными ценами. Так, сегмент интернет-торговли детскими товарами уменьшился на 5,4% (данные РБК). Повсеместно продавцам приходилось вносить изменения в ассортимент товаров и уменьшать объемы закупок.

Снижение доли иностранных дистрибьюторов, до санкций занимавших большую часть рынка одежды, привело к импортозамещению. На передний план стали выходить российские производители, выгода сотрудничества с которыми выражается в гораздо меньших расходах на доставку и более стабильных ценах, не зависящих от валютных колебаний. Так, компания-производитель «PROVOКАЦИЯ» смогла увеличить свои продажи почти на четверть.

Стоит отметить, что бренды редко делают ставку исключительно на ассортимент для детей или подростков – обычно эти товары сочетаются с взрослой одеждой, а также обувью и аксессуарами. Однако существуют и такие компании, которые специализируются исключительно на детской и подростковой одежде – например, «Orby», «Guliver», «Шалуны», «Choupette», «PlayToday», «Stillini» и т.д. Перечисленные компании также примечательны тем, что предлагают программы франчайзинга. 

В кризисный период и предприниматели, и сами бренды с осторожностью относятся к франшизному сотрудничеству. Обычно франчайзеры практикуют смешанные модели развития: в городах с миллионным населением они открывают собственные филиалы и расширяют бизнес своими силами, а города с населением менее чем в полмиллиона отдают на откуп предпринимателям-франчайзи. Последним сотрудничество с известными брендами помогает существенно повысить свою конкурентоспособность: деловой опыт франчайзера и его поддержка, а также узнаваемый товарный знак помогают бизнесу выжить и стать прибыльным.

Особенности ведения бизнеса по франшизе

Возможно ли открытие франшизного магазина в вашем городе? Это первый вопрос, с которого нужно начинать диалог с потенциальным франчайзером. Может так статься, что ваш город не входит в список зон, приоритетных для развития данной компании, либо его население недостаточно велико. Или здесь уже работают франшизные магазины бренда, которые автоматически становятся вашими прямыми конкурентами. Также следует уточнить, какие требования предъявляются к покупателям франшизы, и подходите ли вы под эти критерии.

Запуск франшизного предприятия:

Подбор помещения. Поиск площадки для магазина – это первое, чем начинает заниматься франчайзи после подписания договора о коммерческой концессии. Франчайзер указывает критерии, которым должно соответствовать помещение, а франчайзи осуществляет мониторинг и присылает подходящие варианты на утверждение в головной офис. Как правило, франчайзеры предпочитают, чтобы магазины их бренда располагались на «первой линии» улиц с высокой проходимостью (так называемый стрит-ритэйл) либо в торгово-развлекательных комплексах (при этом желательно, чтобы магазин располагался недалеко от фудкортов, развлекательных зон и других точек притяжения детей и подростков, и чтобы мимо точки проходил основной поток посетителей ТЦ). Размер необходимой площади магазина варьируется в пределах 80-150 квадратных метров.

Разработка дизайн-проекта и ремонт помещения. Когда помещение для магазина найдено и договор об аренде подписан, предприниматель приводит точку в порядок в соответствии с требованиями франчайзера. Как правило, головная компания разрабатывает дизайн-проект для ремонта, основанный на фирменном стиле бренда. Дизайнеры брендов детской и подростковой одежды стараются сделать пространство торгового зала как можно более привлекательным для своих юных покупателей. Так, сеть « Orby» провела ребрендинг, учтя результаты опроса целевой аудитории, и в результате стены магазинов данного бренда приобрели яркие цвета и украсились граффити, а в торговых залах появились зоны отдыха и бесплатный беспроводной интернет.

- Поставки товара. Франчайзер дает четкие рекомендации относительно формирования товарного ассортимента и обычно условия договора коммерческой концессии подразумевают, что в целях поддержания имиджа бренда франчайзи должен четко следовать этим указаниям. Как правило, на стартовое наполнение магазина требуется около 1-2 миллионов рублей, а в год необходимо закупать у франчайзера 3-4 сезонные коллекции (кроме того, в соответствии с законом «Об образовании», предполагающем унификацию внешнего вида учеников российских школ, в летне-осенний период особым спросом пользуется коллекция «Школьная форма»). Стоимость закупки одной коллекции в среднем составляет полтора миллиона рублей, при этом большую стоимость имеют коллекции холодных сезонов. Франчайзи бренда закупают продукцию на более выгодных условиях, чем оптовики – как правило, франшизным магазинам представляется скидка примерно в 10%.

Обычно франчайзер требует, чтобы в фирменном магазине была представлена продукция только его марки, однако, если площадь торгового зала позволяет, в некоторых случаях франчайзи может «разбавить» ассортимент продукцией других марок (как правило, их доля от общего объема товаров не превышает 10%).

Рекламная и маркетинговая поддержка. Обычно франчайзер снабжает своего представителя макетами рекламных материалов, сценариями проведения открытия магазина и других промо-акций, эффективными указаниями касательно методов продвижения бизнеса, а также фирменным программным обеспечением, автоматизирующим многие процессы управления магазином. Многие известные бренды включают своих франчайзеров в общую сеть программ лояльности покупателей, и предприниматель получает право выдавать своим покупателям бонусные и дисконтные карты, устраивать распродажи и другие акции, реализовывать подарочные сертификаты, действующие во всех магазинах сети).

Обучение. Идеальный вариант франшизного сотрудничества в данном вопросе – это когда процесс передачи опыта франчайзера и обучения франчайзи продолжается перманентно – как в виде семинаров и тренингов, так и в виде устной консультационной поддержки по возникающим вопросам. Однако, даже если такой вариант невозможен, франчайзи перед запуском бизнеса в любом случае проходят дистанционное или очное обучение технологиям ведения данного бизнеса, управлению магазином, мотивации персонала и т.д.. Головная компания может обучать не только самого предпринимателя, но и персонал магазина – основам мерчендайзинга, искусству продаж и другим необходимым техникам.

Франшизы магазинов детской и подростковой одежды на российском рынке

Особенность франшиз магазинов детской и подростковой одежды состоит в том, что договор обычно не предусматривает выплату паушального взноса и роялти. Финансовая выгода франчайзера выражается в прибыли за пополнение ассортимента франчайзи. Размеры стартового капитала, необходимого для открытия франшизного магазина детский одежды, колеблются от 1 миллиона рублей до 5 миллионов. Средний показатель в данной отрасли составляет 2,5 миллионов рублей, однако стоит учитывать, что многие франчайзеры сознательно не включают в сумму необходимых инвестиций стоимость закупки первой партии товара, необходимой для торгового зала.

Торговый дом «Гулливер и Ко»

«Гулливер и Ко» входит в число крупнейших дистрибьюторов детской и подростковой одежды в России, работая как на отечественном, так и на зарубежном рынке. Компания реализует три линейки одежды – «Gulliver», «Gulliver Baby» (одежда для младенцев) и «Button Blue» (линия с ценовой политикой «средний минус», предназначенная для массовых покупателей и содержащая одежду в стилях «casua»l и «casual sport». Инвестиции в открытие магазина бренда «Gulliver» составят примерно 3 миллиона рублей, магазин бренда «Button Blue» обойдется дешевле – примерно в 1,8 миллиона. Срок окупаемости в обоих случаях составит примерно полтора года.

«Orby»

Данная сеть, специализирующаяся на формате «total look», охватывает 70 городов Российской федерации и стран СНГ. В магазинах бренда представлена не только детская и подростковая одежда. Но также обувь и аксессуары. «Orby» реализует два формата франчайзинговых пакетов – «Light» и «Full». В первом случае размер необходимой площади составит 40-60 квадратных метров, а стартовый капитал – 1,8 миллиона рублей. Во втором случае размер необходимой площади будет порядка 60-100 квадратных метров, а инвестиции в бизнес – 2,8 миллионов. Срок окупаемости бизнеса составит 12-17 месяцев.

Факторы риска в сфере рынка детской и подростковой одежды

Данная сфера недружелюбна к тем, кто не имеет опыта предпринимательской деятельности. Чем меньше опыт у предпринимателя, открывающего магазин – тем больше риск, что он попадет в заложники к собственному бизнесу. При сравнительно небольших стартовых инвестициях владелец магазина вынужден нести весомые периодические расходы по закупке сезонных коллекций. Чтобы окупить вложения, магазин должен проработать хотя бы один-полтора года.

Прогнозы по выручке и срокам окупаемости и срокам окупаемости инвестиций не соответствуют действительности.Многие франчайзеры, стремясь сделать свои предложения коммерческого бизнеса более привлекательными, сознательно занижают размер необходимых инвестиций в бизнес (так, сюда часто «забывают» включить суммы. Необходимые для закупки первой партии товара), и указывают чересчур оптимистичные сроки окупаемости магазина. Чтобы узнать реальную картину, потенциальному франчайзи следует провести небольшое исследование и пообщаться с владельцами действующих франшизных магазинов данного бренда – как правило, эти люди готовы сообщить более реальные показатели.

Франчайзер использует франшизное предприятие в качестве канала сбыта залежалой продукции, а актуальные коллекции оставляет себе и своим филиалам. Жалобы этой категории – пожалуй, самые распространенные в данном сегменте ритэйла.

Использование франшизного предприятия как инструмента «подготовки почвы» для открытия филиала. Нередки ситуации, когда франчайзер рассматривает предпринимателя-франчайзи как человека, которого можно использовать для продвижения интересов компании и расширения ее непосредственного влияния. Так, предприниматель может найти выгодное место под аренду магазина и предоставить головной компании соответствующую информацию, после чего франчайзер «перехватывает» эту точку и открывает там филиал бренда, оставляя незадачливого франчайзи за бортом. Либо франчайзи может несколько лет исправно развивать свою территорию, вкладывая средства в создание имиджа, продвижение бренда и даже, может быть, открытие новых точек – а по истечении срока договора о коммерческой концессии головная компания пользуется своим приоритетным правом на выкуп бизнеса и начинает собирать плоды с уже возделанной почвы.

Посмотреть весь каталог франшиз.

Франшиза Котофей
Котофей

от 3 800 000 руб.

Котофей — правильная современная обувь для подростков и детей. Торговая марка «КОТОФЕЙ» заслуженно пользуется большой популярностью у покупателей по всей стране и за ее пределами.

Франшиза JERRY JOY
JERRY JOY

от 500 000 руб.

Компания JERRY JOY - официальный лицензиат продажи детской одежды торговой марки TOM and JERRY в России

Франшиза Crockid
Crockid

от 2 500 000 руб.

Crockid – один из ведущих брендов детской одежды в России и странах СНГ, специализирующийся на детской моде с 2000 года.

Франшиза BABYART
BABYART

от 50 000 руб.

Готовый бизнес с популярной маркой BABYART — это работа с высоко ликвидным товаром, доступ к фирменным бизнес-технологиям, эффективная система ценообразования, комплексное сопровождение и рекламная поддержка. На данный момент компания совершенствует собственную франчайзинговую программу.

Франшиза Sabotage
Sabotage

от 2 100 000 руб.

Sabotage — единственный бренд, который специализируется именно на подростках

Франшиза Ginger
Ginger

от 1 500 000 руб.

Франшиза «Ginger» - Ваш магазин детской и подростковой одежды

Франшиза La compagnie des petits
La compagnie des petits

от 750 000 руб.

LCDP — Европейское франчайзинговое предложение для массового сегмента детской одежды. Цены LCDP ориентированы на типового потребителя. Это значит, что Ваш магазин всегда найдет своего покупателя. На текущий момент, большинство франшиз в России представляют Российские бренды или премиальные мировые марки.

Франшиза Gatti
Gatti

от 1 000 000 руб.

Gatti — это итальянский бренд для детей от 0 до 16 лет.Стильная одежда, ориентированная на потребности рынка, отражает образ жизни современного поколения: динамичный и практичный, как истинный символ статуса!

Франшиза Z-generation
Z-generation

от 3 500 000 руб.

Z-generation предлагает обширный ассортимент – около 1000 артикулов товаров для детей, в том числе – одежду, аксессуары, сумки и обувь.

Франшиза Мама и я
Мама и я

от 6 000 000 руб.

Уникальность франшизы магазинов «Мама+Я» заключается в том, что на сегодняшний день это единственное предложение франшизы в сегменте детского универмага