Франшизы супермаркетов и продуктовых магазинов, обзорная статья

Франшизы супермаркетов и продуктовых магазинов, обзорная статья

На сегодняшний день российский рынок ритэйла не пестрит предложениями о покупке франшиз продуктовых магазинов. Большинство федеральных продуктовых сетей стремятся расширять географию влияния своими силами, открывая филиалы. Однако некоторые сети все-таки готовы предоставить сторонним предпринимателям возможность открыть франшизное предприятие. Среди них – бренд «X5 Retail Group» (магазины «Перекресток» и «Пятерочка»), а также компании «Metro» и «SPAR».

читать далее

Как кризис сказался на продуктовых магазинах?

Казалось бы, еда – это продукт первостепенной важности, то, без чего человек обойтись не может. Однако даже рынок незаменимых товаров оказался подвержен влиянию экономических колебаний. 

Главной тенденцией последнего времени является сокращение числа продуктовых рынков и традиционных «местечковых магазинов». Данным игрокам стало гораздо сложнее выживать, и мало кто сейчас отважится открыть одиночный «небрендовый» магазин, поскольку добиться прибыльности подобного предприятия становится все сложнее. Продуктовые рынки и небольшие магазины постепенно вытесняются более серьезными игроками – представительствами крупных продуктовых сетей. Согласно статистике, предоставленной GFK, за 2015 год доля сетевых продуктовых магазинов в данном рыночном сегменте составила 33%. Соседство с крупным ритэйлером невыгодно любому небольшому магазину: часто традиционные магазины разоряются именно из-за того, что их «соседями» становятся представители крупных федеральных или региональных сетей. В кассы сетевых ритэйлеров поступает больше половины повседневных трат россиян (на 2015 год этот показатель составил 54%). Даже несмотря на экономический кризис и санкции, продажи крупных ритэйлеров неуклонно растут. Особенно контрастно их оптимистичные показатели выглядят в сравнении с общей ситуацией на рынке. Так, за период с января по август прошлого года продажи в продуктовой рознице снизились на 8,2%. В то же время только за август 2015 года показатели продаж сетей «Магнит» и «Дикси» возросли на 20,76% и 12,9% соответственно.

Лидерами российского продуктового ритэйла за прошлый год стали такие крупные сети как «Пятерочка», «Магнит», «Ашан», а также гипермаркеты «Атак», «Metro Cash&Carry», «Магнит», «Лента», «Дикси» и «Перекресток». Наибольшее влияние крупные сети имеют в европейской части России. За Уралом и на Дальнем востоке их экспансия значительно ослабевает – во-первых, из-за удаленности от головной компании и более сложного контроля представительств, во-вторых, из-за возрастающих трат на логистику и строительство новых распределительных центров, ну и в третьих – просто из-за менее развитой инфраструктуры.

Что касается тенденций в развитии сетевых ритэйлеров, то наиболее перспективным направлением развития сейчас является небольшой сетевой магазин-дискаунтер формата «у дома». Такие магазины, расположенные, как правило, на первых этажах многоэтажных жилых домов, показали себя лучшим антикризисным решением – сейчас россияне гораздо чаще делают покупки в них, нежели в гипермаркетах. Так, доходы сети «Магнит» с 2014 года по 2015 год возросли на 2% именно благодаря ставке на магазины «у дома». Поэтому об открытии сетей данного формата задумались даже те бренды, которые раньше работали исключительно в формате гипермаркетов. Так, немецкая компания «Metro Cash&Carry» собирается усилить свои позиции в российских регионах за счет открытия сети магазинов «у дома» под торговой маркой «Фасоль». Сеть «О'Кей» развивает направление магазинов доступных цен под названием «Да!». А в Москве уже начал работу новый формат деятельности французской компании «Ашан» - продуктовые магазины «Каждый день».

Почему федеральные сети избегают франчайзинга?

Неуклонно растущие показатели федеральных и региональных продуктовых ритэйлеров вовсе не означают, что все эти компании открыты к сотрудничеству со сторонними предпринимателями, желающими приобрести франшизу под реализацию. Как уже было сказано выше, большинство крупных сетей предпочитают развиваться самостоятельно.

Франчайзинг подразумевает, что на франчайзера накладывается определенная ответственность перед франшизным предприятием. Кроме того, покупка франчайзингового пакета предполагает, в частности, предоставление четких инструкций, алгоритмов и практических рекомендаций по ведению бизнеса, которые обеспечивают прибыльность предприятия. А сфера продуктового ритэйла подвержена влиянию слишком большого количества переменных, поэтому расчеты ее прибыльности сложно загнать в рамки типовых алгоритмов. Кроме того, некоторые крупные бренды отказываются развивать свое влияние в отдаленных районах России из-за возрастания затрат на логистику.

Однако даже те сети, которые практикуют политику франчайзенга, крайне неохотно сотрудничают с рядовыми предпринимателями, отдавая предпочтение уже действующим магазинам или небольшим сетям, поскольку провести ребрендинг гораздо менее хлопотно и затратно, чем открыть магазин с нуля.

Некоторые региональные бренды развивают франшизный бизнес строго на определенных территориях. Так, агрохолдинг «Русское поле», действующий на рынке под торговой маркой «Павловская курочка», продает франшизы предпринимателям, ведущим деятельность на территории Владимирской и Нижегородской областей, а закрытое акционерное общество «Агро Инвест» (торговая марка «Царь-Продукт» открывает франшизные предприятия, расположенные не далее чем 200 километров от Москвы и 200 километров от Волгограда.

Схема работы «от фермы до прилавка», которую практикуют подобные компании, выгодна в первую очередь своей независимостью от сторонних поставщиков, а размер первоначальных инвестиций в открытие небольших фирменных магазинов достаточно скромный (так, франшиза «Царь-Продукта» будет стоить 150 тысяч рублей, а общая сумма инвестиций во франшизное предприятие данного бренда составит 400 тысяч). Однако цены на продукцию в подобных магазинах выше, чем у сетевых ритэйлеров, поэтому фирменные магазины стараются открывать свои точки как можно ближе к месту проживания своих покупателей и в то же время как можно дальше от «сетевиков».

Преимущества франшиз продуктовых сетей

Более быстрый запуск предприятия. Франчайзеры продуктовых сетей предоставляют как теоретическую, так и практическую помощь в открытии франшизного магазина. Поддержка франчайзера выражается в предоставлении всевозможных инструкций, алгоритмов, практических рекомендаций, включая разработку проекта магазина, политику ценообразования и формирование ассортимента. Кроме того, при покупке франшизы продавец обычно снабжает покупателя программным обеспечением. В котором осуществляется учет товаров.

Облегчение взаимодействия с поставщиками. Сетевые ритэйлеры обычно делают большие объемы закупок, благодаря чему поставщики готовы сотрудничать с ними на более выгодных условиях. А снижение закупочных цен, в свою очередь, означает, что сетевые ритэйлеры имеют возможность устанавливать цены на ассортимент ниже, чем в традиционных магазинах, и именно этот фактор привлекает в крупные сети большинство покупателей.

Маркетинговая и рекламная поддержка. Крупные сети располагают макетами рекламных листовок, сценариями промо-акций и технологиями внедрения бонусных программ и программ лояльности. Всем этим они готовы поделиться со своими франчайзерами.

Помощь в подборе и обучении персонала. Франчайзер снабжает предпринимателя-франчайзи пошаговыми инструкциями по проведению собеседований и методиками оценки кандидатов. Обучение персонала может проводиться как в виде стажировок в магазинах головной компании, так и посредством семинаров и тренингов.

Проведение аналитики продаж франшизного магазина. Некоторые франчайзеры в целях максимизации отдачи от франшизного магазина проводят аналитику его продаж – это помогает франчайзи увидеть слабые и сильные стороны своего бизнеса и скорректировать курс его ведения.

Франшизы продуктовых сетей в России

«X5 Retail Group»

Данная компания предоставляет возможность покупки трех видов франшиз – «Пятерочка», Перекресток» и «Перекресток Экспресс». « X5 Retail Group» практикует систему обратного франчайзинга – ее суть сводится к тому, что франчайзер формирует ассортимент товара и предоставляет его франчайзи, который получает вознаграждение в виде наценки за реализацию.

Максимальный ежемесячный доход от магазинов «Пятерочка», согласно данным бренда, составляет 2 миллиона рублей. Чтобы открыть магазин по данной франшизе, необходим стартовый капитал размером 7-15 миллионов рублей (конкретная сумма зависит от региона и от площади магазина), а также помещение размером около 300 квадратных метров. Окупаются вложения в среднем за полтора года.

Франшизу магазинов шаговой доступности «Перекресток Экспресс» компания реализует с 2010 года. В отличие от демократичной «Пятерочки», перекресток рассчитан на покупателей с более высоким доходом. Покупка данного бизнеса доступна только для Москвы и близлежащих городов, потому что более половины ассортимента составляет продукция категории «фреш» (охлажденное мясо, овощи, фрукты и т.д.), из-за чего поставки товаров осуществляются малыми партиями. Для открытия франшизного магазина «Перекресток Экспресс» потребуется стартовый капитал в 5-8 миллионов рублей и небольшое помещение площадью в 100-250 квадратных метров. Полномасштабный же супермаркет «Перекресток» потребует гораздо более внушительных вложений (2 миллиона для ребрендинга действующего магазина и около 60 миллионов для открытия супермаркета «с нуля» в строящемся здании без ремонта) и площади (около 100 квадратных метров). Срок окупаемости франшизного супермаркета «Перекресток Экспресс» составляет от 7 до 20 месяцев, а супермаркета «Перекресток» - в среднем два с половиной года.

«SPAR»

Эта сеть из Нидерландов работает на российском рынке по системе субфранчайзинга. Генеральные франшизы могут приобрести только крупные дистрибьюторские сети, а вот стать субфранчайзерами компании имеют возможность владельцы небольших сетей и даже отдельных магазинов. «SPAR» предлагает два варианта открытия субфраншизного магазина: стандартный супермаркет «у дома» площадью около 1000 квадратных метров и «SPAR Express» - небольшой магазинчик на автозаправочной станции, площадь которого составляет 100-200 квадратов. Инвестиции во франшизный бизнес голландского бренда начинаются от 5 миллионов рублей.

«METRO»

Немецкая сеть тоже решила заняться осваиванием российского розничного рынка. В 2015 году руководство бренда заявило о том, что продуктовая сеть «Фасоль». На данный момент представленная в Москве, Казани и Калужской области, скоро начнет завоевывать новые регионы. Паушального взноса и роялти франшизное сотрудничество с немецкой компанией не предусматривает, при этом потенциальный франчайзи должен располагать площадью в 50-150 квадратных метров и делать ежемесячные закупки не менее чем на 300 тысяч рублей (товарный ассортимент насчитывает около 600 наименований).

Франшиза Едим Дома
Едим Дома

от 3 000 000 руб.

«Едим Дома» уникальный проект Продюсерского центра А.С. Кончаловского. В «Едим Дома» можно приобрести различные кулинарные рецепты, посуду и все что необходимо для приготовления кулинарных шедевров в домашних условиях

Франшиза Зорька и Милка
Зорька и Милка

от 1 400 000 руб.

Я и моя команда ищем активных и сильных партнеров, чтобы вместе изменить мир к лучшему, предлагаем Вам приобрести франшизу сети магазинов натуральных продуктов под брендом «Зорька и Милка».

Франшиза Пятёрочка
Пятёрочка

от 5 000 000 руб.

Федеральная сеть универсамов «Пятерочка» представлена в большинстве регионов европейской части России и Урала. Сеть насчитывает более 3000 магазинов формата « «экономичный универсам», расположенных в шаговой доступности от покупателя.

Франшиза Перекресток
Перекресток

от 3 500 000 руб.

«Перекресток» – один из лучших в ритейле СВЕЖИХ продуктов питания, способный обеспечить оптимальные цены в формате «супермаркет», высокий уровень сервиса и все условия для удобного совершения покупок около дома/по дороге домой.

Франшиза Балтийский Хлеб
Балтийский Хлеб

от 2 400 000 руб.

Компания «Балтийский Хлеб», родоначальник продажи свежеиспеченного хлеба в Санкт-Петербурге, работает на рынке уже более 13 лет,

Франшиза РАМФУД
РАМФУД

от 100 000 руб.

Магазин «Рамфуд» — это концептуальный магазин мясопродуктов с высоким уровнем обслуживания.

Франшиза Мясокомбинат Астраханский

Продукция компании представлена во всех федеральных гипермаркетах города, в более 1000 магазинах традиционной розницы, а также в торговой сети под собственной торговой маркой "Мясокомбинат Астраханский"