Франшизы магазинов подарков и сувениров, обзорная статья

Франшизы магазинов подарков и сувениров, обзорная статья

Россияне, как известно, слывут щедрой нацией и любят дарить подарки. Поэтому рынок подарочной и сувенирной продукции уже традиционно показывает высокую динамику роста – примерно 10% в год. Если прибавить к этому показателю возможность высокой наценки на продаваемую продукцию (100-300% от себестоимости), то становится понятно, почему данный сектор привлекает все больше новых игроков.

читать далее

Российский рынок подарочной продукции: последние изменения

Рынок сувенирной и подарочной продукции в России начал формироваться после снятия «железного занавеса», когда в страну начали массово поступать поставки из-за рубежа. Первое время данные товары не отличались качеством и оригинальностью, поскольку российский потребитель не был избалован «иностранными диковинками» и соглашался выбирать из того, что было представлено в магазинах. Однако позднее на смену широко тиражируемой продукции из каталогов стали приходить малотиражные товары и эксклюзивные сувениры ручной работы. Стихийность закупок уступила место цивилизованности и упорядоченности, и рынок подарочной продукции вступил в стадию сегментирования. Произошло расслоение по уровню доходов потребительской аудитории, по тематике подарков и по некоторым другим параметрам.

Такому расслоению способствовало изменение потребительского поведения россиян. Пресытившись зарубежными новинками, покупатели стали более избирательными. Дарители стараются, чтобы приобретаемый сувенир не только приносил яркие эмоции человеку, которому он предназначен, но и имел практическое применение. Поэтому данный сектор рынка представляет широкие возможности для традиционных ритэйлеров, специализирующихся на одежде, электронике, аксессуарах, чае и кофе, шоколаде, когжгалантерее и т.д. Подарки стали своеобразной формой общения как между близкими людьми, так и между компаниями и их клиентами (b2b-сектор).

Наиболее сильными игроками рынка сувенирной продукции сейчас являются крупные сети, которые постепенно вытесняют одиночные магазины и лавки. Сети привлекают покупателей за счет более гибкой ценовой политики, регулярного обновления ассортимента и сотрудничества с иностранными поставщиками. 

Наибольшим спросом подарочная и сувенирная продукция начинает пользоваться в периоды, предшествующие крупным праздникам (Новый Год, Международный женский день, День защитника Отечества и т.п), поэтому в период с декабря по март оборот компаний превышает свои средние показатели в несколько раз. Учитывая относительную сезонность бизнеса, эксперты советуют открывать магазины подарков ближе к октябрю-ноябрю, чтобы быстрее окупить вложения в бизнес.

Плюсы бизнеса по франшизе

Для владельцев франшизы данная система помогает увеличить влияние компании без больших затрат на бизнес-экспансию. А для предпринимателей франчайзинг означает возможность войти в бизнес «с низкого старта», имея готовые технологии работы, деловую поддержку и опыт франчайзера и вооружившись репутацией известного бренда, которая помогает быстрее завоевать доверие покупателей. Давайте рассмотрим подробнее, какие блага предполагает покупка франчайзингового пакета.

Кредитование и регистрация бизнеса. Поддержка франчайзера в данной отрасли начинается еще до этапа поиска и оформления помещения магазина. Многим предпринимателям для запуска своего бизнеса требуется получение кредита, и франчайзер, как правило, готов помочь в этом деле своему представителю. Так, сеть «Красный куб» предоставляет франчайзи кредит на развитие бизнеса, причем данная компания даже готова нести риски в том случае, если франшизный магазин окажется убыточным и средства, вложенные в бизнес, не окупятся. А компании «Томат» и «Календарь подарков» имеют аккредитацию Сбербанка РФ, что позволяет их франчайзи получить кредит на развитие бизнеса на выгодных условиях по программе «Бизнес-старт».

Поиск и подбор помещения, переговоры с арендодателем. Удачно выбранная торговая точка определяет большую часть успеха предприятия. Компания-франчайзер оценивает перспективность той или иной площадки с учетом проходимости места, его расположения, близости конкурентов и других показателей, а также оказывает содействие в переговорах с владельцем данной площади. Не секрет, что ТЦ охотнее сотрудничают с известными брендами, чем с одиночными игроками. Кроме того, юристы головной компании смогут грамотно составить договор аренды, чтобы франчайзи по своей неопытности не взял на себя тяжелые обязательства перед арендодателем. Кроме того, во франчайзинговый пакет обычно входит составление индивидуального дизайн-проекта точки.

Наполнение товарного ассортимента. Опытный франчайзер не только поможет франчайзи закупить первую партию товаров и регулярно пополнять ассортимент сезонными коллекциями, но и сумеет сделать это в соответствии с актуальными тенденциями и учетом потребительского спроса. Нередко вместе с ассортиментом франчайзи получает и внимание конкретной целевой аудитории – так, сеть «Kawaii Factory» ориентирована в основном на продвинутых молодых людей, которые любят яркие цвета и нестандартные решения. Логистические процессы, как и закупка товаров, полностью либо частично регламентируются франчайзером. Расходные материалы (униформа сотрудников, упаковочные материалы и пакеты, кассовая лента и т.д.), а также программное обеспечение для управления магазином чаще всего входят в стоимость франшизы.

Подбор и обучение персонала. Как правило, франшиза предполагает не только получение инструкций по методам подбора и оценки продавцов-консультантов и других сотрудников, но и обучение штата философии бренда, основам мерчендайзинга, продуктивному общению с клиентами, составлению штатного расписания и другим необходимым навыкам. Это общение может быть как дистанционным, в виде удаленных курсов и видеоуроков (компания «Другие подарки», так и «живым», проводимым в головном офисе фирмы или на территории одного из магазинов («Календарь подарков»).

Продвижение бизнеса. В стандартный франчайзинговый пакет обычно входят предоставление официального сайта или представительства на основном домене компании, макеты промотатериалов и сценарии акций, а также инструкции по эффективному использованию наработанных каналов продвижения бизнеса (в данной сфере наибольшую отдачу приносят различные Интернет-технологии). В последнее время покупатели реже стали совершать стихийные покупки, предпочитая планировать свои траты заранее, в связи с чем многие сети подарков в дополнение к оффлайн-представительствам завели Интернет-магазины, где потребитель в спокойной обстановке может ознакомиться с полным каталогом товаров.

Аудит качества. Франчайзеры подарочных магазинов, заботясь о своей репутации, редко пускают франшизный бизнес «на самотек». Компании проводят анализ ключевых показателей эффективности своих франчайзи, осуществляют мониторинг логистических процессов и практикуют систему «тайных покупателей».

Виды франшиз подарков

Как уже было сказано, термин «подарок» может охватывать широкий спектр товаров. Подарком может быть все, что угодно – канцелярские принадлежности, предметы интерьера, аксессуары для автомобилей, электроника, одежда, спиртные напитки и т.д. Все зависит от вкусов того, кому данный подарок предназначается. Поэтому и ассортимент «подарочных» франшиз достаточно широк – здесь можно найти предложения по ритэйлу как недорогих безделушек, так и практичных аксессуаров класса «люкс». Всё это многообразие можно условно разделить на две большие категории – мультибрендовые франшизы и франшизы узкопрофильной направленности.

Мультибрендовые магазины подарков

К данной категории относятся магазины, ассортимент которых включает подарки различных направленностей: предметы интерьера и декора, аксессуары, подарки для мужчин, женщин и детей, аксессуары для учебы, офиса и путешествий… словом, варианты можно перечислять бесконечно.

Одним из лидеров данного сегмента является бренд «Красный куб». Сеть была основана в 1996 году и сейчас насчитывает более 250 представительств в России и странах СНГ. Компания активно сотрудничает с европейскими и азиатскими поставщиками (наценка на продукцию составляет около 100%). Концепция сети уделяет большое внимание представлению готовых решений по применению тех или иных подарков, поэтому витрины «Красного куба» демонстрируют покупателям фрагменты интерьера, в которые органично вписана продукция магазина. Сумма инвестиций в открытие франшизного представительства «Красного куба» начинается от 1790 тысяч (первоначальный взнос за пользование франшизой отсутствует). Еще одна крупная сувенирная сеть, «Календарь подарков» (продукт компании «Русские подарки») работает на рынке с 2007 года и имеет 70 представительств. Инвестиции в открытие магазина данного бренда начинаются от 790 тысяч рублей, паушальный взнос составляет 30 тысяч рублей. Франчайзинговая политика «Календаря подарков» не предусматривает роялти – такую тактику выбрало большинство франчайзеров подарочных магазинов, которые либо вовсе отказываются от роялти, либо устанавливают их в виде небольшой фиксированной суммы (5-6 тысяч ежемесячно). Также франчайзеры стараются не обременять франчайзи внушительными паушальными взносами – обычно расходы по данной статье не превышают 70 тысяч рублей. Такая демократичность объясняется включением «платы за бренд» в общую сумму инвестиций.

Исключение из этого правила составляет сеть «Томат» - паушальный взнос за пользование ее франшизой обойдется предпринимателю в 250 тысяч рублей, а максимальный платеж-роялти – в 25 тысяч ежемесячно. 

Сумма инвестиций в открытие франшизного магазина зависит от набора благ франчайзингового пакета и формата бизнеса. Существует три основных варианта представительства: островок в ТЦ (с примерной площадью от 6 до 20 квадратных метров), закрытый павильон в ТЦ (от 12 до 60 квадратных метров) и магазин в отдельном помещении (в среднем – 60 квадратных метров). В первом случае примерные инвестиции составят 300-800 тысяч рублей, а на открытие павильона или самостоятельного магазина понадобится сумма от 1 миллиона до 2,4 миллионов рублей. Средний срок окупаемости вложений составляет один-два года, однако точные показатели зависят от сезона открытия, проходимости выбранной точки, точной суммы инвестиций в проект и многих других классических факторов.

Узкопрофильные подарочные магазины

Сюда относятся франшизы магазинов подарков с узкопрофильным ассортиментом либо направленные на определенную потребительскую аудиторию. Так, «Kawaii Factory» специализируется на ярких и необычных аксессуарах, «Балаган приколов» - на розыгрышах и карнавальных костюмах, «31 век» - на товарах hi-tech направленности, «Штучки, к которым тянутся ручки» - на антистресс-игрушках с зернистым наполнителем, «Мосигра» - на настольных играх, «Экспедиция» - на товарах для активного отдыха, «Цветной» - на товарах для детского творчества, «Плюшкин букет» - на креативных букетах их плюшевых медведей, «Dve Golovi» - на брендовой одежде с дизайнерскими принтами, «Твой след» - на слепках рук младенцев и молодоженов, «Sliks» - на дизайнерских покрытиях для смартфонов и т.д.

Посмотреть весь каталог франшиз.

Франшиза Красный куб
Красный куб

от 1 790 000 руб.

На сегодняшний день «Красный Куб» - это крупнейшая в России сеть магазинов подарков.

Франшиза VINTAGE
VINTAGE

от 300 000 руб.

Торговая марка «VINTAGE», является одним из направлений бизнеса давно зарекомендовавшей себя в России чайно-кофейной компании «Унция», работающей на рынке более 11 лет.

Франшиза Конфаэль
Конфаэль

от 600 000 руб.

Конфаэль — это сеть бутиков эксклюзивных шоколадных подарков премиум класса из бельгийского шоколада высочайшего качества

Франшиза Подари ка
Подари ка

от 500 000 руб.

Франчайзинговая программа Подари-Ка это партнерство предпринимателей, где все построено на коммерческой взаимовыгодной основе. Мы хотим открыть это направление для молодых, талантливых предпринимателей.

Франшиза Whypro Home Décor
Whypro Home Décor

от 75 000 руб.

Компания «Whypro home decor» – лидер в области идей и производства необычных подарков и предметов интерьера – с радостью поделится с вами частичкой праздника

Франшиза Top Shop
Top Shop

от 250 000 руб.

Top Shop представляет собой одну из известнейших европейских торговых марок телевизионных продаж, которая предлагает всевозможные товары для дома и дачи, кухни, бытовую технику, электронику, одежду и обувь для мужчин и женщин, товары для фитнеса, товары для красоты и здоровья и различные аксессуары.

Франшиза Present Day
Present Day

от 15 000 руб.

Услуги для детей, слепки детских ручек и ножек, скульптурные копии частей тела, 3D композиции и барельефы тела!

Франшиза Пушистик Букет
Пушистик Букет

от 150 000 руб.

«Пушистик букет» - фабрика по производству букетов из мягких игрушек

Франшиза Cooltura
Cooltura

от 130 000 руб.

Наша концепция реализуется в сети розничных мультибрендовых магазинов с широким ассортиментом дизайнерских подарков со всего света по невероятно доступным ценам!

Франшиза Томат
Томат

от 1 000 000 руб.

Магазины «ТОМАТ» обладают проработанным фирменным стилем, они хорошо узнаваемы. На основе зарегистрированного товарного знака разработан широкий спектр логотипов, элементов оформления и аксессуаров (фирменных пакетов, подарочных сертификатов и рекламной продукции).