Сегодня 20 октября
108

ЭЦП. Как получить ЭЦП

Разбираемся, что такое электронная подпись, зачем она нужна и как её получить

Электронная подпись нужна для того же, что и обычная — для подписи документации. Однако используется, как вы знаете в электронном документообороте. Это значительно упрощает жизнь любому предпринимателю, позволяя дистанционно вести дела и делать с помощью личной ЭЦП любые документы официально действующими.

Особенно важен электронный документооборот в современном мире и при нынешнем темпе ведения бизнеса, где время ценится выше всего. А без такого инструмента как электронная цифровая подпись вести электронный обмен документацией невозможно.

ЭЦП обладает такой же властью, как и личная подпись руководителя фирмы. Юридическая сила документа будет инициирована только в том случае, если стоит один из видов подписи. Регламентирующим законом в данном случае выступает ФЗ № 1 от 10.01.2002 и ФЗ № 63 от 06.04.2011.

И тот и другой законы призваны регулировать использование электронных инструментов подписи в рамках гражданско-правовых отношений, а также при использовании электронных сервисов государственных органов.

Значение ЭЦП

Электронная подпись подтверждает подлинность документа, подписанного этим инструментом. Как уже было сказано, представляет собой аналог ручной подписи.

Функционал ЭЦП

  • Обеспечивает конфиденциальность.
  • Защищает документацию, передающуюся электронным способом от подделки.
  • Обеспечивает документации юридическую силу, сравнимую с той, которую дают бумажным вариантам подпись и печать.
  • Обеспечивает оптимизацию электронного обмена данными.
  • Позволяет значительно сократить затраты фирмы на обработку и хранение данных.
  • Позволяет принимать участие в электронных торгах и аукционах.
  • Обеспечивает право электронной подачи документов в госорганы и внебюджетные фонды.
  • Визирует финансовые бумаги.
  • Является гарантом подлинности.
  • Позволяет документальное участие в международной системе документального оборота.

Где применяется ЭЦП

Электронный формат позволяет использовать ЭЦП в любых сферах, где он в принципе применим:

  • Это может быть внутренняя передача документов фирмы.
  • В нишах В2В и В2С.
  • На специальных ресурсах и в системе клиент-банк.
  • В документопередаче между компанией и налоговыми органами при подаче отчётностей.
  • В обороте между компаниями и внебюджетными фондами, в частности — ПФР.
  • При подачах таможенных деклараций.
  • В нише электронных торгов.

Как это работает

Кроме того, что подпись обеспечивает собственное подписание со стороны фирмы, нужно понимать, что с помощью неё можно проверить и подлинность другой стороны процесса электронного обмена документацией. И главное — обеспечивает проверку на изменения, внесённые после подписания документации.

Весь процесс происходит на основе шифрования и дешифровки вносимой информации.

Пользователь ЭЦП с помощью специализированного программного обеспечения отправляет сгенерированные последовательности символов. Тот, кому приходят данные получает ключ к расшифровке присланного с помощью того же ПО.

Если проверка со стороны ПО принимающей стороны прошла успешно, результат подтверждает факт того, что изменений не было.

Та последовательность символов и является электронной подписью.

Важно! Для того, чтобы было возможно подделать подпись, мошеннику нужно, как минимум, знать ключ шифрования со стороны отправителя. Либо же подобрать идентичный набор символов, который генерируется каждый раз заново. Но это значение слишком вариативно, чтобы можно было его быстро обнаружить.

Где взять ЭЦП

Сертификат ключа подписи можно получить только в специализированной компании. Такие фирмы называются удостоверяющими центрами. При получении в УЦ подписи, клиент проходит и процедуру регистрации. Там же при необходимости проводятся процедуры прекращения действия ЭЦП. Центры рассчитаны и на поддержку с технической стороны своих клиентов.

Для получения подписи, нужно обратиться в один из официальных удостоверяющих центров. Чтобы узнать, где находится ближайший к вам подобный центр, достаточно посетить официальный портал ЭЦП.

Что нужно сделать для получения ЭЦП в УЦ

Заполняем заявление. Сделать это можно прямо на портале. Либо же возможно позвонить по указанному там же номеру телефона, чтобы оставить заявку. Уточняйте возможные способы подачи заявления в конкретно выбранном УЦ.

Подготавливаем всю необходимую для получения ЭЦП документацию. Весь пакет с копиями документов нужно направить в центр.

После изготовления ключа, приходим забрать его. При этом важно иметь при себе оригиналы документов, которые входили в отправленный пакет.

Что касается сроков изготовления, то стандартно это занимает от трёх до пяти дней. Однако всё зависит от конкретного центра и его загруженности.

Кто может получить ЭЦП

  1. Юрлица
  2. Индивидуальный предприниматели
  3. Физлица. Как вариант использования ЭЦП физическим лицом — участие в электронных торгах.

Важно! Запросить изготовление и получить ЭЦП может только тот, кто будет пользоваться подписью. Связано это с тем, что ключ содержит в себе данные о пользователе. В ином случае, понадобится нотариально заверенная доверенность.

Примечание: Представляющее по доверенности интересы заказчика лицо должно предоставить в УЦ паспорт и копии второй и третьей страницы.

Документы для юрлица

  • Копия свидетельства о регистрации организации. Она должна в обязательном порядке быть заверенной нотариально.
  • Выписка из единого госреестра юрлиц. Подойдёт и оригинал и копия. Но вторая должна быть также заверена.
  • Копия ИНН с нотариальным заверением.
  • Заявление в УЦ.
  • Копия приказа о назначении на должность руководителя компании. Это нужно, если подпись будет изготавливаться на его имя. Обязательны проставленная печать и подпись.
  • Если же фирмой управляет другая компания, то свидетельство о регистрации, выписка из реестра и копия ИНН предоставляется именно от управляющей фирмы.

А помимо этого понадобится ещё и копия решения совета директоров о том, что полномочия по управлению фирмой переданы сторонней компании (в случае ОАО). Конечно нотариально заверенная.

В случае ООО в УЦ предоставляется копии (заверенные) 1 и 2 листа Устава фирмы, а также листа, на котором указаны возможности передачи правления и страницы, где стоит отметка налоговой.

Документы для ИП

  • Копия, а потом и оригинал выписки из госреестра индивидуальных предпринимателей.

Важно! Срок актуальности подобных выписок — 30 дней с момента выдачи.

  • Нотариально заверенная копия ИНН индивидуального предпринимателя.
  • Нотариально заверенная копия госрегистрации ИП.
  • Заявление в УЦ.

Документы для физического лица

  • Копия ИНН.
  • Копии второй и третьей страницы паспорта гражданина Российской Федерации. А также страницы, где указаны данные регистрации. При личном посещении центра — паспорт предоставляется в оригинале.
  • Заявление на получение ЭЦП.

Итог

Сама процедура получения цифровой подписи проста. И хотя у части населения и представителей мелкого бизнеса всё ещё возникают вопросы о необходимости заводить ЭЦП, в скором времени они сами собой отпадут. Потому что этот инструмент действительно упрощает документооборот и оптимизирует многие процессы. Особенно важно это понимать, если предприниматель планирует развитие своего дела из мелкого в более крупное.

Комментарии

Пока никто не оставил комментарий. Будьте первым кто это сделал!
{{ comment.user.initials }}

{{ comment.user.name }} {{ comment.date }}

{{ comment.text }}

{{ answer.user.initials }}

{{ answer.user.name }} {{ answer.date }}

{{ answer.text }}

Оставлять комментарии могуть только зарегистрированные пользователи. Войти или Зарегистрироваться