Сегодня 22 ноября
239

Топ-5 интересных франшиз из Японии

Посмотрим, что интересного предлагает Япония для нашего бизнеса, какие исконно японские франшизы уже действуют на территории России, и какие – покорили весь мир.

Япония для многих до сих пор кажется странной закрытой страной. Удалённость, сильный языковой барьер, непохожий менталитет – все эти ярлыки вешают подобие занавеса для среднестатистического человека. В том числе и для тех, кто занимается предпринимательством. И если те же франчайзинговые предложения из Европы и Америки найти не проблема, то вот японский рынок для российского бизнесмена доступен не в такой свободной форме. 

Сразу обратим внимание, что речь идёт именно о японских компаниях, а не тех, кто делает свой бизнес в якобы «японском» стиле. Все эти концепции суши-баров, которые встречаются на улицах российских городов, разработаны для нашего потребителя, а японскую тематику берут исключительно для придания колоритности. Более того, настоящая исконно-японская еда сильно отличается от того, что подают в российских японских ресторанах. 

Но в защиту всё-таки отметим, что среди множества встречаются и исключения. Об одном таком заведении, доступном в России мы расскажем в том числе дальше. 

Также нужно понимать, что тот же франчайзинг в Японии развит не так, как уже развит у нас или в Европе. В основном, владельцами франшиз являются крупнейшие фирмы, конгломераты и сильные игроки рынка. Поэтому настоящих японских франшиз вы почти и не встретите. А если встретите, то знайте, то все они будут опять же связаны с пищевой индустрией. Просто потому что этот вид бизнеса легче всего перенести, взяв лишь концепцию и рецепты.

Поэтому в этой статье мы коснёмся предложений родом из Японии, но в большей части уже подстроенных под мировой рынок.

Франшиза Ikinari Steak

Топ-5 интересных франшиз из Японии

Активно действует на франчайзинговом рынке США. 

Впервые Икинари-стейк была открыта в Токио в 2013 году. И за эти семь лет успела приобрести громадную популярность. Только в Японии было открыто уже более 300 ресторанов Ikinari. А в 2017 году компания вышла на американский рынок.

В отличие от обычных стейков, ikinari представляет собой «супертолстый» высококачественный стейк быстрой прожарки. Бифштекс нарезается на заказ – столько, сколько нужно клиенту, готовится на открытом огне и подаётся гостям на чугунном блюде. Далее блюдо поливается специальным соусом на основе соевого. Такие стейки стали называть J-steak. То есть стейки в японском стиле. 

Концепция Ikinari подразумевает, что самым вкусным будет стейк слабой прожарки. Но так как нужно рассчитывать на большую аудиторию, готовятся блюда по желанию клиента. А вместо соевого соуса можно использовать горчицу, чесночную пасту или васаби. 

Но не только блюдами отличаются рестораны Ikinari. Так, например, персонал в них, отдавая дань японскому гостеприимству здоровается и прощается с вами на японском. Под столиками предусмотрены специальные контейнеры для хранения вещей, которые прикрываются тканью, чтобы вы не запачкались. Персонал ходит в специальных стильных и почти невидимых масках, поддерживая санитарию. 

А ещё посетителям ресторанов Ikinari выдаётся специальный спрей, которым можно побрызгать на одежду, чтобы она не пахла едой. Такие мелкие детали очень хорошо влияют на общее впечатление. Поэтому Ikinari Steak и удалось так быстро завоевать популярность и выйти на чужой для себя рынок. 

Франшиза Torikizoku

Топ-5 интересных франшиз из Японии

Сеть ресторанов Torikizoku на сегодняшний день известная во всей Японии. Работают заведения в направлении «якитори». Что-то похожее на смесь курицы-гриль и куриного шашлыка. Курица насаживается на вертел, вращается на медленном огне, приправляется. Потом поджаривается на углях. В оригинальном рецепте также обязателен сладкий зелёный лук, которым фаршируется грудка или бедро в процессе приготовления. Дополнительно используются фрукты, а также специи и фирменный соус. Но на самом деле меню достаточно разнообразное, поэтому не сможет приесться простым куриным шашлыком. Здесь вам и фрикадельки и рисовые шарики и сыр с водорослями нори. 

Сеть Torikizoku зародилась в Осаке и благодаря простоте блюда и невысоким ценам быстро распространилась по всей Японии. Ресторанчики этой сети имеют собственный антураж. Дизайн прост и удобен, всё сделано из дерева, приглушённый свет создаёт тёплую и уютную атмосферу. 

Франшиза MOS Burger

Топ-5 интересных франшиз из Японии

Идём дальше по гастрономическому бизнесу страны восходящего солнца. На этот раз перед нами бургерная. 

Чтобы вы понимали, на сегодняшний день MOS Burger занимает в Японии второе место на франчайзинговом рынке в индустрии быстрого питания, уступая лишь японскому отделению Макдоналдса. 

Работает фирма аж с 1972 года. Более того, с тех пор она вышла далеко за пределы своей страны. Теперь заведения MOS Burger вы можете встретить и в Восточной Азии – Южной Корее, Гонконге, и в Тайланде, Индонезии, Австралии и даже на Гавайях.

Такая географическая «экспансия» стала возможной как раз благодаря франчайзингу. Мастер-франшиза продаётся фирме в той стране, где MOS Burger ещё не успел появиться, заключается договор. А дальше целый штат специалистов выезжает в ту страну, где планируется развитие сети. Подробности же условий, на которых фирма заключает контракт, держатся в секрете. И узнать их может только компания на этапах следующих за подачей заявки. 

Более того, MOS действительно крайне щепетильно относится к будущем возможному партнёрству. Первое, что мы видим на их сайте в разделе «как стать франчайзи» - напоминание о том, что придётся следовать их философии, которая базируется на словах Сатоши Сакурады: «Если я делаю работу, я хочу, чтобы она приносила мне удовольствие и ценилась моими клиентами». 

Но и это ещё не всё. В духе японских концепций, MOS расшифровывается как Mountains, Ocean, Sun. Стоять твёрдо как гора, иметь сердце широкое и глубокое как океан, иметь страсть, горящую как солнце. Всё это подытоживается слоганом «безграничная любовь к людям и природе». 

Прониклись? Вот она философия настоящей японской компании. А вообще, тем компаниям, которым удалось заинтересовать MOS Burger, оказывается очень большая поддержка настоящего франчайзинга. Такого, какой он и должен быть. С обучением в Японии, конечно. 

Франшиза Matsuya Foods

Фото ресторана Matsuya

А вот этот представитель японского бизнеса с недавних пор присутствует и на рынке России. Сама сеть Matsuya – представитель так называемых гюдонных. Гюдон – традиционное японское блюдо, которое изначально готовилось с использованием говядины с сахаром, соевого соуса, овощей, тофу и лука-порея. Особую популярность в Японии блюдо приобрело в 1890-х годах среди рабочего класса, потому что его можно было легко и быстро приготовить. На сегодняшний день в стране восходящего солнца ежедневно употребляется около 5 миллионов порций этого блюда.

Первый ресторан Matsuya был открыт в 1966 году. И с тех пор сеть быстро набирала популярность разрасталась, сумела выйти за пределы своего рынка. И теперь точки, где подают гюдон можно встретить в Шанхае, Тайване, Индии, Нью-Йорке и других городах и странах. В 2019 году франшиза сети Matsuya Food добралась и до нашей страны.

Такая успешная экспансия связана не только с тем, что миру предоставляется возможность попробовать вкусные и главное – настоящие японские блюда, но и тем, как строит работу с партнёрами франчайзер. Во главу угла Matsuya Food ставится коллективная сила. Компания постоянно работает над повышением эффективности управления и повышением стоимости бренда. А без качественного управления всеми франчайзи этого достичь никак не получится.

Франшиза Watts 

Фото магазина Watts

Интересный представитель бизнеса, который уже давно вышел за пределы Японии. Тут нужно пояснить, чтобы не было путаницы. В Японии уже давно появился такой формат магазинов, который назывался 100-yen shop. То есть там было всё за 100 йен. Подобный формат давно гуляет по миру. И в России можно встретить множество вариантов точек продаж с фиксированными ценами.

Самый первый магазин 100-yen shop был открыт в 1985 году в Касугаи. В дальнейшем модель этого бизнеса была перенята большими компаниями. Среди них выделялись Daiso, Seria, Can Do и Watts. Вариантов было много. И 100 йеновые магазины, и магазины «всё за 99 йен» и даже за 1000 йен. На сегодняшний день в Японии эти четыре фирмы фактически монополизировали рынок фикс-магазинов, имея на четверых более 5 500 точек.

Сейчас сеть Watts можно встретить в таких странах, как Китай, Мьянма, Монголия, Лаос, Сингапур, Брунея, Корея, Тайвань, Камбоджа, Филиппины, Новая Зеландия, Австралия. В планах – дальнейшее расширение.

Основная сложность такого формата при зарубежном сотрудничестве – доставка. Проблема в том, что она выходит гораздо дороже, чем стоит сам товар. Поэтому в магазинах должен быть очень большой ассортимент. И поэтому сложности возникают с интернет-торговлей.

Из-за этого производство всех товаров для магазинов Watts в самой Японии – только 10 процентов. 40 процентов приходится на Китай. 

Сейчас компания продолжает развиваться и осознавая, что модель её бизнеса – не из самых лёгких, ищет пути сотрудничества с другими странами скорее как поставщик, а не как франчайзер. Однако не включить её в наш список мы не могли. 

Это далеко не все примеры, которые можно встретить в других странах. Но их всё равно в несколько раз меньше, чем европейских или американских франшиз. Так устроен японский бизнес. К сожалению, в России настоящих представителей японской франчайзинговой индустрии вообще практически нет. Но мы очень надеемся, что ситуация эта будет в ближайшем времени исправлена.

Юрий Богомолов, автор статьи

Автор статей о бизнес-идеях. Знает с чего и как начинать своё дело, какие направления сейчас в моде, а какие – слишком сложные для начинающих. Сооснователь сайта Businessmens.ru – одного из самых крупных каталогов по франчайзингу в России. Опыт работы с франшизами – 7 лет. За это время успел поработать с более чем 1000 франшиз, участвовал в их оценке, давал рекомендации по успешному продвижению, помогал продавать.

Оценка статьи

(голосов: 2, средняя оценка: 4.5 из 5)

Комментарии

Пока никто не оставил комментарий. Будьте первым кто это сделал!

Оставлять комментарии могуть только зарегистрированные пользователи. Войти или Зарегистрироваться

Новая заявка на франшизу