Франшизы салонов оптики, обзорная статья

Франшизы салонов оптики, обзорная статья

Несмотря на перспективность бизнеса на салонах оптики, новичку трудно выжить в данной отрасли. Чтобы сделать свой бизнес конкурентоспособным и избежать столкновения с «подводными камнями» рынка оптики, дальновидные предприниматели приобретают франшизы под реализацию.

читать далее

Перспективность рынка оптики

В число потенциальных клиентов салонов оптики входит как минимум половина россиян. По статистике, около четверти жителей нашей страны носит очки или линзы, более половины наших соотечественников имеет проблемы со зрением, к тому же подавляющее большинство россиян носит солнцезащитные очки. При этом в стране наблюдается отрадный рост культуры потребления: все большее количество людей, нуждающихся в коррекции зрения, приобретает очки и линзы на у «нецивилизованных» продавцов (то есть на рынках и с лотков), а в специализированных салонах оптики (соотношение «цивилизованных» и «нецивилизованных» точек продаж на российском рынке сейчас примерно один к одному). На пользу данному бизнесу играют и модные тенденции: стильные оправы для очков сейчас находятся на пике популярности, и некоторые модницы, чтобы выглядеть интереснее, даже приобретают «пустышки» - очки с нулевыми диоптриями.

Тем не менее, даже в мегаполисах пока что не наблюдается перенасыщения салонами оптики. Данная рыночная ниша, заполненная примерно наполовину, сейчас активно развивается, привлекая молодых и амбициозных предпринимателей. Благодаря стабильному спросу на продукцию, салоны оптики имеют высокую антикризисную устойчивость. А отсутствие верхнего порога наценки на продукцию (характерного, например, для аптечного бизнеса), позволяет предпринимателям максимизировать свою прибыль (в некоторых салонах конечная цена товаров может превышать закупочную более чем на 350%).

Доля сетевых компаний на российском рынке оптики сейчас составляет порядка 60%, при этом масштаб влияния самого серьезного из сетевых игроков не превышает 4%, то есть можно говорить о том, что на сегодняшний день рынок оптики достаточно диверсифицирован. К лидерам сетевого сегмента относятся такие бренды, как «Очкарик», «Счастливый взгляд», «Линзмастер», «Айкрафт», «Смотри» и др.

Именно сети салонов демонстрируют наибольшие показатели выживаемости в кризис. Самостоятельные салоны так или иначе пострадали от девальвации рубля и повышения арендных ставок, из-за чего показатели прироста рынка, до 2015 года составлявшие порядка -100%, по прогнозам экспертов, в ближайшее время снизятся примерно на 20-30%. На фоне спада развития несетевых салонов инвестирование в открытие бизнеса вместе с известным брендом оптики выглядит особенно привлекательно, и на это есть несколько причин.

Во-первых, сетевики меньше частников страдают от повышения цен. Благодаря долгосрочному сотрудничеству с поставщиками и крупным заказам, они закупают товар по оптовым ценам и нередко - с большими скидками, что увеличивает рентабельность бизнеса. Во-вторых, крупные компании за годы работы выработали успешные бизнес-механизмы, в том числе и антикризисные. Эти эффективные технологии дополняются деловым опытом и хорошим знанием рынка.

И, в третьих, для новичка запуск бизнеса по франшизе означает, что не придется сталкиваться со многими сложностями - отпадают такие организационные моменты, как составление бизнес-плана, регистрация бизнеса, поиск поставщиков, составление дизайн-проекта торговой точки, подбор узкопрофильного персонала и т.п. – как правило, компания-франчайзер берет эти сложности на себя. Поэтому этап запуска «бизнеса под ключ» укладывается в достаточно сжатые сроки – через один-два месяца после подписания договора о покупке франшизы салон оптики обычно уже готов к открытию и приему первых покупателей.

Форматы франшиз

Прежде чем знакомиться с ключевыми игроками сегмента оптики, реализующими франшизы своего бизнеса, необходимо дать небольшой экскурс в многообразие форматов данной отрасли. Итак, по каким признакам могут различаться салоны оптики?

Ценовой сегмент. Ценовая политика салонов оптики подразделяется на три основных типа: премиум-класс (сеть «SMOTRI»), относительно-низкие цены («MIO Оптика») и демократичный сегмент, рассчитанный на покупателей с различным достатком (бренды «Айкрафт» и «счастливый взгляд»).

Продукция, услуги и бренды. Салоны могут быть как монобрендовыми, так и мультибрендовыми. Кроме того, некоторые салоны занимаются исключительно продажей очков, некоторые включают в ассортимент контактные линзы и аксессуары, тогда как другие салоны оказывают также профессиональные услуги по проверке зрения, подбору очков и контактных линз, а также их изготовлению. Последний вариант предполагает получение лицензии на производство медицинской техники и оказание офтальмологических услуг, тогда как для простой продажи никаких специальных разрешений не требуется.

Количество мастерских. Некоторые сети имеют централизованные мастерские, в которых изготавливается все очки, заказанные в представительствах бренда. Так, компания «Айкрафт» располагает промышленным роботом с цифровым программным управлением, который занимается обточкой линз для очков. Этот робот вместе с банком данных об очках и оправах находится в Москве, там же, где и головной офис компании – поэтому все заказы отправляются туда. Еще один салон, «Оптимист», располагает тремя мастерскими – в Москве, Балашихе и Железнодорожном.

Клиентам приходится ждать свой заказ в течение определенного времени, однако многие компании аргументируют процесс ожидания необходимостью соблюдения централизованных стандартов качества и тщательным контролем процесса изготовления очков, что немного «подслащает пилюлю» ожидания. Преимущества данной модели для франчайзи в том, что стартовый капитал для входа в бизнес будет сравнительно небольшим, и к тому же отпадает надобность в дополнительных тратах на обслуживание аппарата для производства линз, выплату зарплату мастеру и прочие сопутствующие расходы.

В то же время другие сети действуют по принципу «один салон – одна мастерская». Некоторые компании реализуют технологию «Очки за час», изготавливая линзы на аппаратах ручной настройки. Вложения в открытие салона оптики со своей мастерской будут более внушительными из-за затрат на производственное оборудование. Так, европейский бренд «OKVision» предлагает приобрести франшизу «VIP», которая предполагает производство очков непосредственно в салоне.

Предложения франшиз оптики

«Айкрафт»

Данная компания имеет аккредитацию Сбербанка РФ по программе «Бизнес-старт» и сеть более чем из трех сотен франшизных салонов. Инвестиции во франшизное предприятие «Айкрафта» обойдутся предпринимателю в 1.4-1,5 миллионов рублей. При этом франшизная политика бренда не предполагает выплату первоначального взноса и роялти. Окупаются вложения в среднем за 3-6 месяцев. Дочерним предприятием «Айкрафта» является бренд «MIO Оптика», позиционируемый как первая доступная оптика в России. Стартовый капитал при присоединении к данной сети составит от 800 тысяч до 1,3 миллиона рублей. По заверениям франчайзера, окупятся вложения за 2 месяца.

«Счастливый взгляд»

Сеть «Счастливый взгляд», насчитывающая более 110 салонов по России, позиционирует себя как народная мультибрендовая компания. «Счастливый взгляд» приглашает к сотрудничеству партнеров, желающих открыть салон под собственным брендом. Роялти и паушального взноса франчайзинговая политика компании также не предусматривает. Инвестиции составят от 1,85 миллионов рублей и окупятся они в срок от одного года.

«Оптимист»

Сеть бренда «Оптимист» охватывает 30 салонов, половина из которых работает по франшизе. Представительства компании открыты в Московской, Смоленской, и Брянской областях, а также в таких городах, как Тверь, Иваново и Казань. Салоны специализируются на подборе и продаже контактных линз, изготовлении, ремонте и продаже очков как демократического, так и дизайнерского формата, а также на продаже аксессуаров. Инвестиции в открытие франшизного салона «Оптимист» составят от 800 тысяч до 2,3 миллионов рублей, из которых 50 тысяч уйдет на первоначальный взнос сети. Выход на окупаемость начинается через год работы.

«OKVision»

Сеть бренда насчитывает более пятидесяти салонов. Сотрудничество по франшизе предполагает первоначальное наполнение товарного ассортимента, а последующие поставки будут оплачиваться исходя из условий конкретного пакета:

- Пакет «Лайт»: инвестиции – порядка 1,5 миллионов рублей, срок окупаемости – 4-6 месяцев, поставки – 50 на 50.

- Пакет «Премиум»: инвестиции – 1,75 миллиона рулей. Срок окупаемости – 6-8 месяцев, поставки – 80 на 20.

- Пакет «Премиум+»: инвестиции – 1,95 миллиона рублей, срок окупаемости – 9-11 месяцев, полное товарное наполнение.

- Пакет «VIP»: инвестиции – 3 миллиона рублей (создание собственной мастерской).

«SMOTRI»

Сеть бренда насчитывает более 20 салонов в Москве, Санкт-Петербурге и других российских мегаполисах. За пользование франшизой бренда предпринимателю придется заплатить первоначальный взнос в размере одного миллиона рублей, а на открытие салона понадобится 5-8 миллионов. Срок окупаемости составит примерно год.

Советы начинающему франчайзи: на что следует обратить внимание при выборе партнера?

Ассортимент. На прибыльность бизнеса влияет широка ассортимента и процент эксклюзивных позиций (так, «Айкрафт» обещает своим франчайзерам, что их товарное наполнение будет на 90% состоять из эксклюзива). Кроме того, на прибыль влияет и частота пополнения ассортимента – если в салоне будут регулярно появляться сезонные коллекции и актуальные модели, то и покупателей будет больше.

Наценка. Как было сказано выше, на рынке оптики не существует верхнего порога наценки при перепродаже товаров, и на актуальные бренды и модели ритэйлеры могут «накидывать» и по 500-1000% от себестоимости продукции. Однако крупные сетевые компании стараются соблюдать определенный баланс, чтобы не отпугнуть покупателей неоправданно высокими ценами, и наиболее адекватная наценка в данной сфере составляет 300-350%.

Обучение. Зачастую рекламы франчайзеры утверждают, что их партнеру не обязательно иметь опыт предпринимательской деятельности, чтобы добиться успеха. Это утверждение имеет под собой реальную основу в том случае, если франчайзинговый пакет предполагает обучение нового партнера и поддержку его бизнеса. Так, франчайзи брендов «Счастливый взгляд» и «Айкрафт» проходят двухмесячное обучение основам ведения бизнеса и получают соответствующие аттестаты. Вышеупомянутые бренды и компания «OKVision» также предоставляют своим франчайзи менеджеров-кураторов, которые помогают подопечным головной компании решать возникающие вопросы.

Технологии работы. Необходимо обратить внимание на то, какие технологии франчайзер использует изготовлении продукции, диагностике зрения и т.д. – ручные или автоматизированные. Это важно, так как методы работы влияют на скорость и качество выполнения заказов. Кроме того, стоит уточнить, есть ли у компании собственное программное обеспечение, предоставляется ли франчайзи IT-поддержка, система учета товара, насколько развита логистическая система и т.п.

Рекламная политика. В этом пункте предпринимателю следует обратить внимание на то, осуществляет ли франчайзер рекламную поддержку партнеров, компенсирует ли расходы на рекламу, предоставляет ли макеты промо-материалов, организует ли промо-акции, имеет ли дисконтную систему и т.д. Также следует оценить официальный сайт компании, интернет-магазин (если он имеется), частоту упоминаний бренда в СМИ и его публичный имидж.

Посмотреть весь каталог франшиз.

Франшиза OKVISION
OKVISION

от 1 500 000 руб.

OKVision® — мировой производитель контактных линз и средств по уходу за ними, а также официальный дистрибьютор многих известных мировых брендов оправ и солнцезащитных очков.

Франшиза GOODLOOK glasses store
GOODLOOK glasses store

от 760 000 руб.

Компания GOODLOOK glasses store приглашает Вас стать партнером в регионах России.

Франшиза NAU! Ottica
NAU! Ottica

от 3 500 000 руб.

Успех NAU! — это «Fast Fashion» подход к очкам: все очки разработаны дизайнерами самых лучших итальянских брендов, но розничная цена доступна каждому (оптические модные оправы от €30 до €70; солнцезащитные очки от €40 до €60). В результате этого, NAU! превращает оптику в модный аксессуар, который можно очень часто обновлять в многообразных вариантах на любой вкус.