Франшизы мороженого, обзорная статья

Франшизы мороженого, обзорная статья

Российский рынок мороженого достаточно косервативен и по показателям потребления продукта отстает от европейских стран. Процент ввоза продукции из-за границы минимален, и доля отечественных производителей мороженого составляет порядке 97%. Бизнес по реализации мороженого имеет низкую рентабельность и высокую конкуренцию, а также подвержен влиянию сезонных факторов, однако это недостатки уравновешиваются низкими закупочными ценами, возможностью высокой наценки на товар, небольшими стартовыми влож

читать далее

Грамотная маркетинговая политика и разбавление меню кафе-мороженых различными напитками и десертами, помогают снизить сезонные издержки. При этом ценовая политика большинства заведений такова, что даже мороженое премиум-класса доступно покупателям с практически любым уровнем дохода.

Открыть кафе-мороженое можно как самостоятельно, так и по франшизе уже раскрученной компании. Свои плюсы и недостатки есть у обоих способов, однако на рынке мороженого в последние годы наблюдается явная тенденция к укрупнению, и сетевые игроки постепенно вытесняют предпринимателей-одиночек. К тому же представителям федеральных сетей кафе-мороженых, не обладающим собственным капиталом, легче получить кредит на развитие бизнеса, особенно если франчайзер включен в программу Сбербанка «Бизнес-старт» (например, франчайзи сети «33 пингвина» регулярно пользуются кредитными продуктами данной программы).

Сотрудничество франчайзера и франчайзи по закону скрепляет договор коммерческой концессии. Если продавец и покупатель франшизы находятся в разных городах, то подписать договор можно дистанционно. Срок действия документа обычно составляет пять лет с возможностью продления по согласованию сторон.

Обычно франчайзеры тщательно отбирают кандидатов на роль франчайзи, однако и самим предпринимателям стоит выбирать франшизу ответственно. И, чтобы не запутаться в большом количестве вариантов, первое, что стоит сделать – это вычеркнуть явно неподходящих потенциальных партнеров. Многие бренды кафе-мороженых продают мастер-франшизы с эксклюзивным правом развития территории, поэтому ряд городов может быть занят действующими франчайзи данных фирм. Другие сети не сотрудничают с франчайзи из тех городов, где компания имеет собственные филиалы (например, «Gelateria Plombir» из Санкт-Петербурга). А ряд сетей открывает франшизные точки только в тех городах, численность населения которых превышает определенную отметку («Баскин Роббинс» - от 50 тысяч человек, «33 пингвина» - от 40 тысяч человек).

Помимо ограничений на действие франшизы стоит обратить внимание на опыт сети в роли франчайзера. Компания может работать на российском рынке в течение многих лет и иметь проверенную временем бизнес-модель, однако в роли франчайзера фирма может чувствовать себя неуверенно. Поэтому стоит узнать о действующих франчайзи данной компании и лично пообщаться с ними на предмет обсуждения качества франчайзингового пакета.

Что обычно входит во франчайзинговый пакет кафе-мороженого?

Шефство над франшизным бизнесом. Франшизный пакет – это своеобразная «инструкция по сборке» бизнеса: ответственный франчайзер помогает своему представителю решить все предварительные вопросы (регистрация бизнеса, выбор помещения и т.д.), оказывает содействие на этапе запуска проекта и осуществляет своеобразное шефство над франшизным предприятием, контролируя качество его работы, анализируя ее эффективность и консультируя франчайзи по всем вопросам, возникающим в ходе веления дел. Однако это не значит, что франчайзер дает стопроцентные гарантии прибыльности бизнеса – успех по большей части зависит от того, насколько грамотно франчайзи воспользуется приобретенной «инструкцией». Единственная «подушка безопасности», которую предлагают некоторые крупные сети на случай провала бизнеса – это возврат тех средств, которые предприниматель потратил на покупку франшизы.

Помещение: оценка, подбор, переговоры. Покупка мороженого, как правило, является импульсным приобретением, поэтому выгодное расположение точки во многом определяет прибыль от ее функционирования. Поэтому франчайзер помогает своему представителю выбрать варианты с наибольшей проходимостью, анализирует их потенциальную доходность и дает инструкции по оформлению точки. Самыми удачными уличными вариантами локаций являются скверы, парки и другие места, где горожане проводят свободное время, а также пешеходные зоны. Для крытых локаций подойдут представительства в фудкортах и торговых центрах.

Закупка продукции и оборудования. Франчайзер предоставляет франчайзи необходимое торговое оборудование (витрины, холодильные камеры, модульные установки, мебель и т.д.). Это может делаться как бесплатно, так и на условиях полной либо частичной оплаты. Кроме того, головная компания поставляет партнеру мороженое, сопутствующие товары (смеси, вафельные рожки, сиропы, посыпку и др.) и расходные материалы (ложки, бумажные стаканчики, салфетки и др.). Обычно закупочная цена зависит от региона и расстояния от франчайзи до франчайзера, поэтому для каждого отдельного случая составляется свой прайс-лист и объемы закупок.

Передача делового опыта. Как правило, сети не только проводят обучение франчайзи всем аспектам ведения бизнеса (чаще всего – при помощи дистанционных курсов и вебинаров), но и выделяют менеджера-куратора, который несет ответственность за оперативные консультации франшизного предпринимателя и помощь ему разрешении спорных вопросов.

Рекламная поддержка. Глобальной маркетинговой поддержки от франчайзера ждать не стоит – привлечением клиентов на местном уровне, проведением промо-акций и других мероприятий по раскрутке кафе предпринимателю-франчайзи придется заниматься самостоятельно. Однако франчайзер предоставляет готовые сценарии промоакций и макеты рекламных материалов и включит франчайзи в свои федеральные рекламные кампании.

Предложения франшиз мороженого

Форматов франшиз мороженого существует множество, от классического продукта до самых смелых его модификаций – жареного мороженого, мороженого из йогурта, гранулированного мороженого и др. В этом сегменте рынка, как и в любом другом, есть свои признанные лидеры – сети «Баскин Роббинс» и «33 пингвина».

«33 пингвина» 

Сеть этой компании, открывшейся в 2004 году, охватывает более 170 городов в России, Монголии, Беларуси и Казахстане и насчитывает более 1150 точек, большинство из которых работает по франшизе. Фирма имеет собственное производство мороженого премиум-класса. «33 пингвина» предлагает различные форматы франшизного бизнеса: кафе в ТРК и кинотеатрах (с посадочными местами или без них), несколько вариантов мобильного кафе-мороженого (для ТЦ или улицы), сезонные точки и стойки. Компания предлагает начать франшизный бизнес с открытия двух точек – так вложения быстрее окупятся, а паушальный взнос (370 тысяч рублей) платится на неограниченное количество точек. Инвестиции в зависимости от формата составят от 1 до 5 миллионов рублей, а сроки окупаемости, согласно отзывам реальных покупателей – от 6 месяцев.

«Баскин Роббинс»

Этот международный гигант является пионером в области общепита – свою работу он начал в 1948 году, а на российский рынок пришел еще во времена СССР – в 1988 году. Интересы компании в России представляет ЗАО «БРПИ», владеющая мастер-франшизой бренда. Общая сеть «Баскин Роббинса» насчитывает более 7 тысяч точек, а российская – более 300 точек. Компания реализует три формата франшизы: островок в торговом центре (6-10 квадратных метров), представительство в фудкорте (15-30 квадратных метров) и самостоятельное кафе (50-120 квадратных метров). Франшиза бренда стоит 15 тысяч долларов, роялти составляет 4% от прибыли, а инвестиции в открытие кафе-мороженого составят 30-50 тысяч долларов. Заявленный срок окупаемости вложений – 1-2 года.

Помимо вышеописанных гигантов, федеральными франчайзерами являются также компании «Джелато Шоколато», сеть «Морожики» и «Gelateria Plombir». Их рецепты основаны десерте «джелато» - итальянском легком кремообразном мороженом, изготавливаемом из натурального молока и сливок. Данные компании не предлагают франшиз самостоятельных кафе и ограничиваются киосками и островками в ТЦ. Поэтому инвестиции в открытие франшизных предприятий здесь будут на порядок скромнее – они обозначены цифрами в 300-700 тысяч. Стоимость франшизы «Gelateria Plombir» - 115 тысяч рублей, франшиза «Джелато Шоколато» обойдется франчайзи в 150 тысяч, а «Морожики» не взимают с представительный паушальный взнос. Для данного бизнеса характерно отсутствие роялти, поскольку головная компания и так получает прибыль от франчайзи в виде оплаты закупок.

«Подводные камни» и сложности бизнеса на мороженом

Большая зависимость от места. Выручку кафе-мороженого определяет в первую очередь проходимость места, в котором оно расположено. Самыми перспективными вариантами являются островки и стойки в ТЦ – однако они же и самые дорогие. Арендные ставки в ТЦ иногда оказываются непосильными для владельцев бизнеса.

Сезонность бизнеса. Игнорировать значение этого фактора невозможно, поэтому от предпринимателя требуются гибкость и готовность летом открывать дополнительные точки, заранее решая организационные вопросы. Стоит учитывать также и погодный фактор.

Кадровый вопрос. Большинство владельцев бизнеса на мороженом испытывает трудности с поиском и мотивацией продавцов. Как правило, продавцы предпочитают получать фиксированный оклад за смену, а не увеличивать объемы продаж, поэтому бизнесмены вынуждены экспериментировать с бонусными системами и премиальными формами оплаты, чтобы замотивировать своих сотрудников на привлечение покупателей.

Доставка. С проблемами доставки предприниматели сталкиваются обычно в тех случаях, если производство расположено за тысячи километров от точки. Решением проблемы может стать организация крупных дистрибьюторских складов либо аренда складских помещений. Добавляют хлопот и капризы продукта – мороженое чувствительно к переменам температур.

Борьба с киосками. В мегаполисах муниципальная власть активно борется с нецивилизованными формами торговли, к которым относятся и киоски. Если раньше предприниматель мог сам приобрести киоск и получить разрешение на торговлю, то теперь муниципалитет сам строит киоски и сдает их в аренду, ставки по которой очень высоки, и взимает внушительный торговый сбор. Из-за подобной политики московского муниципалитета «Баскин Роббинс» был вынужден закрыть 33 своих киоска.

Посмотреть весь каталог франшиз.

Франшиза JAGA JAZZ
JAGA JAZZ

от 300 000 руб.

Jaga Jazz – это модные киоски по продаже кукурузных трубочек с мягким мороженым и кремом. Jaga Jazz – это не очередной фастфуд.

Франшиза БАСКИН РОББИНС
БАСКИН РОББИНС

от 2 100 000 руб.

Компания «Баскин Роббинс» предлагает уникальную, многократно опробованную концепцию открытия и успешного функционирования кафе-мороженого под всемирно известной торговой маркой.

Франшиза PICCOLO
PICCOLO

от 1 000 000 руб.

Кафе с натуральным мороженым из настоящего молока.

Франшиза Mr.TUTTI
Mr.TUTTI

от 1 000 000 руб.

Mr. TUTTI — сеть по продаже крафтового итальянского мороженого премиум-класса (собственное производство мороженого, натуральных лимонадов, минеральной воды и замороженного йогурта).

Франшиза Tutti Frutti Frozen Yogurt
Tutti Frutti Frozen Yogurt

от 3 000 000 руб.

Tutti Frutti Frozen Yogurt — крупнейшая международная сеть кафе йогурт-мороженого, работающая по модели self-serve. Нас знают и любят более чем в 45 странах мира — США, Австралии, Бразилии, Великобритании, Гонконге, Испании, Мексике, Канаде, Китае и многих других.

Франшиза Nice Cream
Nice Cream

от 390 000 руб.

Франшиза сети торговых точек «Nice Cream» — это проверенная бизнес-модель, работающая уже на протяжении более 10 лет.