Основные понятия франчайзинга

Для многих начинающих предпринимателей франшиза становится единственной возможностью организовать собственный бизнес. Прежде, чем приступать к изучению предложений, следует познакомиться с основными терминами и разобраться в их сути.

  • 13 июля 2015
  • Новиков Сергей
  • 4
  • 1396
  • 4.5
“Франчайзинг”

Франчайзинг – это особая схема функционирования бизнеса. В чем она заключается?

Есть крупная или не очень, но успешная компания, которая предлагает потребителям популярные товары или услуги. Есть начинающий предприниматель, который пока не имеет опыта ведения бизнеса и достаточного стартового капитала для воплощения в жизнь своих амбициозных проектов.

Руководство крупной компании понимает, что для дальнейшего развития необходимо расширять географию своего присутствия. Можно открывать сеть филиалов, это дорого, долго и не всегда гарантирует успех. Второй вариант – разработать франчайзинговый пакет, это намного дешевле, реализуется быстрее, потери при неудаче намного ниже.

Начинающему предпринимателю за определенную плату или процент от будущих прибылей предоставляются:

  1. Товарный знак успешной фирмы.
  2. Право продавать ее продукцию или услугу.
  3. Протестированная на практике бизнес-схема и масса других организационных преимуществ.
  4. Методические пособия, маркетинговые схемы, тренинги для руководителей, обучение персонала.
  5. Оборудование, сырье.

Взамен от него требуется четкое соблюдение условий договора. Как правило, франчайзинговый пакет, включает в себя определенный перечень взаимных льгот и обязательств между партнерами. В договоре указывается оплата и форма ее поступления, оформление документов проходит с учетом законодательства об охране интеллектуальной собственности.

Чем эта схема отличается от покупки готового бизнеса?

  1. Предприниматель сам ищет место и персонал для своего предприятия.
  2. Крупная компания предоставляет все необходимое для создания бизнеса, строит его под чутким руководством куратора сам предприниматель.
  3. Выплаты осуществляются постепенно по результатам деятельности. Возможен первоначальный взнос.
  4. Для покупки готового бизнеса нужно лишь заплатить за него требуемую цену. При оформлении франчайзингового договора предприниматель должен доказать свою способность развивать бизнес. Учитывается наличие помещения в перспективном районе, численность населения, иногда требуется минимальный опыт предпринимательства или работы в выбранной сфере.
  5. При покупке готового бизнеса новый владелец занимается его развитием самостоятельно. При франчайзинговом соглашении ему помогают и осуществляют контроль. Существуют определенные ограничения на ведение дел. Свобода в предпринимательстве наступает по истечении срока договора.
“Франчайзер”

Франшизодатель (франчайзер) – это крупная, просто успешная или располагающая популярным продуктом, перспективная компания с раскрученным брендом и хорошей репутацией. Это характеристика франчайзера, предложения которого следует принимать к рассмотрению. Встречаются франшизы от совсем молодых компаний, которые таким способом пытаются популяризировать свой бренд и продукт. К подобным предложениям желательно относиться с опаской.

Франчайзер предоставляет на определенное время по договору, в котором оговариваются все условия сотрудничества, начинающему предпринимателю право использование своей торговой марки и других проверенных на практике секретов достижения успеха на конкретной территории. Не следует воспринимать франчайзера исключительно как «доброго волшебника» и благодетеля. В первую очередь, его заботят собственный прибыли и популяризация своего бренда с минимальными затратами.

“Франчайзи”

Франчайзи (франшизополучатель) – это начинающий предприниматель, который приобретает на оговоренных в договоре условиях на конкретный срок право вести коммерческую деятельность, используя бренд, финансовые схемы, маркетинговые приемы, технологии, товары или услуги правообладателя.

За эти права, товары или услуги, помощь и обучение у менеджеров головной компании франчайзи выплачивает франчайзеру вознаграждение в двух видах:

  1. Первоначальный взнос.
  2. Роялти – поэтапный выплаты в виде определенного процента от прибыли или фиксированной суммы, указанной в договоре.

Эксперты рекомендуют в первую очередь изучать проекты с минимальным первоначальным взносом и высоким роялти. При наличии значительного пакета с обучающими материалами и тренингами эта схема говорит о заинтересованности франчайзера в развитии и успехе франчайзи.

Франчайзинговой или франшизной системой называют структуру, состоящую из франшизодателя и всех франчайзи, сотрудничающих с головной компанией.

Видов франчайзинговых проектов много. Самые популярные:

Прямой

Франшизу продает непосредственно франчайзер. Для установления постоянной взаимосвязи между сторонами договора, обучения и контроля этот вид идеален. Трудности возникают, если в роли франчайзера выступает международная компания. Из-за отдаленности головного офиса, языковой проблемы и законодательных различий могут возникать накладки с поддержкой небольшого регионального франчайзи, ведь всегда существуют местные особенности ведения предпринимательской деятельности.

Лучшим вариантом для прямого франчайзинга является сотрудничество с отечественным франчайзером. Если речь идет о международной корпорации, приемлем вариант с крупным и уже добившимся определенного успеха фрачайзи, располагающим собственными ресурсами для развития бизнеса. Как правило, при заключении договора речь идет о праве использовать популярный бренд.

Мастер-франшиза

Международные франчайзеры непосредственно сотрудничают лишь с одним представителем на территории страны и передают ему эксклюзивное право на развитие собственной франчайзинговой системы. Это дает возможность оперативно и правильно приспосабливать проект под местное законодательство, особенности спроса и другие факторы. Правообладатель мастер-франшизы получает деньги от продажи франшиз. Заботы о привлечении новых франчайзи, обучении, оптимизации расходов, заключении договоров и контроле за их соблюдением занимается посредник. Не все представители располагают возможностями для обеспечения полной поддержки региональных франчайзи.

Главный совет – изучайте каждую франшизу отдельно и сопоставляйте проект с местными условиями, своими возможностями и предпочтениями.


Основные понятия франчайзинга.pdf