Какой бизнес выживет в кризис?

Рецепт успешного бизнеса, который выживет в кризис в России

  • 7 февраля 2016
  • Верникова Кристина
  • 4
  • 2622
  • 4.1

Вечерами я люблю ходить в одно кафе, расположенное через дорогу. Ничего особенного, вроде бы, однако в этот кризис всего его «конкуренты» уже закрылись. Не стало кальянный в соседнем здании, закрылись суши-бар и паб в торговом центре в десяти минутах ходьбы. А руководство «моего» кафе наращивает обороты и подумывает о расширении.

Или место с самой вкусной шаурмой-пиццей в городе: у его дверей в любое время дня и ночи толпится кучка страждущих, желающих по-быстрому, вкусно и дешево (!) утолить свой голод. Владельцы забегаловки не думают о расширении – они УЖЕ открыли второй зал, который так же не пустует. И кому какое дело, что рядом закрылось еще два киоска с шаурмой, а через дорогу пустует макдоналдс?

В чем причина их успеха? А ведь оба эти бизнеса имеют нечто общее. У них есть что предложить клиенту. Первое кафе предлагает проведение праздников для детей, достаточно широкую кухню и напитки на любой вкус и кошелек. А кто будет экономить на детях или откажет себе в удовольствии хотя бы раз в неделю попить вкусный чай в приятной обстановке за 90 рублей?

Во втором случае мы видим классический фастфуд, угадывающий желания своих клиентов? Жрать деревянные гамбургеры за сто рублей? А зачем, когда напротив есть заведение, где можно поесть вкусную, сочную, вредную пиццу всего за 70 рублей? И чай за десять. Сравните это с ценами в известных франшизах. Но все-таки главное – вкус.

“Итак, первый признак того, что ваш бизнес выживет в кризис: вам есть что предложить по сравнению с конкурентами. Будьте «уникальными, но без этих стартаперских закидонов.»”

По-настоящему, эти примеры хорошо показывают и второй признак выживания бизнеса в кризис в России: ориентируйтесь на бедных. Бедняков в России – 75% населения. Они не ходят в барбершоты, не знают, что такое смузи, не пьют коктейли за 450 рублей. Предложите им лучше быстрые стрижки за 100, горячий кофе в стаканчиках с собой за 30 и пинту пива за 120 рублей. Поверьте, они не хотят знать, в каких сортах крафтового пива вы знаете толк или о том, что блеклый арт на фасаде вашего ужасного кафе стоил полмиллиона рублей. Но они ходят в общепит, покупают еду и не отказывают себе в маленьких удовольствиях. Например, новая сеть региональная пекарен «Жар Свежар», с булками по 15 и вкуснейшими пирожными за 20 рублей, нарастила за два кризисных года свою филиальную сеть почти в 6 раз (с 5 до примерно 30 точек)!

Из этого вытекает и третий, прямо противоположный пункт выживания бизнеса в кризис: работайте с богачами. Не секрет, что в сегменте автомобилей растут продажи у таких топовых марок как Роллс-ройс, Мазератти, Мерседес, тогда как машины среднего класса показали падение до 60%. Как бы не печально было это признавать, но бедные в кризис и правда беднеют, а богатые – богатеют. И богатые будут все также есть фуагра за 7,5 тысяч рублей в ресторанах, бронировать столики в клубах за 100 тысяч и делать многое другое. Забейте на средний класс! Особенно если вы не в Москве – выкидывайте свои митболлы и бороды в мусорки, хипстерам остается только трындеть в интернете, а ваши клиенты туда не заходят. Минус – войти в бизнес в люксовом сегменте стоит весьма дорого.

Четвертый пункт – работайте с Западом. Особенно если ваш бизнес имеет отношению к творчеству и высоким технологиям. Но не только. У меня перед глазами есть несколько примеров: игровая студия, забившая на российский рынок и клепающая проекты для STEAM и мобильных устройств – в прошлом году она заработала почти 4 миллиона долларов, а ее сотрудники честно могут сказать, что они одни из немногих в России получили в кризисный год зарплату втрое большею, чем за предыдущие пару лет. Другой пример – небольшой фермерский кооператив, который не поскупился на создание своего производства и прохождение евросертификаций, и теперь продает продукты с добавкой «эко» в Израиль. Их оборот вырос в пять раз за год. Каких-либо эмбарго они не боятся, в случае чего собираются переключиться на Китай. Можно заняться различной аутсорсинговой деятельностью.
Кстати, этот пункт подходит и для бизнеса, работающего с туристами – благодаря курсу, иностранный турпоток в Россию вырос почти на 30% и его рост продолжается.

Пятый пункт. Клиентоориентированность.
Внедряйте ее на всех этапах вашего бизнеса. Сейчас привлечь клиента стоит почти в два раза дороже, чем три года назад. А значит – если он у вас появился, не теряйте его. Это верно для каждого бизнеса, но в качестве ремарки помните: в зависимости от вашей сферы это может быть что угодно (качество, цена, эксклюзивность и т.д.), самое главное – чтобы клиент всегда оставался довольным. Встречайте чаем, кормите конфетами, если понадобится. Любите его, как своего лучшего друга. Клиентоориентированный бизнес никогда не погибнет из-за того, что у него не осталось клиентов.

Итак, как вы видите, рецепт успеха прост – много работать, не брать кредитов, удовлетворяться небольшой пока прибылью. И вы переживете любой финансовый шторм.


Какой бизнес выживет в кризис?.pdf