Роялти. Что это такое?

Роялти - один из видов вознаграждения, выплачиваемого франчайзи головной компании за право использовать интеллектуальную собственность и другие преимущества. Роялти может иметь различные формы.

  • 6 октября 2015
  • Новиков Сергей
  • 7
  • 1839
  • 4.5

Роялти – это регулярные, как правило, ежемесячные платежи. Их выплачивает покупатель франшизы (франчайзи)за предоставленные компанией-продавцом (франчайзером) права на использование торговой марки, технологий и товаров, маркетинговых приемов и других интеллектуальных наработок.

В отличие от паушального взноса, который устанавливается в виде фиксированной суммы и выплачивается на первоначальном этапе сотрудничества, роялти может определяться в различных формах. Это может быть фиксированная сумма или определенный процент от прибыли. В зависимости от условий договора эти регулярные выплаты могут производиться буквально с первого месяца работы франчайзи или через некоторое время, например, начиная с 6-го месяца деятельности. Возможен вариант, когда выплаты роялти начинаются после достижения определенного финансового показателя. Есть договора, при которых прибыль франчайзера формируется за счет продажи франчайзи определенных товаров, необходимых для ведения бизнеса.

В презентациях франчайзинговых предложений часто встречаются дополнительные платежи, которые называются рекламными отчислениями. Иногда они сразу закладываются в роялти, в некоторых случаях идут отдельным потоком.

Если фрачайзер располагает эффективными приемами для продвижения бренда, пользуется популярностью в регионе работы нового партнера и берет на себя заботы о дальнейшем рекламировании, франчайзи не нужно вкладывать средства и силы на раскрутку своего бизнеса. Именно за эти услуги и выплачиваются рекламные отчисления. Их размер напрямую зависит от себестоимости продвижения и суммы, которую франчайзер вкладывает в рекламирование нового партнера.

Вернемся к классическому роялти. Эксперты рекомендуют выбирать формат выплат в виде определенного процента с прибыли или оборота. Жесткая фиксация суммы может говорить о низкой заинтересованности франчайзера в развитии нового партнера. Не стоит ориентироваться только на этот показатель, ведь в комплексе идет обучающая программа и множество других факторов, позволяющих оценить франшизу. Но логика очевидна.

“Если компания получает доход в зависимости от финансовых успехов франчайзи, значит, она заинтересована в его развитии и повышении прибылей”

Пример взаимовыгодного сотрудничества. Франчайзер определяет роялти в размере 15% от оборота. Но выплаты начисляются лишь после того, как франчайзи достигает ежемесячного уровня продаж в размере 2 500 000 рублей. До этого момента головная компания больше вкладывает в развитие нового партнера, проводит обучение и рекламные акции. По сути, она является инвестором, заинтересованным в успехе нового бизнеса, работающего под ее брендом.

Обсуждая условия сотрудничества, будущий франчайзи может и имеет полное право поинтересоваться факторами, которые влияют на размер роялти. Большая компания, которая настроена на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с удовольствием делится этими данными, ведь прозрачность и доверие являются прочной основой для партнерских отношений. Еще один пример. На обучение сотрудников, работающих у франчайзи, и реализацию всех обязательств по отношению к новому партнеру головная компания тратит около 20 000 рублей ежемесячно. В этом случае размер роялти 30 000 рублей при достижении франчайзи стабильного потока доходов выглядит весьма обоснованным. Логичны и рекламные отчисления 1,5%, если взамен партнеру предоставляются эффективные концепции, печатная продукция и результаты рекламы по центральным СМИ, оплаченные франчайзером.

Интересен и вариант с оплатой товаров, которые франчайзи поставляет головная компания. Такой подход выгоден, если его предлагает большая корпорация, имеющая влияние на оптовые цены в своем направлении. Как правило, франчайзер является монополистом или предлагает эксклюзивные товары. Он имеет возможность предоставлять своим партнерам льготные условия и поставляет товары по стоимости ниже средних оптовых цен на рынке. При заключении договора обсуждаются условия и ценовая политика, которую будет проводить новый партнер. Очень часто франчайзи не имеет большой свободы в формировании добавленной стоимости. Встречаются варианты, когда франчайзинговое партнерство заключается только в продаже головной компанией определенной группы товаров по выгодной цене. Если вам предлагают такой вариант, постарайтесь выкупить эксклюзивные условия на деятельность в своем регионе или городе. Они позволят защититься от конкуренции.

Использовать форму оплаты роялти как самый важный критерий для оценки привлекательности франшизы не стоит. Любые предложения стоит изучать в комплексе, тщательному анализу подлежат все аспекты сотрудничества. Если паушальный взнос высокий, но франчайзер наглядно демонстрирует, что эти средства вкладываются в организацию бизнеса и развитие нового партнера, принесут в долгосрочной перспективе несомненную выгоду, такой план можно рассматривать.

Размер роялти также следует оценивать в комплексе. Если франчайзер не требует высоких отчислений, но и взамен не предлагает ощутимой поддержки, вряд ли такое предложение принесет выгоду. Право работать под известной торговой маркой не является гарантией успеха, намного важнее интеллектуальные наработки популярного бренда, его маркетинговые и сервисные схемы. Стоит учитывать и особенности вашего региона. Услуги и товары, которые пользуются большим спросом в Москве, могут быть абсолютно не востребованы в маленьком провинциальном городке. В этом случае ваш бизнес не спасут даже самые низкие отчисления.

Если вам интересен франчайзинг вы можете много узнать в нашем спецпроекте Школа франчайзинга

Найти подходящую франшизу можно в нашем Каталоге франшиз


Роялти. Что это такое?.pdf