Петербургский рынок косметики нацелился на импортозамещение

Но пока отрасль на 70% зависит от импортного сырья
Чтобы в дальнейшем наращивать производство косметики, компаниям нужно отечественное сырье /freepik

Петербургские производители косметики и химических компонентов ждут поддержки властей для импортозамещения зарубежной продукции. Как отмечают участники рынка, в первую очередь меры поддержки нужны производителям сырья. Сейчас российский рынок косметики зависит от импортных компонентов на 70%. До 2022 г. эта доля достигала 80%. Такие данные были озвучены на профильной комиссии по инвестициям Законодательного собрания Петербурга 24 ноября. Тем временем доля отечественной косметики на российском рынке за этот период выросла с 20 до 33%. Но чтобы в дальнейшем наращивать производство, компаниям нужно отечественное сырье. Ранее оно импортировалось из стран Европы, США, Японии, Южной Кореи.

Производители косметики и компонентов считают, что отрасль нуждается в большей доступности мер поддержки, дополнительных инвестиций в НИОКР и создании государственной программы для развития сектора.

По данным ИТ-компании «Эвотор», средняя выручка несетевых салонов красоты в Санкт-Петербурге в 2022 г. по сравнению с 2021 г. выросла на 19%, а средний чек – на 8% до 2153 руб., что в том числе связано с удорожанием импортной продукции. В связи с ростом цен на зарубежную косметику и уходом иностранных брендов салоны красоты были вынуждены переориентироваться на отечественную продукцию.

Напомним, что санкции на ввоз косметики и парфюмерии в Россию напрямую коснулись только продукции стоимостью дороже 300 евро. Соответствующие ограничения были введены в марте 2022 г. Однако ряд компаний приняли собственное решение покинуть отечественный рынок. В прошлом году в связи с геополитической ситуацией о приостановке деятельности в России объявили американская компания Estée Lauder (бренды MAC, Clinique, Bobbi Brown, Jo Malone, DKNY, Tom Ford Beauty), французская компания L’Oréal (бренды Garnier, Maybelline New York, Lancome, Vichy), немецкая компания Henkel (бренды Schwarzkopf, Fa, Taft, Brillance) и др.

В связи со сложившейся ситуацией отечественные компании, в том числе из Петербурга, уже стали замещать продукцию зарубежных игроков. По данным профильной комиссии заксобрания, сейчас в Петербурге насчитывается около 100 компаний-производителей парфюмерно-косметических изделий («Невская косметика», «Фирма ВИТА», «Натур Косметикс» и др.). Основную долю составляют малые и микропредприятия. Но для наращивания производства компаниям нужны компоненты.

Прямые санкции на поставку компонентов именно для производства косметики не вводились. Но в июне Евросоюз ввел VI пакет санкций, запретив ввоз на территорию России 79 наименований химических продуктов, 41 позиция в России не производится. Как отмечают эксперты, ряд компонентов, попавших в список, используется в косметической отрасли. По другим позициям наблюдались сложности с организацией поставок.

«В 2022 г. компании столкнулись с нарушением поставок сырья и повышением стоимости компонентов. Бесперебойных поставок сейчас не добиться, но компаниям частично удалось переориентироваться на дружественные страны», – пояснила омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова.

Заместитель генерального директора по развитию продуктового портфеля АО «Вертекс» Светлана Копатько отметила, что ряд поставщиков отказались поставлять сырье на отечественный рынок, а азиатские производители зачастую не могут обеспечить потребность отрасли в высокотехнологичных компонентах.

В Петербурге уже есть примеры, когда компании начали замещать импортное сырье. Так, в октябре АО «МБНПК «Цитомед» открыл в Особой экономической зоне «Новоорловская» производство ингредиентов для косметической отрасли за 100 млн руб., наладив выпуск трех пептидных активов. Тем не менее опрошенные изданием эксперты отмечают, что компании пока не готовы массово инвестировать в производство сырья.

«Отечественные компании уже начали производить ряд компонентов, например, ПАВ (поверхностно-активные вещества), которые используются в производстве шампуней, гелей для душа. Но в целом рынок косметического сырья – это малотоннажная химия, спрос на ряд компонентов относительно небольшой, поэтому компании зачастую не готовы инвестировать в этот сегмент», – отметил в беседе с изданием исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский.

Однако генеральный директор компании Dobrof (производит сырье для косметической, фармацевтической и пищевой промышленности) Сергей Димов полагает, что по ряду компонентов отечественные компании могут усилить работу, вложив в разработки собственные средства, но для отдельных компонентов потребуется включение в процесс сельскохозяйственной отрасли. «При этом важно, чтобы производители конечной продукции были готовы закупать отечественное сырье в долгосрочной перспективе», – пояснил Димов, добавив, что производителям сырья нужна уверенность, что их продукция будет востребована и дальше, если геополитическая обстановка изменится.

Участники рынка отмечают, что для комплексного решения накопившихся проблем производителям нужна государственная программа развития отрасли. Садыкова полагает, что это должна быть долгосрочная стратегия. Копатько добавила, что сначала необходимо составить перечень компонентов, которых не хватает косметическим компаниям и стимулировать их развитие внутри страны. Она пояснила, что поскольку импортное сырье дорожает, отечественные компоненты будут востребованы у производителей.

Председатель профильной комиссии по инвестициям Законодательного собрания Петербурга Дмитрий Панов в беседе с изданием отметил, что для наращивания производства сырья отрасли необходимо выделение дополнительных средств на НИОКР. При этом он отметил, что часть сырья можно закупать в Азии и странах Ближнего Востока, но чтобы найти качественные компоненты, нужно провести централизованный мониторинг внешних рынков.

Димов полагает, что поддержка нужна и производителям самой косметики. В том числе речь идет о субсидировании затрат на покупку оборудования, содействии в выходе компаний со своей продукцией в торговые сети и на экспортные рынки, добавил он.