Сегодня 24 июля
341

Столовая: бизнес план

Этапы открытия и важных нюансах ведения бизнеса, найм сотрудников и расчеты и многое другое

Если вы замечали тенденцию сокращения числа столовых по всей России, то вы не ошиблись. Их действительно становится всё меньше. На вопрос есть простой ответ. Молодое поколение стереотипно считает заведения общественного питания формата «столовая» - пережитком ушедшего времени. Простыми словами – немодно это сейчас. 

Предпринимателям же приходится идти на различные ухищрения называемые в современном обществе реорганизация и ребрендинг. Кто переименует в ресторан, кто в кафе, а кто и вовсе смену ассортимента во главу угла поставит. Однако не нужно забывать, что людей нелогично полагающих, что домашняя еда в заведениях такого типа – аппендикс Советского Союза на самом деле не так много. Людей же находящих немалую толику удовольствия от простых вкусных блюд и соразмерным ценником по-прежнему гораздо больше. 

Поэтому бизнес основанный на организации столовой отнюдь не бесперспективный. Наоборот, эта ниша становится всё более привлекательной. Но как бы там ни было, бизнес остаётся бизнесом, и чтобы открыть заведение с нуля, нужно очень основательно подготовиться. 

Регистрация бизнеса 

Процесс регистрации юридического права на ведение бизнеса – процедура стандартная, но совсем небыстрая и простая. Особенно, если учитывать тот факт, что заниматься вы панируете общественным питанием. А на такие виды услуг потребуются дополнительные лицензии и разрешения 

Но для начала как любому предпринимателю потребуется выбрать из существующих вариантов организационно-правовой формы. И лучше заранее знать, чем эта форма будет вам потом аукаться. Поэтому не примените воспользоваться услугами или советами знающего человека, либо же потратьте побольше времени на собственный ликбез, если есть пробелы в знаниях. Стандартная форма в этой нише – индивидуальный предприниматель. 

Не лишним будет напомнить, что составление бизнес-плана – процесс долгий и кропотливый, так как он должен отражать все характеристики вашего будущего заведения, начиная от места положения, и заканчивая планом развития на будущее. 

Там же должен быть прописан и подробный план оказываемых услуг. Например: 

- горячие завтраки, горячие обеды, салаты … (приготовление и реализация) 

- организация банкетов, корпоративных вечеров, свадеб 

И даже ассортимент меню по возможности точно также описывается в бизнес-плане. Если вы планируете стандартный подход в организации русской кухни, то скорее всего основу меню будут составлять 3-4 вида супов, солянка, блюда из картошки, мясные блюда и салаты. 

Анализ ситуации на рынке 

Маркетинговые исследования – удел не только современных видов бизнеса, но и бизнеса вообще. Без подробного анализа множества составляющих вы сможете только предполагать, а нужно располагать фактами и конкретными данными, чтобы успешно выстраивать схему организации и развития вашего заведения. Только так можно прийти к успеху. И, конечно, все данные будут подробно заноситься в бизнес-план. 

Основной темой исследований станет ситуация на действующем рынке. В первую очередь в районе вашего будущего действия, а лучше вдобавок и вообще в населённом пункте, в особенности, если вы планируете открывать не в самом крупном городе. 

В ходе этого рыночного анализа важно получить данные по многим критериям. Например, о наличии и стратегии конкурентов. Причём желательно получить данные обо всём, что с ними связано. Во-первых, это поможет вам при формировании цен и ассортимента. Во-вторых, вы будете знать, с какими сложностями столкнулись эти фирмы и вероятнее всего столкнётесь и вы. В-третьих, сможете продумать развёрнутую стратегию конкурентной борьбы, в случае её необходимости. 

Помещение 

В том что выбор помещение под будущий общепит – занятие архи-важное, сомнений ни у кого не возникает. Всё потому, что именно от расположения столовой, а не только от вкусных деликатесов и рублёвых цен будет зависеть количество посетителей. А от количества посетителей – непосредственно ваш ежемесячный доход и возможность развиваться. 

Самым оптимальным местом для организации заведения будет такой район, где в шаговой доступности есть офисное здание, либо же крупное предприятие. Обусловлено это просто вещью – все любят хорошо пообедать и не все любят носить на работу с собой еду в контейнерах. 

Иногда можно рассмотреть варианты создания столовой в только что открывшемся торговом центре. Но тут нужно быть аккуратным и проводить дополнительные исследования. Не всегда сам торговый центр будет совпадать по целевой аудитории с вашими ожиданиями, да по количеству сотрудников самого центра, готовых каждый день обедать и перекусывать у вас нельзя ориентироваться. К тому же почти всегда в таких комплексах находится зона фудкорта, где расположено сразу несколько заведений общепита. Так что, внимательнее при выборе! 

Само же помещение столовой разграничивается внутри на две основные зоны. Первая – кухня, вторая – зал для посетителей, где будет происходить приём пищи. Также ни в коем случае нельзя забывать, что всё помещение должно соответствовать нормам пожарной безопасности, то есть иметь как минимум два выхода. Иначе вы сильно рискуете столкнуться с проблемами от инспектирующих органов и при получении разрешений. 

Размер же помещения зависит от вашего изначального плана и финансовых возможностей вас, или вашего инвестора. 

Оборудование 

Оборудование для столовой не представляет собой сложных технологических приспособлений и станков, которые нужно тщательно отбирать и следить за постоянной исправностью каждого элемента. Но и отрицать важность его ни в коем случае нельзя. В особенности потому что вы будете взаимодействовать с людьми и нести опосредованную ответственность за сохранность их здоровья. Грубо говоря, если кто-нибудь отравится благодаря наплевательскому отношению к нормам санитарной безопасности, вам придётся не сладко. 

На данный момент, на рынке оборудования для столовых представлено множество вариантов от разных производителей. Ассортимент большой. Различия между вариантами сводятся в первую очередь к качеству сборки и ценовой категории. И всё-таки придётся потратить определённое количество времени, что создать представление о том, что доступно вам и на чём следует остановить свой выбор. 

В стандартный список необходимых к закупке наименований входят: 

- жарочные и варочные шкафы 

- столы для производства и разделки 

- мойки 

- посуда для приготовления еды 

- посуда для подачи посетителям 

- мебель (столы, стулья и прочее – в зависимости от ваших планов) 

Персонал столовой 

Как и предыдущие пункты, выбор персонала для вашего будущего заведения – не менее важная часть проектировки и создания. В первую очередь, потому что люди, которые будут заняты на рабочих местах вашей столовой, непосредственно будут влиять на успешность заведения. Потому как именно они будут напрямую взаимодействовать с целевой аудиторией и посетителями. А часть из них будет отвечать и за технологический процесс приготовления еды, что, как уже писалось выше, является ответственной частью всего предприятия. И если ваши повара будут неквалифицированными, то проблем точно не избежать. А если обслуживающий персонал будет хамить, то проблемы перейдут на уровень снижения популярности заведения и потери прибыли. 

Опять же, если вы стандартно нацеливайтесь на создания меню на основе блюд русской кухни, то и поваров в штат нужно нанимать целенаправленно имеющих навыки приготовления блюд именно этой кухни. 

В общем же штате всей столовой будет занято определённое количество человек, которое определяется исходя из ваших планов по организации предприятия, его размеров и направленности. Стандартно список такой: 

- Управляющий – один сотрудник 

- Повар – от двух сотрудников 

- Кухонный рабочий – от двух сотрудников 

- Посудомойки – от одного сотрудника 

- Кассир – от одного сотрудника 

- Уборщица – от одного сотрудника 

- Подсобный рабочий – от одного сотрудника. 

Итого, минимум восемь человек. 

Рекламная компания 

Даже если само открытие столовой позволит вам сразу же получить определённую аудиторию посетителей (например, сотрудников ближайшего бизнес-центра, которые с радостью воспользуются удобным и недорогим местом обеда), рекламная компания всё равно будет необходима. 

Во-первых, рекламные акции предназначены для увеличения количества посетителей и информирования большей потенциальной аудитории. 

Во-вторых, реклама будет создавать определённый имидж вашего заведения. 

Большинство из существующих рекламных каналов могут подойти для реализации маркетинговой программы. Однако вам нужно опять же провести анализ и выбрать наиболее действенные именно в вашем случае способы информирования потенциальных клиентов. Это могут быть и традиционные печатные средства. Такие, как раздача листовок, рекламные буклеты, информация в СМИ, так и более прогрессивные и актуальные способы – такие, как развитие группы в основных социальных сетях. Ориентироваться стоит исходя из определения вашей целевой аудитории и финансовых возможностей. Не забывайте, что расходы на рекламу – траты ежемесячного характера, и вкладываться во все доступные каналы связи с клиентами просто заведомо убыточное дело. 

Кроме того, есть ещё один фактор, который может облегчить вам задачу с рекламой. В случае соблюдения норм, организации качественного сервиса, вкусной еды и приемлемых цен, заработает так называемое «сарафанное радио» и вы будете получать новых клиентов только благодаря качественному подходу к работе. Этот способ наиболее эффективен и, что самое главное – бесплатный. 

Расходы и доходы 

Прогнозирование расходной и доходной части – важная часть бизнес-плана, потому как позволяет иметь под рукой поэтапную инструкцию к действию в различных ситуациях и вариантах развития вашего бизнеса. Главное, изначально не забыть про оценку всех возможных рисков. После проведения финансового анализа также можно будет понять, сколько времени понадобится для выхода на окупаемость. 

Что касается расходов на организацию подобного бизнеса, то есть стандартные пункты: 

1. Аренда помещения – до 1 миллиона рублей 

2. Заказ оборудования и необходимого инвентаря – в районе пятисот тысяч рублей. 

3. Зарплатный фонд – около 2 миллионов рублей в год 

4. Прочие затраты – около 150 тысяч рублей 

Таким образом, объём изначальных инвестиций в открытие бизнеса будет не меньше чем три с половиной миллиона рублей. Но естественно, цифры приведены крайне усреднённого характера. Во-первых, потому что разброс цен, например, на ту же аренду, будет зависеть не только от местоположения вашего заведения в конкретном городе, но и от регионального местоположения. 

Во-вторых, есть множество факторов, влияющих на другие показатели ценовых категорий, в том числе и общий рост цен, экономическая и политическая ситуация в стране. Так, если закупка оборудования обойдётся вам в одну сумму, то это же оборудование через год будет иметь другую цену. Поэтому и требуется постоянный анализ и мониторинг ситуации, а также подробный бизнес-план, статьи которого будут опираться на настоящую ситуацию конкретного времени. 

Что касается прибыли по вашему проекту организации столовой, она будет зависеть от всех вышеперечисленных факторов, начиная от спроса и ценовой политики вашего заведения, заканчивая маркетинговой стратегией, уровнем организованного сервиса и местоположением столовой. Также важным фактором для предприятия такого типа является возможность получения прибыли из других источников, помимо реализации блюд горячего питания. В первую очередь, как мы уже писали, это организация дополнительных мероприятий, таких как банкеты и корпоративные вечера. Но, естественно нацеленность на дополнительный доход в этой нише должна сопрягаться и с дополнительной работой, такой как привлечение целевой аудитории, постоянное информирование существующих клиентов и разработка адекватного предложения. 

По статистике, окупаемость такого заведения как столовая, которая реализует в перечне услуг не только реализацию блюд, но и устроение праздничных мероприятий на своей территории приходит в течение полутора лет.

Комментарии

Пока никто не оставил комментарий. Будьте первым кто это сделал!
{{ comment.user.initials }}

{{ comment.user.name }} {{ comment.date }}

{{ comment.text }}

{{ answer.user.initials }}

{{ answer.user.name }} {{ answer.date }}

{{ answer.text }}

Оставлять комментарии могуть только зарегистрированные пользователи. Войти или Зарегистрироваться