Франшизы спортивного питания, обзорная статья

Франшизы спортивного питания, обзорная статья

С каждым годом увеличивается число россиян, предпочитающих вести здоровый образ жизни. Согласно статистике ВЦИОМ, в 2014 году ЗОЖ практиковали 52% нашей страны, а в 2015 году этот показатель вырос до 61%. Соответственно развиваются и рынки товаров, необходимых для поддержания данного образа жизни – например, спортивного питания.

Потребительская аудитория рынка спортпита растет пропорционально общему числу приверженцев ЗОЖ. Причем потенциальными клиентами магазинов, где можно приобрести протеиновые коктейли, витамины, кератины, полезные энергетики , снеки и прочую подобную продукцию, являются не только спортсмены-энтузиасты, но и обычные люди, которые хотят сделать свой рацион сбалансированным и снабжать свой организм максимумом питательных веществ.

Новые игроки появляются на рынке спортпита постоянно. Чтобы открыть магазин, нужна совсем небольшая площадь (для старта подойдет и пятачок площадью в 5 квадратных метров), а доход точка приносит стабильный: если покупатель решил работать над своим рационом, то пополнять запасы «продовольствия» он будет регулярно. Подавляющее количество новых магазинов, конечно, приходится на большие города с населением выше миллиона человек, однако спросом спортивное питание пользуется практически в каждом уголке России. В тех населенных пунктах, где нет возможности приобрести спортпит через магазины розницы, потребители заказывают доставку продукции через интернет.

Открытие самого простого магазина по франшизе (островок в торговом центре) обойдется предпринимателю в 500 тысяч рублей, вложения в павильоны и полноформатные магазины составят от одного до двух с половиной миллионов в зависимости от площади и ассортимента. Сам франчайзинговый пакет при этом будет стоить 250-400 тысяч рублей, а средний срок окупаемости подобного бизнеса – один год. На российском рынке действует несколько федеральных и крупных региональных сетей по продаже спортивного питания, которые осуществляют продажу своих франшиз. Поэтому предприниматель, решивший открыть магазин спортпита, может выбрать любой бизнес пакет от «старта» до «премиума», причем как в формате розницы, так и в виде интернет-магазина.

Тенденции развития рынка спортивного питания в Российской Федерации

За последнее время главным фактором, повлиявшим на развитие рынка спортивного питания в нашей стране, стали экономические санкции западных стран и девальвация рубля, последовавшие за присоединением Крыма к Российской Федерации. До этого времени подавляющее большинство продукции (около 90%) составляло спортивное питание, поставляемое из Канады, США и Германии, однако в 2014 году власти ввели «протеиновое эмбарго», под которое попал и спортпит, содержащий в составе сухое молоко и протеины. Кроме того, колоссальный рост цен на доллар и евро сделал поставки из-за рубежа гораздо менее выгодными.

Как результат, в России начало налаживаться производство отечественного спортпита. Однако большого доверия у потребителей эта продукция заслужить не смогла, поскольку фактически в РФ проводились только смешивание и расфасовка продуктов, а сырье по-прежнему ввозилось из-за границы (часто – контрабандными путями, например, под видом какао).

Осенью 2015 года правительство России сняло запрет на ввоз спортивного питания. Однако фактически его поставки в РФ и не прекращались.

Преимущества бизнеса по франшизе

  • Данный формат подходит даже для тех предпринимателей, которые только начинают знакомство с рынком спортивного питания. Начиная бизнес самостоятельно, предприниматель неизбежно столкнется с необходимостью изучать его законы и тенденции, а также – с некоторыми «подводными камнями» (см. ниже). Франчайзер же снабдит своего франчайзи инструкциями и рекомендациями, поделится бизнес-разработками и проведет необходимое обучение.

  • Помощь в налаживании контактов с поставщиками и минимизация риска «затоваривания». Неопытный предприниматель не знает, какие товары пользуются у покупателей наибольшей популярностью и постоянным спросом, а какие так и останутся лежать на полках и складе. Чтобы это выяснить, ему необходимо проводить маркетинговое исследование потребительского рынка. Однако даже оно не поможет ему ситуации, когда поставщик того или иного товара вдруг окажется недобросовестным. Минимизировать эти риски поможет опять-таки наставничество франчайзера – он проконсультирует франчайзи по поводу формирования ассортимента и даст контакты проверенных поставщиков.

  • Рекламная поддержка на региональном\федеральном уровне. Она может как входить в базовый франчайзинговый пакет, так и осуществляться за дополнительную плату (так называемый рекламный пай). Одним из самых действенных рекламных инструментов является Интернет, поскольку именно здесь потребители чаще всего ищут информацию о товарах, которые хотят приобрести. Именно поэтому многие известные бренды имеют онлайн-дубликаты своих магазинов.

Некоторые франчайзеры спортивного питания

Далеко не все сети спортивного питания продают франшизы своего бизнеса. Многие бренды предпочитают развивать бизнес собственными силами, без сотрудничества со сторонними предпринимателями. Тем не менее, на российском рынке действует несколько успешных игроков, которые готовы делиться своим опытом и правом пользования брендом с другими бизнесменами. Среди таких фирм – «Do4a Market», «VitaHit», «Fit-Health», «Пик формы», «Body-pit.ru» и другие.

Московская сеть «VitaHit» (26 магазинов) предлагает своим франчайзи три франчайзинговых пакета на выбор. Они различаются площадями торговых точек и наполняемостью торгового зала. Пакеты «Легкий старт» и «Стандарт» предназначены для островков в торговых центрах площадью в 5 квадратных метро. Паушальный взнос в обоих случаях составит 100 тысяч рублей, однако размер инвестиций при «Легком старте» составит 450 тысяч рублей, а при «Стандарте» - 750 тысяч. Кроме того, «Легкий старт», в отличие от «Стандарта», не предполагает поставку торгового оборудования, а первоначальная закупка товара должна быть сделана на 300 тысяч рублей. Пакет «Индивидуальный» рассчитан на торговый павильон площадью в 15 квадратных метров, закупка товара должна быть сделана на 800 тысяч рублей, а общий объем первоначальных инвестиций составляет не меньше 1 миллиона рублей. Выплата роялти ни в одном из трех пакетов не предусмотрена.

«VitaHit» предлагает своим франчайзи полную независимость от транспортных компаний (у бренда имеется свой автопарк) и гарантированную рентабельность бизнеса – если бизнес не будет приносить дохода, то компания может вернуть покупателю франшизы первоначальный взнос. Средний чек в магазинах сети, по данным маркетологов компании, составляет 3-4 тысячи рублей, а окупаемость вложений – от пяти до семи месяцев.

Федеральная сеть «Do4a Market» (21 магазин) предлагает предпринимателям открыть магазин спортивного питания в городе с населением от 200 тысяч человек. Первоначальные инвестиции в бизнес составят от 2,5 миллионов рублей, а стоимость франшизы – 500 тысяч рублей, причем в первый месяц франчайзи освобождается от необходимости выплачивать ежемесячные роялти, а по истечении этого срока платеж по роялти составит15 тысяч рублей плюс 2% от прибыли на маркетинговую поддержку. Средний срок окупаемости вложений – 1 год.

Санкт-петербургская сеть «Fit-Health» (19 магазинов) предлагает магазинный бизнес трех форматов – малого (30-50 квадратных метров), среднего (50-70 квадратных метров) и большого (70-120 квадратных метров). Минимальный стартовый капитал для открытия франшизного предприятия «Fit-Health» составляет 1 миллион рублей, при этом паушальный взнос не предусмотрен, а ежемесячные роялти составляют 10% от выручки магазина. Франчайзер берет на себя обслуживание точки (связь, сантехника, электрика и т.д.) и поставку необходимого оборудования. Окупается бизнес опять-таки в среднем за год.

Особая категория: интернет-магазины спортивного питания

Как уже было сказано выше, потребители товаров спортивного питания ищут информацию о необходимых позициях через Интернет – и закупают продукцию там же. В России существует две интернет-сети, которые осуществляют торговлю спортпитом и готовы делиться с другими предпринимателями своими бизнес-технологиями – воронежский бренд «Fit'N Food» (12 франшизных предприятий) и сеть «Bodybuilding shop» (31 франшизный Интернет-магазин).

«Bodybuilding shop» предлагает открытие Интернет-магазина на субдомене (сам магазин специалисты бренда создадут буквально за три дня, еще три недели уйдет на его индексацию поисковыми системами, а топовых позиций в поисковых запросах бизнес достигнет примерно за три месяца). Первоначальные инвестиции в закупку товаров составят 150-400 тысяч рублей, первоначальный взнос не предусмотрен, а ежемесячные роялти составляют 5 тысяч рублей. Франчайзер предоставляет франчайзи контакты поставщиков товара.

У бренда «Fit'N Food» система немного другая – их программисты создадут ваш магазин да отдельном домене (причем название и логотип вы сможете выбрать самостоятельно) и предоставят доступ к хостингу на сервере компании. Кроме того, франчайзер берет на себя региональное продвижение сайта и обеспечение его включения в топ-3 поисковых систем, предоставляет контакты поставщиков, проводит необходимое обучение, касающееся ассортимента магазина, принципов работы с курьерами и поставщиками, а также дает покупателю франшизы делать совместные закупки вместе с другими франчайзи бренда. Роялти в данном случае составляет 6 тысяч рублей в месяц, первоначальный взнос также не предусмотрен, а стоимость первоначальной закупки товара должна быть не менее 250 тысяч рублей.

Риски рынка спортивного питания в России

Неверный выбор франчайзера. Владелец бренда может выставить франшизному предприятию жесткие требования по планам продаж, объемам закупок, ассортименту и т.д., а может пустить контроль франшизного бизнеса на самотек – и то, и другое может негативно сказаться на доходе франчайзи.

Узкоспециализированная аудитория. Потребителей спортивного питания можно разделить на две категории – профессионалов (спортсменов) и любителей (всех остальных), причем профессионалы уже привыкли делать закупки спортпита в определенных точках либо онлайн-магазинах, и переменить их привычки будет непросто. Чтобы привлечь внимание к новой точке, необходима сильная рекламная поддержка и рекомендации спортивных тренеров, то есть полагаться исключительно на ту рекламу, которую обеспечивает франчайзер, не стоит.

Отсутствие сертификатов в России. Помните, что до сих пор практически половина поставок спортивного питания попадает в нашу страну полулегальным либо вовсе теневым путем, и, следовательно, не имеет нужных заверительных документов.

Риск «затоваривания» и неправильный подбор ассортимента. Всегда существует возможность, что в конкретно взятом магазине та или иная товарная позиция не найдет своего потребителя и будет впустую занимать место на полке или складе. Некоторые франчайзеры в таком случае предлагают франчайзи обмен неликвида на более ходовые позиции, однако условия такого обмена широкой публике не раскрываются.

Сезонность бизнеса. В период летних отпусков обычно наблюдается спад продаж спортивного питания, так как многие потребители прерывают свои тренировки.

Необходимость досконального знания продукции. Этим качеством должен обладать как предприниматель, так и продавец-консультант, работающий на точке. Последний вообще должен быть «ходячей энциклопедией» спортпита и свободно владеть знаниями как о торговых марках, представленных в магазине, так и о составе конкретных продуктов, чтобы дать грамотную консультацию покупателям-новичкам. Кроме того, продавец должен иметь соответствующий внешний вид – нетренированное тело, излишний вес и дряблые мышцы существенно уменьшат ценность советов продавца по поддержанию хорошей физической формы.

Посмотреть весь каталог франшиз.