Сокращения в кризис: за что вас могут уволить и что теперь делать?

Как говорит создатель рекрутингового агентства Pruffi, Алена Владимирская, прогнозировать в нашей стране что-либо, а особенно в кризис – дело неблагодатное. Но одно можно сказать точно: сокращения в кризис будут.

  • 22 января 2015
  • Верникова Кристина
  • 8
  • 2340
  • 4.4

И в этот раз они будут достаточно большой силы – в среднестатистической московской компании могут урезать до 25-30% персонала.

Конечно, в России о сокращениях обычно заранее не говорят. Прямо о своих планах по увольнениям в кризис готовы поделиться не более 3% компаний, а остальные занимают выжидательную позицию и шепчутся об этом в кулуарах.

Впрочем, и специалисты подчеркивают, что сильного всплеска безработицы все же не будет. Трудоспособное население только с 2008 года сократилось на 1 млн человек да и прошлые кризисы научили, что ценные кадры в тяжелое время еще могут пригодиться. Но это не меняет того, что группы риска уже обозначились. Кого же с большей вероятностью сократят в кризис?

“Итак, кого могут сократить в первую очередь?”

• Первая волна – журналисты, рекламщики, пиарщики, маркетологи. То есть те, без кого любая компания, по большому счету, может обойтись и продолжать функционировать. Бизнес начинает экономить, непроизводственники не приносят прямой прибыли, а раз так, то под нож первыми попадут те, кто пострадал и в прошлый кризис. Кстати, сюда же можно отнести и банкиров: банковская сфера также всегда первой реагирует на экономические и политические потрясения.

• Вторая волна – девелоперы, консалтеры, сотрудники всего люксового, а также баров и ресторанов. Тут, по словам Алены Владимирской, логика проста: когда до собственников дойдет, что они живут в новых условиях, они начнут допиливать все неключевое, избавляться от слабых звеньев в каждой цепочке или доводить ситуацию до того, чтобы они с удовольствием ушли сами. А тут уж увольнения кризиса дойдут и до продавцов, особенно, работающих в высшем сегменте.

• Третья волна – ключевые игроки, чья компетенция не совсем устраивает или кто плохо показал себя во время кризиса. Кого могут сократить здесь в первую очередь? Под прицелом – финансовые директора и директора по продажам, а также кризис-менеджеры, бухгалтеры, оставшиеся продавцы и маркетологи. Эту волну можно считать пиком и она, кстати, наименее эмоциональная из всех: паника уже ушла – остались сухие цифры.

Есть и те, кого сокращения в кризис мало коснутся. Это работники интернет-компаний, дешевый массовый ритейл и, как бы грустно это ни звучало, коллекторские агентства. Также популярностью будут пользоваться дешевые развлечения – кинотеатры, боулинги, катки – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Впрочем, и тут не стоит ожидать повышения зарплаты – индексировать заработную плату будет минимум компаний да и перегрев предложения на рынке труда тоже сыграет свою роль. А если учесть, что инфляция обещает быть двузначной, то, сами понимаете, реальные доходы будут падать и падать.

Впрочем, даже если вас уволили – не стоит переживать и отчаиваться. Ведь это отличная возможность остановиться на миг, осмотреться по сторонам, пересмотреть ценности, найти новые возможности для развития… а может, даже заняться тем, о чем вы всегда мечтали, и открыть свой бизнес? Даже если вычесть материальную составляющую, свой бизнес – это новый опыт, новые впечатления, новые связи и совершенно другой способ мышления. А главное, тут уже вы сами будете выбирать, кого уволить в следующий кризис и почему.


Сокращения в кризис: за что вас могут уволить и что теперь делать?.pdf