Идея бизнеса: производство кирпича

Строительный рынок растет, а вместе с ним повышается спрос на разные виды кирпича. Для организации производства понадобятся значительные средства, но это очень перспективное и стабильное направление.

  • 6 августа 2015
  • Верникова Кристина
  • 4
  • 2777
  • 4.3

Содержание статьи:

  1. Перед тем, как начнем
  2. Основные риски
  3. Местоположение
  4. Оборудование
  5. Кадры
  6. Документы и лицензии
  7. Маркетинг
  8. Доходность
  9. Резюме
  10. Видео

Перед тем, как начнем

Изучите спрос в своем регионе и в зависимости от результатов выберите вид кирпича, с производства которого будете начинать. Существует масса разновидностей:

- Технология и состав – клинкерный, силикатный, керамический, керамзит и другие.
- Применение – строительный, декоративный и специальный.
- Размеры – стандартный и нестандартный, полуторный, двойной.
- Прочность – пустоты до 45% от общего объема и до 13% от общего объема.
- Морозостойкость – марки от F15 до F100.
- Вид поверхности.

В процессе выбора стоит учитывать и сырье. Возможно, в вашем регионе есть большие запасы основного компонента для производства определенной марки кирпича. Доступность и цена сырья является очень важным фактором.

Проанализируйте ситуацию с конкурентами. Если в городе уже работает один крупный или несколько мелких производителей, необходимо выбирать те виды кирпича, которые конкуренты не выпускают. Если же в радиусе 10 км аналогичного производства нет, можно смело запускать стандартные марки.

На выбор технологии и вида кирпича влияет и размер стартового капитала.

Основные риски

Серьезно влияет сезонность – в зимний период потребность в строительных материалах снижается. Затруднена в холодные период и добыча сырья в карьерах. Распространенная практика – усиленная работа со средины марта до декабря. Зимой производственный процесс приостанавливается, а сотрудники уходят в отпуска.

Следует подготовиться и к жесткому контролю качества со стороны различных государственных органов. Сертификат соответствия необходимо подтверждать каждый год. Технический надзор проводит проверки раз в 6 месяцев.

Местоположение

Минимальная площадь цеха для изготовления кирпича – 400 м². В нем необходимо разместить линию для изготовления кирпича и предусмотреть площади под складские помещения.

Выдвигаются требования и к высоте потолков, минимум – 5 метров. Помещение должно быть подключено к холодному и горячему водоснабжению, отоплению для работы в зимний период. Для работы оборудования необходимо провести трехфазное электроснабжение.

Расположить производство кирпича можно в пригородных районах. Подойдут заброшенные складские помещения, различные производственные площади. Важна удобная транспортная развязка и максимальная приближенность к источникам сырья.

Оборудование

Экономить на этой статье первоначальных расходов нельзя. Покупать бывшее в употреблении или некачественное оборудование категорически не рекомендуется – не ремонты и простои вы потратите значительно больше, чем на покупку новой линии.

Набор оборудования во многом зависит от вида кирпича, который вы планируете выпускать, и технологии. Стандартный минимум для изготовления силикатного кирпича:

- Бункер для песка.
- Бункер для вяжущих компонентов.
- Смесители.
- Автомат для укладки.
- Пресс.
- Автоклав.

Для изготовления керамического кирпича нужны большие площади:

- Приемный бункер.
- Вальцы для разных типов помола.
- Пресс.
- Печь для обжига.
- Сушильная камера.
- Транспортеры.

Экскаватор и самосвал для добычи и транспортировки глины.
Также, нужен погрузочный кран. Необходимо иметь собственный грузовой автомобиль для транспортировки кирпича заказчикам. В затратах на приобретение оборудования следует предусмотреть и средства на различный инвентарь и паллеты.

На первых порах можно обойтись без печи для обжига. Сушка в естественных условиях занимает больше времени и ставит в зависимость от погоды. Готовые печи в продаже встречаются крайне редко. Практикуется заказ строительства печи и у производителей оборудования. Выбор типа печи – очень важный процесс.

- Туннельная. Стоит дорого, но процесс обжига автоматический. Качество кирпича выше.
- Кольцевая. Дешевле, но требует ручного труда. В результате, себестоимость кирпича повышается, а качество значительно ниже.

В общем, на реконструкцию и оснащение мини-завода мощностью около 4 000 шт. кирпича за смену следует иметь не менее 7 000 000 рублей. Организация крупного производства требует капитала около 100 000 000 рублей.

Кадры

Число рабочих зависит от уровня автоматизации. Даже при наличии самой современной линии для работы в одной смене необходимо 4 человека. Если преобладает ручной труд, численность рабочих увеличивается до 20-и.

В смене должен быть опытный мастер, он контролирует соблюдение технологии. Наладчик, водитель, уборщица и бухгалтер работают на полную ставку. Желательно с первых дней работы найти квалифицированного менеджера по работе с клиентами.

Документы и лицензии

В процессе регистрации можно выбрать ИП или ООО. Если планируете поставлять продукцию юридическим лицам, лучше оформить ООО.

Для запуска производства необходимо пройти процесс сертификации. Кирпич должен соответствовать целому ряду ГОСТов. Следует получить разрешения пожарной охраны, СЭС и территориальных органов управления.

Если вы планируете самостоятельно разрабатывать карьер с глиной, нужно получить лицензию от ГК природных ресурсов. Процедура оформления стоит около 1 500 000 рублей.

Оформление разрешительных документов занимает не меньше месяца. С получением лицензии на разработку карьера процесс может затянуться надолго. Лучший выход – нанять опытную юридическую фирму, специализирующуюся на этой отрасли. Так вы сэкономите и время, и средства.

Маркетинг

Ограничиваться продажей кирпича частным покупателям нельзя. Еще до начала производственного процесса следует начать переговоры с оптовыми покупателями. Решающую роль играют качество, мощность производства и ценовая политика. Разработайте коммерческое предложение и посетите лично всех руководителей магазинов строительных материалов, оптовых баз, коммунальных и строительных организаций.

Создайте сайт предприятия и активно занимайтесь его продвижением. Если вы сможете предложить конкурентную цену и находитесь в непосредственной близости к железнодорожным магистралям, покупатели найдутся и в других регионах.

В работе с частными покупателями эффективны объявления. Регулярно расклеивайте их на остановках и возле магазинов на дачных массивах, в коттеджных районах, на вокзалах и автостанциях. Объявления в местных СМИ также приносят неплохой результат. Формируйте различные ценовые предложения в зависимости от сезона.

Доходность

Этот показатель во многом зависит от выбранной технологии, вида кирпича, уровня автоматизации и объемов производства. Влияют и другие факторы: местные цены, закупочная стоимость сырья, транспортные расходы.

Средняя стоимость одного стандартного кирпича колеблется в пределах 5-8 рублей. Себестоимость изготовления 4 000 штук, которые мини-завод может производить за смену, составляет около 16 000 рублей. Даже при цене за штуку 5 рублей чистая прибыль от продажи кирпича, изготовленного за смену, составляет 4 000 рублей. Месячная прибыль – 4 000х22=88 000 рублей.

Нормой для мини-завода считается выход на окупаемость через 2-2,5 года. Для крупных предприятий этот период может составлять и 6 лет, но в перспективе прибыльность больших объемов производства намного выше.

Резюме

Спрос на кирпич показывает незначительный (4-6% в год), но стабильный рост. Это направление перспективно, особенно, если вы сумеете освоить инновационную технологию изготовления. Начать работу с мини-завода можно, но все доходы следует направлять в развитие и расширение производства. Иначе, в будущем на вашем территориальном рынке появится крупный конкурент, соперничать с которым будет невозможно.

Видео


Идея бизнеса: производство кирпича.pdf