Сегодня 15 октября
4797

Роялти. Что это такое?

Роялти - один из видов вознаграждения, выплачиваемого франчайзи головной компании за право использовать интеллектуальную собственность и другие преимущества. Роялти может иметь различные формы.

Суть роялти

Роялти – это регулярные, как правило, ежемесячные платежи. Их выплачивает покупатель франшизы (франчайзи)за предоставленные компанией-продавцом (франчайзером) права на использование торговой марки, технологий и товаров, маркетинговых приемов и других интеллектуальных наработок.

Формат роялти

В отличие от паушального взноса, который устанавливается в виде фиксированной суммы и выплачивается на первоначальном этапе сотрудничества, роялти может определяться в различных формах. Это может быть фиксированная сумма или определенный процент от прибыли. В зависимости от условий договора эти регулярные выплаты могут производиться буквально с первого месяца работы франчайзи или через некоторое время, например, начиная с 6-го месяца деятельности. Возможен вариант, когда выплаты роялти начинаются после достижения определенного финансового показателя. Есть договора, при которых прибыль франчайзера формируется за счет продажи франчайзи определенных товаров, необходимых для ведения бизнеса.

В презентациях франчайзинговых предложений часто встречаются дополнительные платежи, которые называются рекламными отчислениями. Иногда они сразу закладываются в роялти, в некоторых случаях идут отдельным потоком.

Если фрачайзер располагает эффективными приемами для продвижения бренда, пользуется популярностью в регионе работы нового партнера и берет на себя заботы о дальнейшем рекламировании, франчайзи не нужно вкладывать средства и силы на раскрутку своего бизнеса. Именно за эти услуги и выплачиваются рекламные отчисления. Их размер напрямую зависит от себестоимости продвижения и суммы, которую франчайзер вкладывает в рекламирование нового партнера.

Вернемся к классическому роялти. Эксперты рекомендуют выбирать формат выплат в виде определенного процента с прибыли или оборота. Жесткая фиксация суммы может говорить о низкой заинтересованности франчайзера в развитии нового партнера. Не стоит ориентироваться только на этот показатель, ведь в комплексе идет обучающая программа и множество других факторов, позволяющих оценить франшизу. Но логика очевидна.

“Если компания получает доход в зависимости от финансовых успехов франчайзи, значит, она заинтересована в его развитии и повышении прибылей”

Пример взаимовыгодного сотрудничества

Франчайзер определяет роялти в размере 15% от оборота. Но выплаты начисляются лишь после того, как франчайзи достигает ежемесячного уровня продаж в размере 2 500 000 рублей. До этого момента головная компания больше вкладывает в развитие нового партнера, проводит обучение и рекламные акции. По сути, она является инвестором, заинтересованным в успехе нового бизнеса, работающего под ее брендом.

Обсуждая условия сотрудничества, будущий франчайзи может и имеет полное право поинтересоваться факторами, которые влияют на размер роялти. Большая компания, которая настроена на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с удовольствием делится этими данными, ведь прозрачность и доверие являются прочной основой для партнерских отношений. Еще один пример. На обучение сотрудников, работающих у франчайзи, и реализацию всех обязательств по отношению к новому партнеру головная компания тратит около 20 000 рублей ежемесячно. В этом случае размер роялти 30 000 рублей при достижении франчайзи стабильного потока доходов выглядит весьма обоснованным. Логичны и рекламные отчисления 1,5%, если взамен партнеру предоставляются эффективные концепции, печатная продукция и результаты рекламы по центральным СМИ, оплаченные франчайзером.

Интересен и вариант с оплатой товаров, которые франчайзи поставляет головная компания. Такой подход выгоден, если его предлагает большая корпорация, имеющая влияние на оптовые цены в своем направлении. Как правило, франчайзер является монополистом или предлагает эксклюзивные товары. Он имеет возможность предоставлять своим партнерам льготные условия и поставляет товары по стоимости ниже средних оптовых цен на рынке. При заключении договора обсуждаются условия и ценовая политика, которую будет проводить новый партнер. Очень часто франчайзи не имеет большой свободы в формировании добавленной стоимости. Встречаются варианты, когда франчайзинговое партнерство заключается только в продаже головной компанией определенной группы товаров по выгодной цене. Если вам предлагают такой вариант, постарайтесь выкупить эксклюзивные условия на деятельность в своем регионе или городе. Они позволят защититься от конкуренции.

Оценка роялти

Использовать форму оплаты роялти как самый важный критерий для оценки привлекательности франшизы не стоит. Любые предложения стоит изучать в комплексе, тщательному анализу подлежат все аспекты сотрудничества. Если паушальный взнос высокий, но франчайзер наглядно демонстрирует, что эти средства вкладываются в организацию бизнеса и развитие нового партнера, принесут в долгосрочной перспективе несомненную выгоду, такой план можно рассматривать.

Размер роялти также следует оценивать в комплексе. Если франчайзер не требует высоких отчислений, но и взамен не предлагает ощутимой поддержки, вряд ли такое предложение принесет выгоду. Право работать под известной торговой маркой не является гарантией успеха, намного важнее интеллектуальные наработки популярного бренда, его маркетинговые и сервисные схемы. Стоит учитывать и особенности вашего региона. Услуги и товары, которые пользуются большим спросом в Москве, могут быть абсолютно не востребованы в маленьком провинциальном городке. В этом случае ваш бизнес не спасут даже самые низкие отчисления.

Если вам интересен франчайзинг вы можете много узнать в нашем спецпроекте Школа франчайзинга

Найти подходящую франшизу можно в нашем Каталоге франшиз

Юрий Богомолов, автор статьи

Автор статей о бизнес-идеях. Знает с чего и как начинать своё дело, какие направления сейчас в моде, а какие – слишком сложные для начинающих. Сооснователь сайта Businessmens.ru – одного из самых крупных каталогов по франчайзингу в России. Опыт работы с франшизами – 7 лет. За это время успел поработать с более чем 1000 франшиз, участвовал в их оценке, давал рекомендации по успешному продвижению, помогал продавать.

Комментарии

Пока никто не оставил комментарий. Будьте первым кто это сделал!

Оставлять комментарии могуть только зарегистрированные пользователи. Войти или Зарегистрироваться

Новая заявка на франшизу