Стоит ли начинать бизнес в кризис?

Стоит ли начинать бизнес в кризис? Знаете, это вопрос из разряда «тварь я дрожащая али право имею»

  • 13 марта 2015
  • Верникова Кристина
  • 9
  • 4801
  • 4.4

Знаете, это вопрос из разряда «тварь я дрожащая али право имею». И стоит только задать его на форуме или в баре, как начинаются бурные холивары с убийственными доводами от обоих сторон. Одни доказывают, что клиенты экономят, аренда дорожает, экономика стоит и ни у кого нет денег. А другие – что пока конкуренты умирают, в торгово-офисных центрах освобождаются места, а другие предприниматели боятся что-то делать, у бизнеса больше всего шансов рвануть вперед и достигнуть успеха.

Так кто же прав и стоит ли открывать бизнес с нуля в условиях кризиса? Сейчас разберемся.

Когда лучше всего начинать бизнес?

Есть теория, а есть практика. Теория нам подсказывает, что лучше всего открывать свою компанию на растущем рынке. А практика заставляет вспомнить: вы живете здесь и сейчас, а значит, именно сейчас лучшее время, чтобы начать свой собственный бизнес. Сейчас – когда вы чувствуете, что готовы и что вам надоело работать на дядю. Когда у вас есть идея и вы уверены в ней на 100%. Пока другим тоже не пришла ваша идея в голову… в противном случае, вам всегда будет что-то мешать: кризис, слишком дорогой доллар, слишком затхлая экономика, слишком большая коррупция, слишком мало прочитанных книг и пройденных курсов по предпринимательству. Пока вы ждете своего часа и конца очередного кризиса, другие действуют. И зарабатывают свои миллионы.

Что говорит экономика?

Часто говорят, что у российского бизнеса есть только два режима: кризис и до кризиса. И как любой стакан наполовину полон, так и начало бизнеса в любое время, в том числе и в кризис, имеет свои положительные моменты. С одной стороны, вы станете более сосредоточены и целеустремленны, научитесь вести свое дело с минимумом издержек и сдерживая удары суровых экономических реалий – многие, начинающие в «спокойное время», не могут выдержать резких перемен и сливаются. С другой стороны, большинство ваших потенциальных конкурентов во время кризиса начинают экономить, меньше вкладываются в рекламу, затормаживают маркетинговые программы, сворачивают открытие новых точек и закрывают существующие, что делает их менее заметными… а тем временем, в торговых и офисных центрах появляются интересные места по очень хорошей цене, о которых вы раньше даже не мечтали!

Хорошая бизнес-идея – наше все

Еще одно преимущество открытия бизнеса в условиях кризиса – это то, что он обязывает вас приспосабливаться к реальным потребностям людей и думать, что действительно нужно вашим клиентам, а не продавать ласты со стразами. Продумайте свою целевую аудиторию до мелочей: кто это, какой у нее возраст, социальная группа, как она живет, где работает, как проводит свободное время, какие у нее проблемы и сколько денег она готова потратить. К тому же, есть ряд бизнесов, которые актуальны всегда или даже расцветают в кризис с новой силой. Что это? В первую очередь, продукты питания, лекарства, хозяйственные товары. Усиление спроса чувствуют микрокредиты и ломбарды, сейфы и услуги коллекторов, ателье и курсы по переквалификации, а также интернет-магазины различного толка, от детских товаров до электронных дискаунтеров.

Минимизируем риски

1.Изучайте рынок и конкурентов. Если бизнес легко начать, у вас будет много конкурентов – но у каждого из них есть свое слабое место. Играйте на их слабостях и представьте свою фишку, свою изюминку, то, что будет отличать вас от других и заставит возвращаться к вам вновь и вновь.

2.Составьте хороший бизнес-план с грамотным экономическим обоснованием. Не экономьте на услугах юриста: он поможет вам подобрать оптимальную форму занятости, подготовить выигрышный договор и проконсультирует по всем интересующим вопросам.

​3.Постоянно мониторьте рынок коммерческой недвижимости, чтобы выловить действительно выгодное предложение. Не хватайтесь за первое попавшееся и не бросайтесь в кредиты – гораздо лучше попробовать получить субсидию или обратиться к помощи друзей или родственников.

4.Захватите как можно больше рекламных каналов и не скупитесь на маркетинговые акции. И забудьте о существовании рекламы на телевидении и радио: вам нужен эффективный инструмент, который реально работает.

5.Атакуйте. Атака всегда более эффективна, чем защита и оправдания. Атакуйте конкурентов, сделайте так, чтобы клиенты не забывали о вас, ищите ошибки у проверяющих.

6.Держите свои документы всегда в порядке. Обратите внимание на безопасность активов компании и держите их подальше от реальной экономической деятельности, чтобы, даже если что-то пойдет не так, вы их не потеряли и могли немедленно начать новый бизнес.

И помните: да, начинать бизнес в кризис да еще и с нуля – это риск. Но он того стоит. В любом случае, вы получите бесценный опыт, знания, новые эмоции и новые связи. А самое главное, ваши шансы на успех напрямую зависят от вас. Так что хватит читать эту статью – давайте, дерзайте!


Стоит ли начинать бизнес в кризис?.pdf