Франшизы общественного питания, обзорная статья

Франшизы общественного питания, обзорная статья

Рынок общественного питания пестрит предложениями бизнес-франшиз буквально на любой вкус и кошелек. Если грамотно подойти к выбору партнера, то прибыльную франшизу можно найти вне зависимости от цены, формата, направления развития и других параметров. Обладая достаточным первоначальным капиталом, предприниматель может открыть как киоск с шаурмой или китайской лапшой, так и ресторан.

читать далее

Богатство выбора: как определиться с франшизой?

Такое богатство выбора не может не затруднять процесс принятия окончательного решения. Имея перед глазами множество предложений, предприниматель (особенно начинающий) зачастую долго не может определиться, на какого франчайзера ему все-таки сделать ставку. А отсутствие опыта ведения собственного бизнеса иногда подталкивает к неверному выбору.

Первое, что следует узнать, рассматривая в качестве франчайзера ту или иную компанию – есть ли у потенциального франчайзера опыт самостоятельного запуска того предприятия, которое вы планируете запустить под его руководством. Если есть – то повышаются шансы на то, что деловая поддержка, обещаемая франчайзинговым пакетом, будет действительно оказана вашему бизнесу. Если же, скажем, вы планируете приобрести франшизу кафе у сети, которая до этого специализировалась исключительно на ресторанах, то существует вероятность, что франчайзер просто делает попытку освоить новый рыночный сегмент за счет своего франчайзи. Либо – что потенциальный франчайзер чересчур надеется на популярность своего бренда, преувеличивая его значение и влияние на потребителей. Помимо собственно бренда, на выбор потребителей влияет множество других факторов, и поэтому стереотип о том, что франчайзинг является торговлей брендом, ошибочен и опасен. Иногда грамотно разработанное франшизное предложение от не очень известного бренда оказывается более выгодным, чем открытие франшизного заведения популярной сети, отправляющей своих представителей в «свободное плавание».

Корпоративный стиль

Большинство франчайзеров крайне требовательно относятся к соблюдению корпоративного стиля. Регламент франчайзингового пакета определяет, в каких тонах и по каким эскизам должны быть оформлены помещение заведения и его вывеска, какой должна быть форма персонала, какого цвета должна быть мебель и как ее следует расставить. Этот строгий регламент имеет под собой экономическое обоснование: заведения, оформленные по единому образцу, делают бренд более узнаваемым и действительно воспринимаются как части одной успешной компании. Если же, допустим, вывески у франчайзи и франчайзера различаются хотя бы цветами, то покупатели не ассоциируют франшизное заведение с известным брендом. Таким образом, поток посетителей снижается. Поэтому франчайзеры стремятся поддерживать убежденность потребительской аудитории в том, что все заведения, действующие под их брендом (как прямые филиалы, так и франчайзи) действительно принадлежат к мощной сети и работают по ее стандартам.

Из-за такого регламента открытие франшизного заведения иногда может быть менее выгодным, чем самостоятельный бизнес. Предприниматель, не скованный рамками бренда, волен вносить изменения в свой бизнес, когда ему это покажется целесообразным, а не ждать одобрения головной компании (причем бюрократия, характерная для большинства масштабных сетей, делает маловероятным введение каких-либо инноваций, предлагаемых франчайзи). Кроме того, самостоятельный предприниматель может сам выбирать поставщиков, в то время как франчайзи вынужден сотрудничать с теми производителями, которых указал ему его партнер. Кроме того, внушительный первоначальный взнос, характерный для франшиз известных брендов общественного питания, не всегда гарантирует отдачу в виде интенсивного клиентопотока.

Монополизация рынка фаст-фуда

Российский рынок франшиз «быстрого питания» сейчас в известной степени монополизирован. Бал здесь правят по большей части известные международные сети: «Subway», «McDonald’s», «KFC», «Burger King» и некоторые другие. Конечно, существуют и конкурентоспособные сети регионального масштаба, однако они по большей части не настроены на сотрудничество с франчайзи, поскольку озабочены вопросами собственного выживания. Поэтому предприниматели, решившие открыть именно точку фаст-фуда и хотят выйти на рынок под известным брендом, сталкиваются с довольно ограниченным кругом предложений и вынуждены соглашаться на те условия, которые устанавливают данные франчайзеры (на внушительный паушальный взнос, соблюдение жестких корпоративных стандартов, высокие требования к франчайзи, тщательный отбор вариантов помещения и т.д.).

Пожалуй, самой демократичной в этом плане сетью является «Subway», руководство которой ориентировано на открытие как можно большего количества точек. Если «McDonald’s» и некоторые другие бренды настроены на сотрудничество только с крупными компаниями, располагающими солидными средствами, и пытаются искусственно завысить свой уровень, называя свои заведения ресторанами, то «Subway», выражаясь простым языком, нос не задирает. Паушальный взнос за присоединение к данному бренду составляет около 7,5 тысяч долларов (тогда как у «Burger King» первоначальный взнос будет порядка 29,5 тысяч долларов, у «KFC» - 48,4 тысячи, а у «McDonald’s», согласно некоторым источникам – примерно 45 тысяч долларов). Требования к помещению у «Subway» тоже гораздо более скромные, чем у других гигантов фаст-фуда: для открытия франшизной точки сети будет достаточно 50 квадратных метров, тогда как остальные вышеперечисленные компании требуют, чтобы франчайзер располагал точкой площадью в 80-100 квадратов. Инвестиции в открытие франшизного заведения начинаются от 5 миллионов, а в случае с полноценными «ресторанами» «McDonald’s» и «KFC» эта сумма может превышать 40 миллионов.

Что касается роялти за пользование франшизой, то в большинстве случаев оно составляет 5-6% от прибыли. Дополнительно собирается плата в рекламный фонд, расходуемый на оказание маркетинговой и пиар-поддержки. Так называемый «рекламный пай» составляет в среднем 2%. Рентабельность фаст-фуд проектов составляет примерно 20%.

Франшизы ресторанов: особенности рынка

Совершенно иная картина наблюдается в ресторанной сфере. Во-первых, ресторанный рынок гораздо менее монополизирован, и зачастую сеть, имеющая большую популярность в одном регионе, может быть совсем не известна за его пределами. Уровень конкуренции здесь гораздо выше, поэтому франчайзеры действительно заинтересованы не только в привлечении франчайзи, но и в их развитии. Поэтому помощь ответственного франчайзера здесь гораздо более ощутима, чем в сфере фастфуда: это и бизнес-технологии, и обучение предпринимателя и его сотрудников, и содействие в поиске помещения, и курирование бизнеса.

В ресторанной отрасли мало игроков, амбиции которых охватывают общероссийский рынок – чаще всего сети-франчайзеры стараются развивать свой регион, открывая представительства в «родном» городе и близлежащих местах – там, где репутация бренда работает на приток клиентов. При том каждый отдельный случай требует маркетингового исследования, поскольку даже если определенная сеть пользуется любовью посетителей в одном городе, это вовсе не гарантирует того, что в соседнем населенном пункте ее ждет такой же успех.

Наиболее популярны и востребованы сейчас рестораны итальянской и японской кухне. Покорять ту бизнес-сферу сейчас отваживаются только опытные рестораторы, поскольку конкуренция в этой сфере ресторанной отрасли наиболее высока. Также обороты набирают рестораны азиатской кухни.

Стартовый капитал для входа в ресторанный бизнес будет гораздо менее внушительным, чем для покупки франшизы фаст-фуда. Так, для открытия ресторана понадобится сумма от двух миллионов рублей, роялти обычно не превышает 5% (поскольку франчайзеры осознают все сложности ведения бизнеса), а маркетинговый сбор колеблется в пределах 1% от прибыли. Первоначальный взнос за пользование франшизой начинается от 300 тысяч рублей (сеть пиццерий «Pizza Time», сеть ресторанов «Grillmaster»). Сеть ресторанов «Вилка Ложка» запрашивает паушальный взнос в размере уже 700 тысяч рублей, а стартовый капитал для открытия заведения этой сети составляет 9 миллионов рублей.

Однако существуют и исключения из общей закономерности касательно меньших вложений. Так, популярная международная сеть «Hooters» запрашивает первоначальный взнос, превышающий даже аппетиты сети «McDonald’s» - плата за пользование франшизой бренда составит 75 тысяч долларов. А вложения в открытие ресторана «Hooters» оцениваются в 800 тысяч долларов.

Сложности ресторанной отрасли

«Сырое предложение». В ресторанной отрасли бренд имеет гораздо меньшее значение, чем в сфере фаст-фуда. Поэтому франчайзинговый пакет должен не просто предоставлять право на пользование раскрученной вывеской, но и содержать эффективные бизнес-механизмы и поддержку франшизного бизнеса. 

Выбор франчайзера. Сложность ресторанной отрасли заставляет предпринимателей франчайзи учитывать множество факторов при выборе франчайзера. Бизнесмены, подходящие к тому делу ответственно, самостоятельно посещают заведения облюбованных сетей и общаются не только с представителями компаний, но и с действующими франчайзи сетей, а также – с их посетителями. Кроме того, если предприниматель, желающий приобрести ту или иную франшизу, не владеет экономическими знаниями, ему лучше обратиться к независимым профессионалам (экономистам и финансистам), чтобы минимизировать риск покупки убыточной франшизы и верифицировать те показатели, которые франчайзер указал в своей рекламе.

Точки быстрого обслуживания

Данный формат – это наименее затратный вариант открытия своего бизнеса в сфере общественного питания. К точкам быстрого обслуживания относятся пекарни с выдачей заказов, мобильные кофейни, киоски без зоны приема гостей, различные пункты стрит-фуда и т.п. Одним из преимуществ формата таких точек является возможность удачно вписаться в нишу даже в крупных городах, ведь не в каждом районе есть точки по продаже вафель, блинчиков, блюд азиатской кухни, хот-догов и других блюд, поэтому заведение, реализующее соответствующую продукцию, придется как нельзя кстати. Сколько людей – столько и вкусов, поэтому любое блюдо имеет свою потребительскую аудиторию.

Практически каждый франчайзер в данном сегменте ориентирован на открытие определенного количества точек, и поэтому предлагает очень демократичные условия сотрудничества для предпринимателей. Так, сумма роялти у многих сетей чисто символическая либо вообще отсутствует (как у бренда «Вафельница»). Минимальный размер помещения (для передвижных модулей приготовления и небольших киосков) - 5 квадратных метров. Паушальный взнос за покупку франшиз точек быстрого питания составляет от 300 тысяч до 1 миллиона рублей, хотя бывают и случаи, когда стоимость франшизы составляет и меньшую сумму. Стартовые инвестиции обычно укладываются в 500 тысяч рублей. Данная сумма может быть и меньшей, однако в таком случае франчайзер почти наверняка будет настаивать на открытии сразу нескольких точек. 

Для примера: франшиза популярной сети японской кухни «Суши Wok» обойдется предпринимателям в 420 тысяч рублей, роялти выражен фиксированной величиной – 10 тысяч рублей ежемесячно, а стартовый капитал для открытия точки будет порядка 1,2 миллиона рублей.

Посмотреть весь каталог франшиз.

Франшиза Хлеб из тандыра
Хлеб из тандыра

от 500 000 руб.

Наша франшиза ни при открытии, ни в ходе работы, не требует больших инвестиций. Этот бизнес не подверженный кризису и сезонным колебаниям — хлебобулочные продукцию едят всегда!

Франшиза Coffee Woods
Coffee Woods

от 395 000 руб.

Самая быстро растущая кофейня на рынке Coffee Woods Уже на второй месяц работы мы заработали 253 760р хотите также? Никаких “а что если...?”

Франшиза Вафельница
Вафельница

от 585 000 руб.

«Вафельница» – это огромный простор для кулинарного творчества. Десятки уникальных рецептов. Все для того, чтобы удивлять и радовать ваших покупателей каждый день.

Франшиза Бодрый день
Бодрый день

от 60 000 руб.

Сеть кофеен по продаже кофе с собой и свежей выпечки. Идеальный вариант для бизнеса - небольшие вложения, короткий срок окупаемости.

Франшиза Шоколадница
Шоколадница

от 4 000 000 руб.

На сегодняшний день сеть кофеен «Шоколадница» – одна из крупнейших и самых динамично развивающихся компаний в сфере ресторанного бизнеса в Москве, регионах России и странах СНГ.

Франшиза БАСКИН РОББИНС
БАСКИН РОББИНС

от 2 100 000 руб.

Компания «Баскин Роббинс» предлагает уникальную, многократно опробованную концепцию открытия и успешного функционирования кафе-мороженого под всемирно известной торговой маркой.

Франшиза Cup Cup
Cup Cup

от 50 000 руб.

Компания является представителем формата крафт кофейни (кофе на вынос) — это кофе который варится по исконным традиционным рецептам.

Франшиза Red Cup — твой кофе с собой

История Red Cup началась с одной маленькой точки, открытой в сентябре 2011 года. Мы одними из первых начали варить кофе формата take away в нашем городе. Шло время, и у людей появился неподдельный интерес к нашей продукции. А у нас родилась идея создания бренда Red Cup.

Франшиза Якитория
Якитория

от 18 000 000 руб.

«Якитория» - уютное кафе с современным японским интерьером, разнообразным меню, невысокими ценами и демократичной обстановкой.

Франшиза Pomodoro
Pomodoro

от 500 000 руб.

Мини пиццерии формата возьми с собой, в шаговой доступности, с минимальными ценами, настоящего итальянского качества, без заготовочного цеха.